logo Раскраска белого

НАХОДКА СТИЛЯ ГЕЛИЯ КОРЖЕВА

Именно ‎картина‏ ‎«Влюбленные» ‎начинает ‎коржевскую ‎узнаваемость ‎и‏ ‎кинематографическую ‎или‏ ‎скорее‏ ‎телевизионную ‎привязанность ‎к‏ ‎переднему ‎плану.‏ ‎Таким ‎образом, ‎находкой ‎своего‏ ‎стиля‏ ‎разрешается ‎для‏ ‎советского ‎художника‏ ‎Гелия ‎Коржева ‎кризис ‎собственного ‎тридцатилетия.

В‏ ‎1955‏ ‎году ‎Коржев‏ ‎делает ‎набросок‏ ‎молодой ‎пары, ‎приехавшей ‎на ‎мотоцикле‏ ‎отдыхать‏ ‎на‏ ‎морской ‎пляж‏ ‎или ‎берег‏ ‎реки. ‎В‏ ‎следующем,‏ ‎1956 ‎году,‏ ‎выходит ‎итальянский ‎фильм ‎«Влюбленные». ‎Коржев‏ ‎с ‎огорчением‏ ‎понимает,‏ ‎что ‎он ‎неоригинален‏ ‎в ‎своем‏ ‎наброске. ‎Но ‎это ‎важно‏ ‎–‏ ‎набросок ‎был‏ ‎раньше ‎фильма.

Подобный‏ ‎сюжет, ‎оказывается, ‎многим ‎приходит ‎на‏ ‎ум‏ ‎- ‎парочка‏ ‎и ‎мотоцикл.‏  ‎Итальянский ‎фильм ‎1956 ‎года ‎о‏ ‎влюбленных‏ ‎снят‏ ‎в ‎традициях‏ ‎неореализма, ‎актеры‏ ‎молоды, ‎красивы,‏ ‎талантливы.‏ ‎Западный ‎неореализм‏ ‎уже ‎на ‎излете, ‎наша ‎Оттепель‏ ‎на ‎взлете.

Немного‏ ‎о‏ ‎фильме

Однако ‎стоит ‎остановиться‏ ‎на ‎фильме.‏ ‎Гелий ‎Коржев ‎сам ‎признавал,‏ ‎что‏ ‎этот ‎фильм‏ ‎вдохновил ‎его‏ ‎на ‎создание ‎картины, ‎одноименной ‎фильму.‏ ‎Итальянский‏ ‎сюжет, ‎как‏ ‎в ‎обычном‏ ‎неореализме, ‎повествует ‎о ‎простых ‎людях‏ ‎рабочего‏ ‎квартала,‏ ‎где ‎молодые‏ ‎люди ‎ухаживают‏ ‎за ‎девушками,‏ ‎ссорятся,‏ ‎мирятся, ‎ходят‏ ‎на ‎танцы. ‎

Жители ‎квартала ‎люди‏ ‎небогатые, ‎но‏ ‎стоит‏ ‎посмотреть, ‎как ‎элегантно‏ ‎выглядят ‎не‏ ‎только ‎девушки, ‎но ‎и‏ ‎эти‏ ‎небогатые ‎парни.‏ ‎Парочка ‎влюбленных‏ ‎сбегает ‎от ‎всех ‎знакомых ‎на‏ ‎пляж‏ ‎и ‎сцена‏ ‎на ‎пляже‏ ‎аналогична ‎композиции ‎как ‎набросков, ‎так‏ ‎и‏ ‎окончательного‏ ‎варианта ‎картины.

Но‏ ‎кульминация ‎фильма‏ ‎не ‎в‏ ‎примирении‏ ‎влюбленных, ‎а‏ ‎в ‎зажигательных ‎Буги-Вуги. ‎Можно ‎представить,‏ ‎как ‎советские‏ ‎люди‏ ‎реагировали ‎на ‎подобное‏ ‎после ‎недавнего‏ ‎20 ‎съезда. ‎Очевидно, ‎что‏ ‎вдохновился‏ ‎не ‎только‏ ‎Коржев.

