Воображение нового мира
История — это политика, опрокинутая в прошлое, утверждал основоположник марксистской-советской историографии Покровский. Любое общество интерпретирует историю как свою предтечу, воображая все исторические события как указание на себя.
В эпоху модерна главным героем воображения был «исторический факт», на базе которого строилась интерпретация. При этом в основе всегда лежала определенная вера, например, в классовую борьбу как двигатель истории (в пошлом изложении «всё из-за денег»).
В эпоху постмодерна факт потерял свою сакральную ценность. Воображение раскрепостилось и творит историю без подгонки под фактологическую рамку. Отсюда, например, чернокожая королева Англии в нашумевшем сериале «Анна Болейн». Отсюда же бесконечное расовое, гендерное и иное разнообразие в современном кинематографе.
Вокруг нас всегда было сплошное ЛГБТК+ (признано экстремистским и запрещено в РФ), помноженное на полное этническое смешение, как бы говорит нам запрещенный «Нетфликс». Конечно, они лгут. Но в основе данного подхода не просто манипуляция, а отмена самой рамки правда/ложь. Перед нами творение еще одного воображаемого мира. То есть несоизмеримо более опасное явление, чем просто ложь.
В каком-то смысле у западного постмодернистского кинематографа нет иного выбора. Они либо совсем не обращаются к теме истории, либо изображают ее как бесконечное кромешное зло в исполнении «белой сволочи», либо переписывают на корню. С этим коктейлем мы и имеем дело: комиксовое изложение истории, в которой предельно разнообразные герои (меньшинства) поглощают всё пространство, отменяя большинство как таковое.
Современное фэнтези (какой-нибудь сериал «Ведьмак», где герои обретают нетрадиционную ориентацию и меняют этническую принадлежность) в этом отношении ничем не отличаются от «исторического кино». Это буквально одно и то же явление. На любое наше возражение о том, что нельзя так извращать книгу, нам всегда возразят, что книга — это выдуманное произведение и оно всегда может быть переписано. Аналогично нам скажут и про реальную историю: вы же ее выдумали под себя, а мы — воображаем под себя уже на иных основаниях, потому мы — иные. «Вы» и «мы» здесь условные термины, речь о разных устройствах социума (модернистском и постмодернистском).
«Нетфликс», говоря языком Маркса, представляет собой раскрепостившееся ложное сознание, которое бредит вне прежних рамок.