Даши Намдаков: часть 1

Недавно я встретился со своим другом Чингисом, с которым я сдружился до глубины души еще в студенческие годы в НИУ ВШЭ. Чингис друг с большим сердцем, который относится к работе ответственно, но без лишнего перфекционизма; он хороший управленец, умеющий создавать атмосферу доверия и желания стать лучшей версией себя среди сотрудников. Ко всему этому он ведет коммерческую часть и все бизнес аспекты жизни и творчества очень талантливого и необычного скульптора, художника и ювелира — Даши Намдакова, его отца. И Чина в этом хорош, раз постепенно все больше и больше людей узнают про Даши, а его работы растут в цене и в спросе. Я прекрасно и с удовольствием провел время, разговаривая об искусстве, о мастерах, об арт-рынке и инвестициях в этой индустрии. Мне повезло побывать в галерее Намдакова в Москве еще до ее официального открытия, которое, к слову, состоится ориентировочно в конце сентября. Также один из партнеров Аркадия Новикова откроет в галерее ресторан сибирской кухни, отсылающих к происхождению семьи Намдаковых, — они из Бурятии.
Друзья оказали мне теплый прием и провели небольшую экскурсию, показали работы художника. В этой небольшой статье я бы хотел поделиться с вами своими мыслями и впечатлениями.
Даши Намдаков

Даши Намдаков — современный российский скульптор, художник и ювелир. В его работах классический Восток и европейская традиция сплетаются в удивительную гармонию, рождая самобытный стиль. В произведениях Даши Намдакова явственно проступают образы древнего мира, однако его творчество — яркий пример современного искусства. Художник окончил кафедру скульптуры в Красноярском государственном художественном институте. Первая персональная выставка Даши Намдакова состоялась в Иркутском художественном музее 16 февраля 2000 года. Выставка имела огромный успех у публики. Сегодня произведения Даши Намдакова можно увидеть в большинстве крупных музеев Европы, Азии и Америки. Сам скульптор написал об этом: «Когда я только начинал заниматься скульптурой, мне казалось, что мое искусство будет интересно только бурятам, монголам и сибирскому миру. Но все вышло в точности до наоборот: первая выставка стала для меня приятным сюрпризом, она произвела эффект взорвавшейся атомной бомбы, которая сначала пошла в Москву, а потом заинтересовала людей во всем мире».

Насколько доступно творчество Намдакова?
Несмотря на множество выставок, Даши Намдакова нельзя назвать очень известным творцом. Его команда очень избирательна в информационном поле, его работы нельзя назвать популярными, его творчество как будто остается довольно закрытым. Чингис поделился, что иногда могут возникать ситуации, когда они отказываются дать интервью, и это считывается как определенная закрытость. Кроме того, само творчество мастера сложное и многогранное, оно не может отозваться широкому кругу лиц. Еще одним ограничением является достаточно высокая стоимость работ. Однако, несмотря на определенную закрытость, люди, сталкиваясь со скульптором в жизни, замечают в нем простоту в общении и открытость. Сложность и закрытость творчества художника сочетаются с его простотой и открытостью.

История художника: насколько она важна?
Я спросил его: «Как сам творец, его бэкграунд влияют на ценность работы?». Чингис объяснил, что это зависит от географического положения. В Лондоне галереи делают все, чтобы прервать связь между художником и клиентом, они стараются непосредственно взаимодействовать с клиентом, — там такая модель, вероятно, могла бы спокойно существовать. В России же такое невозможно представить! В какой то степени можно сказать, что современный мир устроен так, что человеку хочется знать историю и того, кто за ней стоит. И возможно, ему даже хочется не только знать самого художника, но и войти с ним в контакт. Сейчас сторителлинг нужен абсолютно везде, в том числе и в искусстве, конечно. В случае с Даши Намдаковым личность художника однозначно имеет ключевое значение, — он удивительный человек с широкой душой, невероятно глубокий и эрудированный, горящий своим делом и заражающий этим огнем людей вокруг.

Подделки
Я спросил Чингиса о том, что же делать с подделками, ведь современные технологии позволяют создавать копии скульптур с помощью 3D принтеров, как они влияют на стоимость произведений искусства? Он напомнил, что после Великой Отечественной войны нашли множество подделок старых мастеров. Можно научиться копировать любого художника, но понятно, что там будет вложена другая энергия.
В искусстве самое ценное — это вот то самое творчество, тот внутренний мир творца, и это не сможет скопировать никакой искусственный интеллект.
Ценность искусства в качестве реализации и в той силе, которую оно несет. Почему людям нравится разное искусство? Все люди разные, и редко можно встретить, чтобы одна и та же работа понравилась двум абсолютно разным людям, различающимся на ценностном уровне.
Как изменилась культура «потребления» искусства?
Чингис поделился, что, несмотря на политическую обстановку и экономическую ситуацию, спрос на искусство не изменился. Более того, приобретением произведений искусства стало интересоваться большее количество человек, молодые люди тоже стали покупать работы. Искусство перестало быть очень дорогим увлечением исключительно для элиты. Искусство стало доступнее, но не с точки зрения финансов, а с точки зрения ментальности. Сейчас люди поняли, что им не нужно владеть огромным состоянием, чтобы приобрести картину или скульптуру. Чингис предположил, что, возможно, как раз тяжелое время и кризисы вызывают особенную потребность в чем-то духовном и заставляют людей обратиться к искусству.
«Я сказал своей команде, что у каждого свой фронт. Наш фронт — это искусство, через него мы несем людям какие-то смыслы, образы. На самом деле мы нужны людям», — сказал Чингис Намдаков

Кстати, больше инсайтов вы найдете в нашем открытом ТГ-канале
Инвестиции в искусство
Как инвестор, я не мог не спросить своих друзей об инвестиционном аспекте искусства. Чингис объяснил, что, с одной стороны, в период нестабильности, когда люди пытаются сохранить свой капитал и приумножить его, искусство — один из способов это сделать, но, с другой стороны, подойти чисто с прагматичной стороны и вложить в искусство по совету невозможно. Необходимо в этом разбираться, нужно действительно любить искусство. Без любви к нему вы обратитесь к более традиционным и понятным инструментам для инвестиций.
«Нельзя вложиться в то, что вы не любите и во что вы не верите, а для того, чтобы поверить в искусство, его нужно прочувствовать», — добавил Чингис Намдаков
На этой ноте я бы хотел завершить эту статью. В следующей части я расскажу более подробно о творчестве Даши Намдакова, а также поделюсь кейсом инвестора и крупного коллекционера работ бурятского скульптора. Подписывайтесь, чтобы не пропустить! :)