Зевксис против Паррасия: первая художественная дуэль

Об истории зарождения живописи в Шумере и Египте мы почти ничего не знаем. До нас дошли творения неизвестных художников, а не их имена. История художников Древней Греции также туманна, хотя в ней сохранились и имена, и школы, и различные истории в форме анекдотов.

V век до нашей эры был веком расцвета древнегреческой живописи. Динамично развивающиеся полисы соперничали между собой не только на полях сражений, в торговле и на Олимпийских играх, но и в том, у кого самые богатые храмы, самые прекрасные росписи внешних и внутренних стен и статуй. На гонорары художникам не скупились, художники основывали свои традиции и школы и соревновались между собой за право называться лучшим.

Два имени отражают эту борьбу.

Зевксис был учеником великого Аполлодора, получившего прозвище «скиограф», то есть «тенеписец». Считается, что именно Аполлодор открыл тайну игры света и тени, открыл основные законы живописи, передающей объёмы изображаемых предметов. До него греки изображали предметы плоскими, потому что использовали только линии.

Зевксис превзошёл учителя. Он стал мастером картин, прославляющих человеческую красоту. До нас дошла история о том, как в городе Кротон он получил заказ на портрет легендарной Елены, той самой, из-за которой, как мы знаем, разгорелась Троянская война. Художник подошёл к работе нетривиально: он попросил прислать ему в качестве натурщиц пять самых прекрасных жительниц Кротона. Он написал лучшие черты каждой из них, создав столь совершенный портрет идеальной женщины, что поразил весь эллинский мир.

Паррасий из Эфеса не уступал Зевксису в мастерстве. Он научился передавать экспрессию через пластические формы, разработал методику композиции больших групп людей на фресках. Кроме того, он оспаривал авторитет Зевксиса и его звание прославленного живописца.

После нескольких споров и бросания вызовов два великих художника сошлись в поединке, чтобы выяснить, кто из них лучший. Договорились, что каждый напишет на стене одного храма одну картину и впоследствии предъявит её. До этого картины должны быть скрыты покрывалом.

Зевксис под восхищённые крики толпы сорвал покрывало со своего труда. Он нарисовал гроздь винограда, причем так натурально, что птицы слетелись, чтобы клевать его. «Теперь ты отдёрни покрывало!» — сказал самодовольно Зевксис. «Не могу!» — смиренно ответил Паррасий. «Но почему?» — «Потому что я и нарисовал это покрывало».

И Зевксис признал победу соперника, потому что он смог обмануть только животных, а Паррасий смог обмануть человека.


Глеб Таргонский

Картина Лонга Эдвина «Зевксис и натурщицы» (1885 г.)



Бесплатный
3 комментария
avatar