Но ‎Коржеву‏ ‎явно ‎не ‎хотелось ‎упускать ‎сюжет.‏ ‎Тем‏ ‎более, ‎он‏ ‎сам ‎нашел‏ ‎его ‎до ‎просмотра ‎фильма. ‎И‏ ‎тогда‏ ‎он‏ ‎действует ‎«от‏ ‎противного», ‎превращает‏ ‎розовый ‎неореализм‏ ‎в‏ ‎нечто ‎противоположное.‏ ‎Действующие ‎лица ‎его ‎композиции ‎будут‏ ‎немолоды, ‎некрасивы,‏ ‎неизвестно,‏ ‎насколько ‎талантливы. ‎В‏ ‎том ‎же‏ ‎1956 ‎году ‎он ‎делает‏ ‎карандашный‏ ‎набросок ‎женщины,‏ ‎лежащей, ‎извините,‏ ‎задом ‎к ‎зрителю, ‎в ‎темной‏ ‎юбке.‏ ‎Эта ‎женщина‏ ‎уже ‎постарше.‏ ‎И ‎этюд ‎головы. ‎Сюжет ‎уточняется.‏ ‎Пусть‏ ‎у‏ ‎итальянок ‎точеные‏ ‎фигурки, ‎а‏ ‎у ‎нас‏ ‎вот‏ ‎так, ‎мы‏ ‎другие. ‎«У ‎советских ‎собственная ‎гордость».

Через‏ ‎год ‎он‏ ‎делает‏ ‎небрежный ‎эскиз ‎картины‏ ‎маслом, ‎немолодая‏ ‎пара ‎на ‎берегу, ‎сзади‏ ‎мотоцикл.‏ ‎

Последний ‎же‏ ‎вариант ‎картины‏ ‎написан ‎в ‎1959 ‎году, ‎холст,‏ ‎масло‏ ‎размер ‎207×156‏ ‎см ‎Именно‏ ‎здесь ‎находит ‎свою ‎любимую ‎гамму‏ ‎кирпично-красного‏ ‎с‏ ‎оливково-зеленым ‎и‏ ‎собственную ‎моделировку‏ ‎всего ‎-‏ ‎морщинистую‏ ‎предметность ‎и‏ ‎телесность. ‎Главное, ‎что ‎персонажи, ‎это‏ ‎личности ‎не‏ ‎без‏ ‎истории, ‎мужчина ‎явно‏ ‎воевал, ‎у‏ ‎него ‎и ‎у ‎дамы‏ ‎могут‏ ‎быть ‎семьи.‏ ‎А ‎это‏ ‎уже ‎пикантно. ‎В ‎отличие ‎от‏ ‎молодежных‏ ‎игр ‎это‏ ‎психологически ‎наполнено.‏ ‎Но ‎также ‎вероятно, ‎что ‎совершенно‏ ‎случайно‏ ‎встретились‏ ‎через ‎15‏ ‎лет ‎командир‏ ‎и ‎медсестра,‏ ‎которая‏ ‎вытащила ‎раненого‏ ‎командира ‎из ‎боя ‎и ‎они‏ ‎захотели ‎уединиться.

Разность‏ ‎эмоциональной‏ ‎тональности ‎поколений

Суровый ‎стиль,‏ ‎к ‎которому‏ ‎относится ‎Коржев, ‎1925 ‎года‏ ‎рождения,‏ ‎развивался ‎одновременно‏ ‎с ‎неореализмом.‏ ‎Советские ‎художники ‎сурового ‎стиля ‎имеют‏ ‎годы‏ ‎рождения ‎от‏ ‎1923 ‎до‏ ‎1930г. ‎Как ‎известно, ‎течение ‎неореализма‏ ‎возникло‏ ‎в‏ ‎Италии ‎в‏ ‎1947 ‎году,‏ ‎а ‎в‏ ‎начале‏ ‎50-х ‎годов‏ ‎уже ‎стало ‎сходить ‎на ‎нет.‏ ‎По ‎той‏ ‎причине,‏ ‎что ‎снизились ‎экономические‏ ‎факторы ‎нищеты,‏ ‎на ‎которых ‎вырос ‎неореализм,‏ ‎движение‏ ‎стало ‎неактуально‏ ‎для ‎запада.‏ ‎Территория ‎Италии ‎не ‎страдала ‎от‏ ‎военных‏ ‎действий. ‎Но‏ ‎для ‎пострадавшего‏ ‎больше ‎всех ‎СССР ‎огромная ‎память‏ ‎потерь‏ ‎все‏ ‎еще ‎актуальна‏ ‎и ‎к‏ ‎концу ‎50-х‏ ‎и‏ ‎впоследствии. ‎Поскольку‏ ‎наш ‎быт ‎еще ‎долго ‎связан‏ ‎с ‎разрушениями‏ ‎и‏ ‎потерями ‎40-х, ‎суровость‏ ‎советского ‎стиля‏ ‎неизбежно ‎определена ‎военным ‎прошлым.‏ ‎Суровый‏ ‎стиль ‎живописи‏ ‎и ‎стал‏ ‎порождением ‎послевоенного ‎времени. ‎Художники ‎сурового‏ ‎стиля‏ ‎застали ‎войну‏ ‎в ‎возрасте‏ ‎примерно ‎10-17 ‎лет, ‎поэтому ‎их‏ ‎бытовые‏ ‎сюжеты‏ ‎чаще ‎осуждают‏ ‎мещанство ‎и‏ ‎гневно ‎бичуют‏ ‎недостатки,‏ ‎чем ‎наслаждаются‏ ‎безоблачной ‎жизнью, ‎от ‎них ‎неотделима‏ ‎рабочая ‎героика,‏ ‎связанная‏ ‎с ‎преодолением ‎препятствий.‏ ‎Люди ‎же,‏ ‎пережившие ‎войну ‎в ‎более‏ ‎младшем‏ ‎возрасте, ‎3-5‏ ‎лет, ‎почти‏ ‎не ‎заставшие ‎культа ‎личности, ‎пишут‏ ‎рабочие‏ ‎будни ‎менее‏ ‎сурово, ‎для‏ ‎них ‎характерно ‎лирическое, ‎медитативное ‎ощущение‏ ‎деятельности‏ ‎человека,‏ ‎но ‎здесь‏ ‎я ‎не‏ ‎о ‎них.‏ ‎Я‏ ‎о ‎том,‏ ‎что ‎теория ‎поколений ‎действительно ‎исторически‏ ‎ограничивает ‎или‏ ‎лучше‏ ‎сказать ‎маркирует ‎художественный‏ ‎идеал ‎творческих‏ ‎людей. ‎Речь ‎идет ‎не‏ ‎о‏ ‎разности ‎базовых‏ ‎ценностей, ‎а‏ ‎только ‎об ‎эмоциональном ‎фоне. ‎Согласитесь,‏ ‎что‏ ‎у ‎тех,‏ ‎кто ‎по‏ ‎школьному ‎радио ‎услышал ‎о ‎том,‏ ‎что‏ ‎Гагарин‏ ‎полетел, ‎эмоции‏ ‎улетают ‎в‏ ‎космос ‎на‏ ‎всю‏ ‎оставшуюся ‎жизнь.

Связь‏ ‎живописи ‎с ‎кинематографом ‎неореализма ‎уже‏ ‎давно ‎известна,‏ ‎связь‏ ‎ментального ‎вектора ‎поколений‏ ‎с ‎изобразительным‏ ‎искусством ‎мной ‎рассмотрена ‎поверхностно,‏ ‎но‏ ‎она ‎есть.‏ ‎Никто ‎не‏ ‎отрицает ‎традиции ‎и ‎преемственности, ‎но‏ ‎гомогенизировать‏ ‎содержание ‎творческих‏ ‎результатов ‎поколений‏ ‎было ‎бы ‎неконструктивно ‎для ‎поиска‏ ‎исторических‏ ‎истин.

Автор‏ ‎картины ‎утверждал,‏ ‎что ‎это‏ ‎итальянское ‎кино‏ ‎подарило‏ ‎ему ‎вдохновение‏ ‎для ‎картины. ‎Кроме ‎того, ‎оно‏ ‎пробудило ‎новое‏ ‎ощущение‏ ‎сурового ‎стиля, ‎примененного‏ ‎к ‎жанровой‏ ‎сцене. ‎Но ‎я ‎глубоко‏ ‎сомневаюсь‏ ‎в ‎утверждении‏ ‎Коржева, ‎что‏ ‎суровый ‎стиль ‎начали ‎Дейнека ‎и‏ ‎Петров-Водкин.‏ ‎Они ‎принадлежат‏ ‎к ‎другим‏ ‎поколениям, ‎много ‎старше. ‎Когда ‎утеряно‏ ‎высокое‏ ‎небо‏ ‎Дейнеки ‎и‏ ‎сферичность ‎пространства‏ ‎Петрова-Водкина, ‎это‏ ‎совсем‏ ‎другое ‎состояние‏ ‎души, ‎менее ‎эпичное. ‎А ‎у‏ ‎младшего ‎поколения‏ ‎больше‏ ‎романтики. ‎Кадрирование ‎Коржева‏ ‎ближе ‎к‏ ‎телевизионному ‎переднему ‎плану, ‎на‏ ‎котором‏ ‎ближе ‎виден‏ ‎маленький ‎человек.‏ ‎А, ‎как ‎заметил ‎Е. ‎Евтушенко,‏ ‎«Нет‏ ‎маленьких ‎страданий,‏ ‎нет ‎маленьких‏ ‎людей ‎— ‎вот ‎чему ‎научил‏ ‎нас‏ ‎заново‏ ‎итальянский ‎неореализм».‏ ‎

А ‎это‏ ‎уже ‎сомнение‏ ‎в‏ ‎формулировке ‎«Незаменимых‏ ‎нет».

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Статистика

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048