Мнение о романе «Русские ушли»

Итак, я дочитал роман «Русские ушли». Просто, если кто не в курсе, я сейчас нахожусь в санатории, и читаю довольно быстро. Так вот, книгу я дочитал, что называется, только что. А ещё я посмотрел комментарий к статье о том, что начал его читать. Не знаю, останется ли тот комментарий до завтра — просто некоторые люди свои комментарии, спустя время, могут и удалить, но… меня прокомментировал один очень интересный человек. И он написал мне, как именно писался этот роман. Кстати, он написал, что я угадал насчёт того, что планировалось «Инквизитора» «упаковать» в ту же Вселенную, но не срослось. На самом деле, конечно, жаль, так как было бы на это интересно посмотреть. Но, не суть. Суть тут в том, что после того, как мне рассказали, как именно писался этот роман, я даже и не знаю, что про него написать.

Дело в том, что Светлана сознательно писала роман именно в стиле «трэша». Ну, знаете, наверное, поговорку о том, что сделать трэш сильно сложнее, чем сделать что-то качественное. И, на самом деле, ей это удалось. Когда я читал роман — а сегодня я дочитывал до того, как герой попал к русским, на «Землю-2», я не знал, плакать мне, или смеяться. Потому что… ну, такая смесь царской России, со всеми их «фишками», буквально «выкрученными на максимум», с преклонением героя перед США (ну, тут неудивительно, он же вырос в Больших Штатах) и технической отсталостью этой самой России… Ну, это даже описать не получается, это надо читать. При этом, как я уже говорил в прошлой статье, нельзя сказать, что книга написана плохо — написана она на самом деле хорошо. Да, конечно, в самом конце нам раскрывают почти все тайны — что тут вообще происходит, как русские «докатились до жизни такой», кто виноват, и что, как говорится, делать. Только концовка подкачала — потому что роман обрывается на самом интересном месте, и мы понимаем, что развития этих событий мы уже просто не увидим.
Но, давайте что ли, разбираться, что тут у нас с книгой, и стоит ли её вообще читать? На самом деле, мне вот очень сильно понравился такой персонаж, как Борис, который был «художником», использовал в качестве красок кое-что нехорошее, но потом, после того как герои от него ушли, понял, что занимался не тем. При этом, он ещё и скандал устроил, но кончилось тем, что он решил стать священником. И стал, что самое интересное. Кстати, на его историю похожа история Василия Князева из «Инквизитора». Гениальный инженер, но совершенно безвольный человек. Из-за своей слабой воли много играл, проигрывал, потом попал в банду… А потом, после того как его арестовали, он изъявил желание уйти в монастырь и научиться писать иконы. Кстати, мне понравилось дальнейшее развитие этого персонажа.

Но, давайте, как говорится, ближе к делу. Итак, если принять во внимание то, что данный роман является трэшем — что вообще можно о нём сказать? Ну, начать с того, что написан он хорошо и довольно грамотно. Например, поступки героев логичны. Характеры прописаны довольно хорошо. Вот, к примеру, взять такого Шанка — человека, который в тюрьме был «бригадиром». Персонаж эпизодический, если честно, персонаж… ну, наверное, не самый положительный — тем более, если учесть, чем он занимался с «рыбкой» по имени Фрэнки Фишер (кстати, «говорящие фамилии» в романе я оценил — например, фамилия главного героя — Тейлор, а в России он стал Портновым). Так вот, несмотря на всё, что известно о Шанке — это не самый плохой человек. Он честен с Тейлором, честен с собой, честен с окружающими. Но, при этом, он очень наивен, если можно так выразиться. Собственно, про него очень хорошо Тейлору сказал Стэнли Закарофф («Профессор»), когда Тейлор изо всех сил пытался отговорить Шанка от самоубийства. А «профессор» сказал, что это бесполезно — Шанк считал, что всё так и должно идти, и такая смерть, якобы, по «карточному долгу» — это нормально. Ну что сказать… Человек на самом деле в это верил, но тот, ради кого он умер, этого, наверное, даже не заметил. Для Роберта это были просто слова…

Или можно взять бойца Никитенко, вместе с которым главный герой — теперь уже Михаил Портнов, конвоировал людей на место отбытия наказания. Хороший парень, честный, цельная натура. Хотел через военную службу, стать агрономом, или архитектором. Выжил при катастрофе (когда на мост, по которому шёл поезд, упал «корабль Чужих»). Но при этом, они спасли от смерти одного из конвоируемых. Фактически, не дали ему утонуть. А он — зарезал Никитенко и попробовал зарезать Портнова…
Да и если говорить о других персонажах — они удались Светлане (собственно, там и Олег Дивов приложил руку) очень хорошо. Даже самые неприятные типа, получились очень хорошо и интересно. Собственно, мне всегда нравилось, когда так делается. Казалось бы, человек появляется в книге, максимум, на несколько страниц — но он личность, он живой, за ним есть какая-то история. Это на самом деле, очень хорошо и здорово.
И то, как тут была описана «Российская Империя» и то, как это вообще получилось. Знаете, это было интересно описано. И, кстати говоря, кто бы что не говорил — всё ведь правильно получилось. Что снова появились сословия и тому подобные вещи. Что людям из низов были перекрыты все ходы. Нет, можно было, например, через армию как-то выбиться в люди, но, судя по тому, как авторы описали армейский быт — это было не так просто. И нет, я не про отношение «старослужащих» к «молодым», и те методы, которыми Портнов завоевал расположение людей. Я вообще. Знаете, я не имел возможности посмотреть на армию того времени. Я общался только с теми, с кем оказался в части и в «командировках». И, например, такого, что было описано здесь, я не видел. Не видел я «дедовщины» (хотя, говорят, её сейчас вообще нет), не участвовал в придании сугробам «правильной формы» и в иных «мероприятиях». Я занимался выполнением своих обязанностей. Да, порой мне было скучно — но я находил, чем себя занять. Писал, в частности. Общался с интересными людьми. Находил себе занятие — чтобы его мне не нашли за меня. Но, может, это только у меня так было, я не знаю. Но, в общем, армейский быт, описанный в романе, показался мне жутковатым.
Но, наверное, лучше всего авторам удался тот «твист» с «Чужими». Рассказывать я про него, наверное, не буду, это надо прочитать, чтобы осознать. Потому что это, на самом деле, страшно. Страшно, как и то, что хотели сделать некоторые люди в этой самой «новой Российской Империи» с «Большими Штатами». Знаете, может, сейчас некоторые с удовольствием бы устроили США примерно тот же самое, но… я бы этого не хотел. Это как-то… не по-русски, не по-человечески…
А так, про роман можно сказать так — это не самое плохое произведение из тех, что я читал. Ну, а если учесть все эти вводные, то даже хорошее, наверное.