Кино — та же фантастика

В свое время в каком-то журнале прочитал про индийское кино. Их знаменитого режиссера спросили, зачем он снимает такие сказки, он, удивившись, ответил в том смысле, что «а как же по-другому?» Люди устали от повседневной жизни, они реальность видят каждый день, не слепые, кто же будет смотреть кино, где все по-настоящему? Над этой концепцией у нас смеялись, хохмили и острили. Но ведь есть в ней зерно истины… Откровенная сказка более правдива, чем кинематографическая клюква, раскрашенная щедрыми мазками художника под правду.

Поэтому отечественный кинематограф нашего времени можно отнести к фантастике с чистой совестью. И не будет нарушением тематики канала об этом немного поговорить. Давайте скажем начистоту «как в жизни» кино снять очень сложно, если вообще возможно. Еще сложнее его снять так, чтобы публика смотрела. Сделать из документалистики художественное произведение (или наоборот) — это почти волшебство, магия. Мало кому сие доступно. И мало кому понравится из тех, кто ставит подписи и принимает решения.

Особенно сказанное выше заметно при просмотре криминальных сериалов отечественного производства. Мы не будем сейчас обсуждать «честные» сказки про тетенек-начальников, раскрывающих преступления одной рукой, а второй качающих беспокойное дитя. Это те самые индийские принципы режиссуры, просто без песенок и этноспецифики. Мы рассмотрим три наиболее ярких (не с точки зрения кинокритиков) и относительно близких к действительности сериалов, которые успели наклепать наши мастера кино за последние 30 лет.

Это, конечно «Меч», «Ментовские войны» и «Карпов». Мы сразу рекомендуем задуматься, почему сериал «Меч» разом закрылся на втором сезоне, а «Ментовские войны» снимали аж 20 лет. И вроде как 12-й сезон обещают к осени. Тут, на мой взгляд, есть две ключевые причины и обе они связаны со сказочностью сюжета напрямую. «Карпов», кстати посмотреть что-то в последнее время нигде не удается, да и по ТВ транслировать его не спешат.

Во-первых, сериал «Меч», если, так сказать, по правде, должен неизбежно закончится гибелью героев и крахом их предприятия. Иначе получается сказка, да еще осложненная очевидной пропагандой противоправных действий. Такой фильм надо было снимать про далекое будущее или какую-нибудь там параллельную реальность. То, что было возможно в нулевых, очень скоро сделалось не просто невозможным, а запретным. И это не только передача «Куклы». Мне сложно судить, что послужило причиной закрытия проекта с такими рейтингами — прямое указание кое-откуда или прозрачный намек оттуда же, усугубленный пониманием неизбежного ухода в откровенную фантастику в вероятном третьем сезоне. Сериал можно было бы спасти красивым и трагичным финалом, чтобы не было претензий в части оправдания изма, а с другой стороны, не было бы плевков от зрителей. Но, видимо, выбрали более простой путь. Авторы сценария и режиссеры «Карпова» выбрали как раз правильный расклад. Карпов должен был погибнуть, жизни его друзей основательно порушены. Иначе быть не могло.

«Главная правда» сериала «Меч» при это для большинства зрителей прошла незамеченной на фоне внешней яркой идеи. Она в том, что любые народные мстители рано или поздно становятся пешками в противостоянии властных группировок. Вольно или невольно. Честная развязка в третьем сезоне должна была бы стать именно такой. Без всякого хэппи-энда. Впрочем, до нее, как мы знаем, так и не дошло и вряд ли когда-нибудь дойдет, разве что политический вектор опять вильнет куда-нибудь в сторону. Такие темы ныне поднимать низззя.

Так почему же «Ментовские войны» живут и процветают? Там, кстати, полным полно косяков, типа поголовно говорящих «можно» служилых людей, стучащихся в дверь кабинета начальника, непуганых пользователей мобильных, принимающих звонки во время тайной миссии и ведущих по ним откровенно стремные разговоры и пр. И не надо мне говорить, что «тогда так могло быть». Максимум, что тогда могло быть, это разговор условными фразами. А все существенные беседы либо в бане проводили, либо гуляя на пустынном пляже (например). Но в целом сериал имеет очень много реалистичных подробностей, иногда просто пугающих по своей подлинности. Например, это сцена ареста оправданного судом присяжных прямо на выходе из зала суда по другому делу. В реальности, конечно, такой показухи не допускали, разница во времени была, но очень незначительная. Так вот, «Ментовские войны» продолжают «цвести», потому что Шилов — воплощение несгибаемого закона, который побеждает самую ушлую и вроде бы неуязвимую коррупцию в нашем идущем к светлому будущему обществе. Этакий жизнеутверждающий сценарий в стиле «наши все равно победят». Проще говоря, абсолютная сказка в индийском стиле. Если по сути, а не по форме.

Короче, фантастика — наше все. Мы давно тут в коллективе авторов это поняли. И вам, уважаемые, советуем.


Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации