Даши Намдаков: часть 2



Царь зверей, 2014
Царь зверей, 2014

В прошлой части я рассказал о своем визите в галерею Намдакова в Москве, которая откроется ближе к концу сентября. Мой друг Чингис провел экскурсию и составил мне приятную компанию. В этой части я подробнее расскажу о творчестве Даши Намдакова и о кейсе Романа Гольникова, инвестора и крупнейшего коллекционера скульптур Намдакова.

Даши Намдаков: проводник между Древним миром и Современным

Царица 2, 2010
Царица 2, 2010

Феномен Даши Намдакова, как я чувствую сам и как делятся искусствоведы, кроется в удивительном сплаве: он бережно хранит национальные традиции Бурятии, но преподносит их в дерзком, авангардистском стиле. Его почерк нельзя повторить: ощущение формы, пластики, движения, чувство пропорции и гармонии академичны, но наполнены самобытным характером и смыслом.

«Моё восприятие красоты сформировалось в раннем детстве, когда детьми мы собирались вокруг костра в степи и смотрели в черное небо, усыпанное сияющими звёздами. Это и есть гармония, единственный закон вселенной», — Даши Намдаков


Хранитель, 2001
Хранитель, 2001

Недавно мне удалось уговорить Чингиса и его жену Димит подробно рассказать, как они, как представители семьи и как люди, которые занимаются операционной деятельностью, воспринимают и транслируют искусство Даши Намдакова, какие выделяют этапы, как объясняют. Мы проговорили почти 2 часа. И теперь хочу поделиться с вами, что я почерпнул от них для себя.

Искусство Даши Намдакова — это необъяснимое явление в искусстве, не только бурятском, но и в российском; не только в российском, но и мировом, в современном. Он — кочевник, соединяющий времена и континенты. Его работы — словно машина времени, возрождающая сюжеты прежних эпох. Они переносятся в наш современный мир, неся с собой первобытную энергию, силу и мощь. Источник этой уникальной силы — в корнях. Сам художник признается: «Некоторая замкнутость позволила мне максимально полно впитать в себя, пережить и прочувствовать культуру и историю Бурятии, моего родного народа».

Первая персональная выставка Даши Намдакова состоялась в Иркутском художественном музее 16 февраля 2000 года и имела огромный успех у публики. Вскоре последовало приглашение в Москву, на выставку в ЦДХ. Так началась настоящая жизнь Даши Намдакова как кочевника. С 2000 года скульптор провел более 80 выставок по всему миру. Его искусство покорило Токио и Пекин, Нью-Йорк и Лос-Анджелес. Он выставлялся в музеях — Государственном Эрмитаже (Россия), Пекинском музее мирового искусства (КНР), в галереях — Halcyon (Великобритания), National Arts Club (США), и представлял страну на государственных проектах, таких как Российская национальная выставка во Франции.

Сила его искусства — в его искренности и бескомпромиссности. «Все, что ново и непонятно, кажется пугающим. Я никогда не старался смягчить свои высказывания, подстроиться под вкусы публики. Должен ли художник это делать? Мои работы кажутся агрессивными. Но искусство должно быть сильным», — поделился Даши Намдаков. При этом сам скульптор невероятно простой в общении, добродушный и интеллигентный. Ему удается находить гармонию не только в формах своего искусства, но еще и в своих человеческих качествах, что не может не подкупать любого собеседника. И, конечно, отдельная радость для коллекционера современного искусства — это поговорить с автором, получить от этого своего рода просветление и радость.

Этапы творчества Даши Намдакова

Птица и Тигр, 2014
Птица и Тигр, 2014

В творческом пути Даши Намдакова явно прослеживаются этапы, тесно связанные как с его внутренним состоянием, так и с местами его пребывания. Первая коллекция была создана на родной земле, буквально в поле, — она задумывалась как наследие кочевого мира. Этот кочевой дух последовал за художником в Москву, где, несмотря на столичный контекст, национальные мотивы оставались сильны, и были созданы работы, продолжающие эту линию. В поисках технологического решения по литью бронзы мы переехали в Италию, в Пьетрасанту — центр бронзолитейного дела. Итальянский период, насыщенный впечатлениями от музеев, атмосферы, кухни, оказал глубокое влияние: в работах Намдакова появились отголоски греко-римской мифологии. Следующим ключевым этапом стал Лондон, колыбель современного искусства. Погружение в его музеи и коллекции привело к рождению в 2018 году особой, но, к сожалению, очень недооцененной на сегодняшний день коллекции. Для самого Даши она стала естественным продолжением творческого духа, отражением его трансформации. Эту коллекцию не показывали в Лондоне, а представили позже в Москве, где публика ее не поняла. Она очень сложная и глубокая, именно в этой коллекции, вероятно, находятся многие из самых любимых произведений мастера. Сегодня творчество Даши Намдакова развивается, частично уходя в абстракцию, однако все эти переходы для самого художника плавные и естественные.

Инвестиции в искусство Даши Намдакова: кейс Романа Гольникова

Как инвестор, я знаю довольно много фаундеров до 30 лет, которые подошли к тому моменту, когда они уже многое сделали. Они заработали состояние, приобрели недвижимость, поднялись на Эверест. И такие люди задаются вопросом, что еще сделать, чтобы приобрести интересный опыт, но чтобы это не было решением, которое исключительно сжигает деньги. Решив какие-то бытовые вопросы, обеспечив себе комфорт, люди начинают задаваться экзистенциальными вопросами. И как раз искусство, на мой взгляд, способно помочь в поиске ответов на эти вопросы. Мне очень импонирует фраза «Искусство отвечает на еще не заданные вопросы». Однако искусство не только несет духовную ценность, но и помогает сохранить и приумножить капитал.

Инвестирование в скульптуру перспективно благодаря её ограниченному тиражу, высокой художественной ценности и поддержке вторичного рынка. Молодые коллекционеры активно вкладываются в искусство, сочетая финансовую выгоду с меценатством, а интерес к уникальным произведениям продолжает расти, — Чингис Намдаков

Ярким примером является история Романа Гольникова.

«Всадник» Даши Намдакова – одна из любимых скульптур коллекционера
«Всадник» Даши Намдакова – одна из любимых скульптур коллекционера

Президент инвестиционной компании Pilgrim Asset Management Роман Гольников является крупнейшим коллекционером произведений бурятского скульптора. Первая встреча предпринимателя с творчеством Даши Намдакова состоялась в 1999 году. Сегодня в его коллекции уже около 20 работ этого мастера.

«Мне близко этническое искусство Азии, может быть потому, что в Монголии прошла часть моего детства», — рассказал Роман Гольников

Со временем искусство, которое отозвалось бизнесмену, и коллекционирование, являвшееся для него хобби, стали еще и выгодной инвестицией. Он поделился: «Работа, которую я хотел купить в начале 2000-х за $6000, в 2007 году стоила уже $170 000».

Скульптуры Намдакова так ему понравились, что стали украшать и его офис и домашний кабинет, который предприниматель называет небольшим музеем.

Эта скульптура улигершина работы Даши Намдакова нравится предпринимателю тем, что «за мнимым спокойствием сказителя таится страсть рассказчика». Роман Гольников рассказывал, что, когда он смотрит на края халата, которые поднимает степной ветер, он вспоминает Монголию, где он провел свое детство.

Нектар, 2007
Нектар, 2007

Искусство хороший инвестиционный инструмент, но бессмысленно обращаться к нему, если вы к нему равнодушны. Найдите то, что отзовется именно вам. Весь смысл искусства в том, что оно заставляет чувствовать, толкает на размышления, побуждает вас задавать вопросы и помогает найти ответы. Искусство несет смыслы. И это делает его идеальным подарком и для себя, и для любимых.

Отдельная благодарность Чингису и Димит, которые не устали отвечать на мои вопросы и с неподдельной любовью рассказывали про творческий путь Даши.


Больше инсайтов об альтернативных инвестициях вы можете найти в нашем открытом ТГ-канале
Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации