logo Александр Доржиев

Сила нарратива: как истории управляют людьми

В ‎«Смешариках»‏ ‎друзья ‎подарили ‎Барашу ‎новый ‎«замечательный»‏ ‎зонтик ‎взамен‏ ‎сломанного,‏ ‎а ‎тот ‎никак‏ ‎не ‎мог‏ ‎расстаться ‎со ‎старым, ‎ведь‏ ‎с‏ ‎ним ‎было‏ ‎связано ‎столько‏ ‎воспоминаний. ‎Наверняка ‎и ‎у ‎вас‏ ‎в‏ ‎жизни ‎случались‏ ‎ситуации ‎при‏ ‎продаже ‎автомобиля ‎или ‎недвижимости, ‎когда‏ ‎их‏ ‎ценность‏ ‎в ‎ваших‏ ‎глазах ‎не‏ ‎совпадает ‎с‏ ‎ценностью‏ ‎в ‎глазах‏ ‎покупателя. ‎Собственно, ‎и ‎на ‎фондовом‏ ‎рынке ‎происходит‏ ‎то‏ ‎же ‎самое. ‎Инвесторы-новички‏ ‎время ‎от‏ ‎времени ‎впадают ‎в ‎истерику‏ ‎по‏ ‎поводу ‎скорейшего‏ ‎банкротства ‎Газпрома‏ ‎или ‎Норникеля. ‎Причина ‎в ‎том,‏ ‎что‏ ‎у ‎них‏ ‎нет ‎нарратива‏ ‎— ‎истории ‎бизнеса. ‎Почему ‎это‏ ‎важно?‏ ‎Читайте‏ ‎в ‎статье‏ ‎(источник ‎здесь):

В‏ ‎2009 ‎г.‏ ‎американские‏ ‎журналисты ‎Роб‏ ‎Уокер ‎и ‎Джошуа ‎Гленн ‎провели‏ ‎эксперимент. ‎Купив‏ ‎на‏ ‎блошиных ‎рынках, ‎гаражных‏ ‎распродажах ‎и‏ ‎в ‎комиссионных ‎магазинах ‎сотню‏ ‎дешевых‏ ‎безвкусных ‎безделушек,‏ ‎они ‎попросили‏ ‎профессиональных ‎писателей ‎придумать ‎про ‎каждую‏ ‎какую-нибудь‏ ‎историю. ‎А‏ ‎потом ‎выставили‏ ‎эти ‎безделушки ‎на ‎eBay, ‎сопроводив‏ ‎их‏ ‎авторскими‏ ‎рассказами ‎или‏ ‎стихами. ‎Согласно‏ ‎гипотезе ‎Уокера‏ ‎и‏ ‎Гленна, ‎нарративы‏ ‎(истории, ‎повествования) ‎должны ‎были ‎наделить‏ ‎предметы ‎новым‏ ‎—‏ ‎эмоциональным ‎— ‎смыслом,‏ ‎превратив ‎их‏ ‎в ‎значимые ‎объекты. ‎И‏ ‎тем‏ ‎самым ‎придать‏ ‎им ‎дополнительную‏ ‎субъективную ‎ценность, ‎которую ‎возможно ‎измерить‏ ‎вполне‏ ‎объективно.

Гипотеза ‎эксперимента‏ ‎полностью ‎подтвердилась:‏ ‎потратив ‎на ‎покупки ‎около ‎$129,‏ ‎экспериментаторы‏ ‎выручили‏ ‎на ‎последующей‏ ‎продаже ‎более‏ ‎$3600, ‎то‏ ‎есть‏ ‎в ‎28‏ ‎раз ‎больше. ‎Вещи ‎продавались ‎в‏ ‎десятки ‎раз‏ ‎дороже‏ ‎изначальной ‎цены: ‎например,‏ ‎пепельница, ‎купленная‏ ‎за ‎$2,99, ‎о ‎которой‏ ‎написал‏ ‎рассказ ‎«отец‏ ‎киберпанка» ‎Уильям‏ ‎Гибсон, ‎была ‎продана ‎за ‎$101.

Разница‏ ‎между‏ ‎обычным ‎предметом‏ ‎и ‎ценным‏ ‎сокровищем ‎заключается ‎в ‎хорошей ‎истории.‏ ‎Она‏ ‎наполняет‏ ‎предмет ‎«душой»,‏ ‎делая ‎его‏ ‎эмоционально ‎значимым‏ ‎и‏ ‎потому ‎—‏ ‎более ‎ценным.

