Что считать «экономикой предприятия»?

Вопрос не праздный, потому что по-настоящему внятного ответа на него нет. Человек старше 60 лет, воспитанный на марксистско-ленинской политэкономии с ее триста раз повторенными определениями базиса и надстройки как совокупности отношений, может быть, определение экономики предприятия, данное в Википедии, и поймет. Остальные — нет.
(это можно не читать) Базис общества — это совокупность исторически определенных производственных отношений. Надстройка — это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений; в неё входят государство и право, а также мораль, религия, философия, искусство, политическая и правовая форма сознания и соответствующие учреждения.
Согласно Википедии, экономика предприятия (нем. Betriebswirtschaftslehre) — система знаний, связанных с процессом разработки и принятия хозяйственных решений в ходе деятельности предприятия.
Не просто неконкретно, а достаточно мутно.
Между тем понимание «экономики предприятия» нужно в первую очередь для того, чтобы правильно принимать экономические решения. Именно они самые ответственные, потому что их непросто перерешить: если вы допустили ошибку в сфере экономики предприятия, ее исправление потребует времени, сил и ресурсов. Какие потребуются ресурсы, зависит от конкретного решения. Может, только денежные, а может, самые разные (виды ресурсов заслуживают отдельного поста).
Постараюсь объяснить как можно проще.
Каждое предприятие ведет финансовую отчетность, которая состоит из баланса и отчета о прибыли и убытках. Баланс, в свою очередь, имеет 2 стороны: актив (имущество) и пассив (источники финансирования этого имущества). Сопоставление актива и пассива дает просто бесценную информацию для диагностики проблем предприятия. Эта информация настолько важна, что даже если вашему бизнесу финансовая отчетность не положена, например, у вас ИП, то баланс все равно стоит сводить. Это как проходить диспансеризацию, даже если чувствуешь себя хорошо. Если плохо, нужно втройне.
Отчет о прибыли и убытках показывает, как формируется прибыль предприятия.
Если чересчур упрощенно, то экономика предприятия — это набор решений касательно актива баланса и основных показателей отчета о прибыли и убытках (ОПУ).


Здесь есть один крайне важный момент.
Финансовую отчетность, точнее, принцип двойной записи, который лежит в основе современного бухгалтерского учета, открыл в конце XV века Лука Пачоли — итальянский математик, живший в Венеции (1445-1517).

Поэтому на финансовой отчетности лежит «родовое клеймо» происхождения от венецианских купцов:
🏠 у них были склады и лавки — в балансе есть недвижимость;
⛵️ у них были корабли — в балансе есть технологические машины и оборудование;
📈 купцы вкладывались в чужие предприятия и ценные бумаги — в балансе есть долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения;
🛒у них были товарные запасы и клиентские долги — в балансе есть товарные запасы и дебиторская задолженность.
Но нет постоянных/косвенных производственных расходов (даже!), не выделены расходы на персонал, нет выделения нематериальных активов и кое-каких других важных сейчас позиций.
Поэтому, помимо актива баланса и ОПУ, к экономике предприятия необходимо относить все решения, которые (1) непросто перерешить и (2) для принятия которых требуется оценка экономической эффективности.
Здесь есть своего рода порочный круг: экономические решения — те, которые непросто перерешить, а то, что непросто перерешить, считаем экономикой.
Этот порочный круг и является основной причиной того, почему экономические решения нередко принимаются легкомысленно, без должного обоснования.
Например, если у вас «магазин у дома» и вы решили поднять цены (специально использую этот пример для связки с постом ранее), то ваши затраты на реализацию решения равны расходам на новые ценники. Если вы решили, что с подъемом перегнули палку, то вернули ценники «взад» или нарисовали новые, но поменьше, и дело с концом. Покупатели, напуганные неудачным повышением, через некоторое время снова зайдут (магазин же у дома), обнаружат возврат к старым добрым временам и обрадуются. То есть для вас такое решение не является экономическим, если, конечно, вы не будете в нем упорствовать.
А вот если у вас медцентр и вы подняли цены радикально, чтоб два раза не вставать, то клиенты могут уйти с концами, и вернуть их будет непросто. Скорее, ушедших вернуть не получится вовсе, надо будет работать над новой моделью бизнеса и новым привлечением. Значит, для вас это решение — часть экономики предприятия.
***
Для этого поста, пожалуй, достаточно; диагностику того, какое решение является экономическим, а какое — нет, мы еще будем проводить неоднократно дальше. А также рассмотрим способы оценки экономической эффективности экономических решений.