Проклятие выживших, или А зачем козе баян?
«Проклятие выживших» — это название второго сезона отечественного сериала «Молодые и сильные выживут» по мотивам романа О. Дивова «Закон фронтира». Мотивы там очень и очень отдаленные, к концу первого сезона они исчезают и во втором отсутствуют вовсе. От Дивова взята только первоначальная завязка сюжета.

Читатель знает, что мы обзоры фильмов и сериалов не публикуем, а если какой-то очередной киношедевр разбираем, то с умыслом на обобщение и переход к нашей унылой действительности. К черному списку самых глупых и бесполезных занятий (а к тому же еще и вредных для общества) можно смело отнести потуги неких бездельников объяснить другим людям «что автор имел в виду» простыми словами. Это наше общее (коллектива канала) убеждение. Бессмысленность таких вот трансляций для тугодумов нам совершенно очевидна, ведь мы уже давно на личном опыте выяснили, что любое произведение искусства (роман, стих, картина, скульптура, музыка, театральная постановка или кинофильм) срабатывают как своего рода «катализатор смысла», действие которого индивидуально для каждого зрителя, слушателя или читателя. Что-то там в голове, а то и в душе (у кого она есть) все перечисленное цепляет (или не цепляет), в результате чего формируется личное видение. Одни ржут, другие плачут, третьи зевают, четвертые под шумок шарят по карманам. Каждому свое.
Квалифицированный пропагандист указанные тонкости очень хорошо себе представляет. Он понимает, например, что с пафосом лучше не перебарщивать. А то ведь можно тихое хи-хи получить в ответ на все духоподъемные потуги, да еще с матерными рифмами, что лучше бы вообще обычные анекдоты рассказывать. И еще он знает, что кино или книга может что-то там в голове у человека подтолкнуть, сдвинуть и в этом сдвинутом состоянии откроется совсем непредусмотренный замыслом художника или писателя смысл. Расстреливай потом писателя, не расстреливай, а поезд уже ушел и даже рельсы разобрали. Искусство пропаганды тем и отличается от дешевых агиток, что предусматривает подобные парадоксы сознания, использует их или, наоборот, блокирует.
Сериал, который мы взялись разбирать, я просмотрел по просьбе и по поручению редакции. Все серии. Мы потом сравнили с редактором свои внезапные ассоциации и с удивлением заметили, что оба обратили внимание на один и тот же крамольный эпизод. Точнее, крамольным он стал в нашем профдеформированном сознания, а режиссер, скорее всего, ничего такого и не думал. Но нам-то какая разница, что там думал режиссер? И что он хотел сказать, тоже не сильно нас волнует. Нас волнуют собственные мысли и собственные ассоциации, чувства и переживания. И вас, уважаемые, тоже. В том-то оно и дело… Впрочем, немного надо рассказать о самом сериале.
Фильмец, скажем честно, получился откровенно жуткий, местами нелогичный и совершенно безнадежно унылый, а ведь роман Дивова был совсем другим в плане пробуждаемых чувств. Ну, может, оно и хорошо? Нам же полезно немного взбодриться и по сторонам посмотреть прояснившимся взглядом. Такова волшебная сила искусства. Это козе баян не нужен, культурно выражаясь, просто совсем, а человеку душевному его трели и переливы позволяют на мир взглянуть по-иному. Как говорится, то ли спеть захотелось, то ли пришить кого…
Ну, вот давайте немного о нежданно нагрянувших после просмотра упомянутого сериала мыслях и поговорим.
Наверное, первая ассоциация, которая возникает практически у всех, глядя на экранные образы так называемых «тупарей» (жертв некоего феномена то ли искусственного, то ли естественного происхождения, в результате которого все заснули, а немногие проснувшиеся потеряли память), это наши будущие поколения, выращенные в варианте «на горшок уже с смартфоном». Также очевиден подтекст с образами тех, кто вспомнил больше, кто восстанавливает память или каким-то чудом умудрился ее сохранить. Самых добрых и душевных из них «тупари» попросту убивают, а прочие начинают понимать, что с живущими без памяти деликатничать не стоит, ими нужно жестко управлять, используя свое интеллектуальное преимущество и багаж знаний.

Что-то в этом духе сценарист и режиссер явно пытались пропихнуть зрителям, поэтому тут результат восприятия прогнозируемый. Но вот для меня, например, на первый план вышло совсем другое, задвинув в тень перечисленные выше смыслы. В первом сезоне действует некий Вован, местный бандит и к тому же маньяк-потрошитель, живущий в заброшенном особняке наподобие людоеда из сказки про Элли и Изумрудный город. В той, нормальной жизни, что предшествовала катастрофе, он был школьным учителем и никаких порочных склонностей не проявлял. А тут проснулся вдруг, вспомнил кое-что и осознал себя в новом качестве: свободным от оков морали. Ну, нутро и поперло наружу…
Ох, дорогие мои… Жуткий этот смысл и раскрывать его применительно к текущей реальности нет никакого желания. Кто не сталкивался, не поймет и воспылает праведным гневом, а кто сталкивался, тому зачем объяснять? Но направление мысли, так сказать, запомните на всякий случай, глядишь, в критический момент подсознание и исторгнет нужную подсказку. Пригодится, короче. Стоит еще запомнить одну нехитрую истину: некоторые вещи очень сложно заставить себя делать обычному нормальному человеку. Но еще сложней их потом прекратить делать.
Второй сезон строится вокруг темы губительного для человечества искусственного интеллекта с какими-то совершенно ненаучными с материалистической точки зрения возможностями. Финал и вовсе получился странноватым: ИИ оживил всех убиенных, но стали они похожими, т. е. негуманная субстанция наплодила кучу дублей одних и тех же счастливых пар. Тут, видимо, режиссер намекал на вымывание индивидуальности в результате происков глобалистов. Но я опять увидел свое. Очень сильная сцена, ее стоит описать подробно, спойлер, так спойлер, мне можно.
Главный герой с друзьями приезжает в один из автономных анклавов пробудившихся от беспамятства и частично вернувших себе прошлые знания. Обосновались эти ребята в какой-то промзоне прямо над огромным хранилищем топлива, что давало неограниченные на их уровне потребления возможности вырабатывать электроэнергию. Посему счастливчики себе устроили настоящий ночной клуб, правда с внешней охраной из большегрузов, сдвинутых наподобие вагенбурга, и автоматчиков. Совместное распитие банки самогона в компании с местным то ли авторитетом, то ли неформальным лидером выводит друзей в предсказуемое состояние, когда душа требует чего-то высокого.

Авторитет приказывает диск-жокею вырубить музыку и поставить видео, которое недавно нашли и берегли для особого случая, как редкое и дорогое вино. Это фрагмент футбольного матча, можно предположить, что с участием российской команды. Удар, гол! Все встают, радуются и кричат (даже стриптизерши-танцовщицы), а потом дружно скандируют в едином порыве: «Ро-сси-я!» Глаза горят восторгом, все такое. Затем камера переходит на общий план и мы видим малюсенький островок света среди мрачного и темного окружающего ночного пейзажа Постапокалипсиса. А потом в небе появляются дроны. Их много и они заходят на то самое светлое пятно в атаку.
Дальше пересказывать не буду. Ну, как вам аллегория? Не знаю, что там авторы сценария с продюсером замысливали, что наколдовывал со съемочной группой режиссер, но я из всего сериала оставил в памяти только эту сцену. Да, вот это искусство! Вроде лажа лажовая, а пробуждает. И даже если оно является лишь маленькой частью долгой и невнятной киносказки с кучей смысловых натяжек, его стоило увидеть. Не для эстетического наслаждения. Для включения мозгов и ускорения понимания. Или осознания. Того и вам желаю.