Именно ‎история, ‎стоящая ‎за‏ ‎предметом, ‎может‏ ‎объяснить‏ ‎кажущиеся ‎неадекватными ‎суммы,‏ ‎которые ‎покупатели‏ ‎выкладывают ‎за ‎вещи, ‎когда-то‏ ‎принадлежавшие‏ ‎знаменитостям, ‎будь‏ ‎то ‎бумажная‏ ‎салфетка, ‎использованная ‎в ‎качестве ‎носового‏ ‎платка‏ ‎Скарлетт ‎Йоханссон‏ ‎и ‎проданная‏ ‎за ‎$5300, ‎или ‎коллекция ‎драгоценностей‏ ‎Лиз‏ ‎Тейлор,‏ ‎ушедшая ‎на‏ ‎аукционе ‎за‏ ‎рекордные ‎$116‏ ‎млн,‏ ‎в ‎несколько‏ ‎раз ‎выше ‎оценочной ‎стоимости. ‎Истории‏ ‎обуславливают ‎восхищение‏ ‎и‏ ‎увлеченность ‎предметами ‎старины,‏ ‎например ‎винтажной‏ ‎одеждой, ‎и ‎привязанность ‎детей‏ ‎к‏ ‎своим ‎любимым‏ ‎игрушкам, ‎из-за‏ ‎которой ‎они ‎отказываются ‎от ‎идентичных‏ ‎копий.

История‏ ‎предмета ‎может‏ ‎формироваться ‎естественным‏ ‎образом, ‎«накапливаясь» ‎с ‎течением ‎времени‏ ‎(как‏ ‎в‏ ‎случае ‎с‏ ‎памятными ‎личными‏ ‎вещами ‎или‏ ‎антиквариатом),‏ ‎— ‎или‏ ‎создаваться ‎с ‎помощью ‎нарратива.

Человек ‎нарративный

Люди‏ ‎по ‎своей‏ ‎сути‏ ‎— ‎рассказчики ‎историй‏ ‎и ‎создатели‏ ‎символов, ‎так ‎что ‎человека,‏ ‎помимо‏ ‎многих ‎других‏ ‎определений ‎(homo‏ ‎sapiens, ‎homo ‎economicus ‎и ‎т.‏ ‎д.)‏ ‎можно ‎обозначить‏ ‎как ‎homo‏ ‎narrans ‎— ‎«человека ‎нарративного», ‎или‏ ‎«человека-рассказчика»,‏ ‎писал‏ ‎в ‎1984‏ ‎г. ‎Уолтер‏ ‎Фишер, ‎профессор‏ ‎Университета‏ ‎Южной ‎Калифорнии,‏ ‎специализирующийся ‎на ‎коммуникациях. ‎Он ‎описал‏ ‎две ‎парадигмы,‏ ‎которыми‏ ‎руководствуются ‎люди ‎в‏ ‎своих ‎действиях‏ ‎и ‎общении ‎в ‎той‏ ‎или‏ ‎иной ‎ситуации‏ ‎и ‎которые‏ ‎можно ‎рассматривать ‎как ‎две ‎коммуникационные‏ ‎модели:‏ ‎парадигма ‎рационального‏ ‎мира ‎и‏ ‎нарративная ‎парадигма.

 Нарративная ‎парадигма, ‎в ‎отличие‏ ‎от‏ ‎парадигмы‏ ‎рационального ‎мира,‏ ‎предполагает ‎следующее:

  1. Люди‏ ‎по ‎своей‏ ‎природе‏ ‎— ‎рассказчики‏ ‎историй, ‎а ‎не ‎исключительно ‎рациональные‏ ‎существа.
  2. Решения ‎принимаются‏ ‎людьми‏ ‎на ‎основе ‎«веских‏ ‎причин», ‎а‏ ‎не ‎четко ‎структурированных ‎аргументов;‏ ‎«веские‏ ‎причины» ‎варьируются‏ ‎в ‎зависимости‏ ‎от ‎ситуаций ‎и ‎средств ‎общения.
  3. «Веские‏ ‎причины»‏ ‎основываются ‎на‏ ‎истории, ‎биографии,‏ ‎культуре ‎и ‎характере ‎человека, ‎тогда‏ ‎как‏ ‎рациональные‏ ‎аргументы ‎диктуются‏ ‎определенными ‎правилами‏ ‎и ‎рамками‏ ‎(правовыми,‏ ‎юридическими, ‎научными‏ ‎и ‎т. ‎д.).
  4. Рациональность ‎нарратива ‎основана‏ ‎на ‎осознании‏ ‎людьми‏ ‎внутренней ‎непротиворечивости ‎истории‏ ‎и ‎ее‏ ‎схожести ‎с ‎другими, ‎в‏ ‎правдоподобии‏ ‎которых ‎человек‏ ‎уже ‎убежден;‏ ‎в ‎парадигме ‎рационального ‎мира ‎рациональность‏ ‎основана‏ ‎на ‎знаниях‏ ‎человека, ‎качестве‏ ‎доказательств ‎и ‎формальном ‎процессе ‎рассуждений.
  5. В‏ ‎нарративной‏ ‎парадигме‏ ‎мир ‎состоит‏ ‎из ‎историй,‏ ‎среди ‎которых‏ ‎человек‏ ‎выбирает ‎те,‏ ‎которые ‎ему ‎представляются ‎непротиворечивыми ‎и‏ ‎правдоподобными; ‎в‏ ‎рациональной‏ ‎парадигме ‎мир ‎представлен‏ ‎как ‎ряд‏ ‎логических ‎взаимоотношений, ‎которые ‎человек‏ ‎раскрывает‏ ‎посредством ‎рассуждений‏ ‎и ‎анализа.

Как‏ ‎считал ‎Фишер, ‎нарративная ‎парадигма ‎заслуживает‏ ‎того,‏ ‎чтобы ‎быть‏ ‎принятой ‎наравне‏ ‎с ‎парадигмой ‎рационального ‎мира. ‎Он‏ ‎полагал,‏ ‎что‏ ‎нарратив ‎—‏ ‎основа ‎любой‏ ‎коммуникации, ‎поскольку‏ ‎люди‏ ‎не ‎полностью‏ ‎рациональны, ‎даже ‎если ‎утверждают ‎обратное.

Теория‏ ‎Фишера ‎помогает‏ ‎объяснить,‏ ‎почему ‎люди, ‎по-видимому,‏ ‎обладают ‎врожденной‏ ‎способностью ‎и ‎предрасположенностью ‎использовать‏ ‎нарративы.‏ ‎Рассказывание ‎историй‏ ‎— ‎одна‏ ‎из ‎самых ‎древних ‎форм ‎человеческой‏ ‎коммуникации,‏ ‎встречающаяся ‎во‏ ‎всех ‎культурах;‏ ‎и ‎один ‎из ‎первых ‎языковых‏ ‎навыков,‏ ‎которые‏ ‎осваивают ‎и‏ ‎развивают ‎все‏ ‎дети. ‎Аргументация‏ ‎же‏ ‎— ‎приобретенный‏ ‎навык, ‎полученный ‎в ‎результате ‎образования,‏ ‎и, ‎даже‏ ‎изучив‏ ‎аргументацию, ‎люди ‎ей‏ ‎сопротивляются.

Предпочтение, ‎которое‏ ‎люди ‎отдают ‎историям, ‎неудивительно:‏ ‎если‏ ‎парадигма ‎рационального‏ ‎мира ‎присутствует‏ ‎в ‎сознании ‎человека ‎в ‎силу‏ ‎того,‏ ‎что ‎его‏ ‎в ‎этой‏ ‎парадигме ‎обучали, ‎то ‎импульс ‎повествования,‏ ‎рассказывания‏ ‎историй‏ ‎является ‎частью‏ ‎самого ‎человеческого‏ ‎существа, ‎потому‏ ‎что‏ ‎люди ‎приобретают‏ ‎нарративность ‎в ‎естественном ‎процессе ‎социализации.

Нарративы‏ ‎и ‎мозг

Истории‏ ‎—‏ ‎неотъемлемая ‎часть ‎человеческого‏ ‎общения, ‎помогающая‏ ‎передаче ‎сообщений ‎и ‎обмену‏ ‎накопленными‏ ‎знаниями ‎и‏ ‎мудростью, ‎чтобы‏ ‎помочь ‎человеку ‎ориентироваться ‎в ‎окружающем‏ ‎мире‏ ‎и ‎объяснять‏ ‎его. ‎На‏ ‎заре ‎цивилизации ‎истории ‎были ‎главным‏ ‎способом‏ ‎такого‏ ‎обмена, ‎но‏ ‎и ‎для‏ ‎современного ‎человека,‏ ‎как‏ ‎свидетельствуют ‎исследования,‏ ‎истории ‎гораздо ‎более ‎убедительны, ‎чем‏ ‎просто ‎констатация‏ ‎фактов.

Так,‏ ‎студенты, ‎плохо ‎успевающие‏ ‎по ‎естественным‏ ‎наукам, ‎смогли ‎улучшить ‎свои‏ ‎оценки‏ ‎после ‎того,‏ ‎как ‎прочли‏ ‎небольшие ‎истории ‎о ‎выдающихся ‎ученых‏ ‎(Альберте‏ ‎Эйнштейне, ‎Марии‏ ‎Кюри ‎и‏ ‎Майкле ‎Фарадее), ‎которые ‎тоже ‎сталкивались‏ ‎с‏ ‎трудностями‏ ‎и ‎преодолевали‏ ‎их ‎—‏ ‎делали ‎ошибки‏ ‎во‏ ‎время ‎своих‏ ‎исследований, ‎страдали ‎от ‎бедности ‎или‏ ‎отсутствия ‎поддержки‏ ‎родителей.

Пациенты,‏ ‎которые ‎смотрели ‎видеоролики‏ ‎с ‎историями‏ ‎о ‎том, ‎как ‎контролировать‏ ‎артериальное‏ ‎давление ‎с‏ ‎помощью ‎диеты‏ ‎и ‎соблюдения ‎режима ‎лечения, ‎чаще‏ ‎следовали‏ ‎рекомендациям ‎и‏ ‎соответствующим ‎образом‏ ‎меняли ‎свое ‎поведение, ‎чем ‎пациенты,‏ ‎которым‏ ‎было‏ ‎назначено ‎обычное‏ ‎лечение, ‎без‏ ‎сопровождающих ‎историй.

Истории‏ ‎отличаются‏ ‎более ‎насыщенным‏ ‎контекстом ‎и ‎вызывают ‎больше ‎эмоций,‏ ‎в ‎результате‏ ‎чего‏ ‎запоминаются ‎в ‎22‏ ‎раза ‎чаще,‏ ‎чем ‎голые ‎факты. ‎задействование,‏ ‎наряду‏ ‎с ‎фактами,‏ ‎историй ‎притягивает‏ ‎аудиторию ‎как ‎интеллектуально, ‎так ‎и‏ ‎эмоционально.‏ ‎Истории ‎могут‏ ‎быть ‎и‏ ‎короткими, ‎как ‎твит ‎в ‎140‏ ‎знаков,‏ ‎и‏ ‎длинными, ‎как‏ ‎книга, ‎—‏ ‎все ‎они‏ ‎важны‏ ‎по ‎трем‏ ‎причинам: ‎«Первое: ‎истории ‎формируют ‎то,‏ ‎как ‎другие‏ ‎видят‏ ‎вас. ‎Второе: ‎истории‏ ‎— ‎это‏ ‎инструмент ‎власти. ‎Третье: ‎истории‏ ‎убеждают».

Бизнес,‏ ‎экономика ‎и‏ ‎нарративы

О ‎ценности‏ ‎историй ‎давно ‎знают ‎маркетологи, ‎понимающие‏ ‎необходимость‏ ‎создания ‎эмоциональной‏ ‎связи ‎между‏ ‎потребителем ‎и ‎брендом, ‎чтобы ‎завоевать‏ ‎доверие‏ ‎потребителей‏ ‎и ‎увеличить‏ ‎продажи. ‎Например,‏ ‎как ‎показало‏ ‎одно‏ ‎из ‎исследований,‏ ‎покупатели ‎были ‎готовы ‎заплатить ‎на‏ ‎5% ‎больше‏ ‎за‏ ‎гостиничный ‎номер, ‎если‏ ‎предложение ‎сопровождалось‏ ‎рассказом ‎о ‎ком-то, ‎кто‏ ‎в‏ ‎нем ‎останавливался,‏ ‎и ‎на‏ ‎11% ‎больше ‎— ‎за ‎картину,‏ ‎если‏ ‎ее ‎описание‏ ‎включало ‎рассказ‏ ‎о ‎художнике.

Другое ‎исследование ‎показало, ‎что‏ ‎истории‏ ‎влияют‏ ‎даже ‎на‏ ‎сенсорные ‎ощущения:‏ ‎вино ‎из‏ ‎одной‏ ‎и ‎той‏ ‎же ‎бутылки ‎покажется ‎вкуснее, ‎если‏ ‎сообщить, ‎что‏ ‎оно‏ ‎из ‎региона, ‎где‏ ‎делают ‎хорошие‏ ‎вина, ‎и ‎менее ‎вкусным‏ ‎—‏ ‎если ‎оно‏ ‎«окажется» ‎из‏ ‎региона, ‎который ‎не ‎может ‎похвастаться‏ ‎хорошей‏ ‎винодельческой ‎репутацией.

Поэтому‏ ‎сторителлинг ‎—‏ ‎рассказывание ‎историй ‎— ‎вполне ‎можно‏ ‎назвать‏ ‎стратегическим‏ ‎бизнес-инструментом. ‎Американский‏ ‎колумнист ‎Харрисон‏ ‎Монарт ‎отмечает:‏ ‎«Жизнь‏ ‎происходит ‎в‏ ‎повествованиях, ‎которые ‎мы ‎рассказываем ‎друг‏ ‎другу. ‎История‏ ‎может‏ ‎пройти ‎туда, ‎куда‏ ‎количественный ‎анализ‏ ‎лишен ‎доступа: ‎в ‎наши‏ ‎сердца.‏ ‎Данные ‎могут‏ ‎убеждать ‎людей,‏ ‎но ‎не ‎вдохновляют ‎их ‎на‏ ‎действия;‏ ‎для ‎этого‏ ‎нужно ‎воплотить‏ ‎свое ‎видение ‎в ‎историю, ‎которая‏ ‎разжигает‏ ‎воображение‏ ‎и ‎волнует‏ ‎душу».

Истории ‎играют‏ ‎важную ‎роль‏ ‎в‏ ‎экономике. ‎Как‏ ‎показал ‎нобелевский ‎лауреат ‎Роберт ‎Шиллер,‏ ‎автор ‎книги‏ ‎«Нарративная‏ ‎экономика», ‎экономические ‎нарративы‏ ‎способны, ‎подобно‏ ‎вирусу, ‎передаваться ‎от ‎одних‏ ‎людей‏ ‎к ‎другим‏ ‎и ‎влиять‏ ‎на ‎экономическое ‎поведение, ‎превращаясь ‎в‏ ‎одну‏ ‎из ‎главных‏ ‎движущих ‎сил‏ ‎на ‎рынках. ‎Человеческий ‎мозг ‎«построен»‏ ‎вокруг‏ ‎нарративов‏ ‎и ‎создан‏ ‎для ‎историй,‏ ‎особенно ‎о‏ ‎других‏ ‎людях, ‎и‏ ‎для ‎того, ‎чтобы ‎понять ‎людей‏ ‎и ‎их‏ ‎действия,‏ ‎нужно ‎взять ‎экономику‏ ‎и ‎добавить‏ ‎к ‎ней ‎изучение ‎нарративов.

Экономика‏ ‎вообще‏ ‎насыщена ‎нарративами‏ ‎и ‎представляет‏ ‎собой ‎нечто ‎вроде ‎социальной ‎истории,‏ ‎а‏ ‎экономисты ‎—‏ ‎рассказчики ‎историй.‏ ‎Экономистам-теоретикам ‎постоянно ‎приходится ‎создавать ‎«притчи»,‏ ‎а‏ ‎восприятие‏ ‎читателем ‎экономических‏ ‎моделей ‎похоже‏ ‎на ‎восприятие‏ ‎художественной‏ ‎литературы: ‎и‏ ‎в ‎том ‎и ‎в ‎другом‏ ‎случае ‎приходится‏ ‎иметь‏ ‎дело ‎с ‎моделью‏ ‎реальности. ‎Автор‏ ‎же ‎прикладных ‎работ ‎по‏ ‎экономике‏ ‎может ‎рассматриваться‏ ‎как ‎романист-реалист.

Нарративы‏ ‎и ‎риторика ‎крайне ‎важны ‎для‏ ‎эффективной‏ ‎передачи ‎экономических‏ ‎идей. ‎Джон‏ ‎Кохрейн ‎из ‎Стэнфорда ‎утверждает: ‎«Многие‏ ‎экономисты‏ ‎ошибочно‏ ‎полагают, ‎что‏ ‎они ‎прежде‏ ‎всего ‎ученые,‏ ‎которые‏ ‎лишь ‎„записывают“‏ ‎результаты ‎исследований. ‎Это ‎не ‎так,‏ ‎в ‎первую‏ ‎очередь‏ ‎мы ‎писатели. ‎Работы‏ ‎по ‎экономике‏ ‎и ‎финансам ‎— ‎это‏ ‎эссе».

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048