Как врачи платной медицины теряют квалификацию

На очереди — изменение бизнес-процессов (БП) медицинского центра, которое нужно предпринять для того, чтобы реализовать намеченную стратегическую цель.
Но прежде чем показать цель, учтенные в ней тренды и изменения БП, расскажу об одном разговоре. Он состоялся в 1994 году, когда коммерческая медицина в постсоветских странах еще только становилась на ноги, и пациенты, желая получить больше/быстрее внимания врача, платили ему в карман. Тогда одна моя знакомая, совершенно замечательный врач-педиатр, сказала, что если врач начинает брать взятки, он уже через пару лет теряет квалификацию.
— Не поняла, — мне хотелось разъяснений, — какая связь? Платят же хорошим.
— Очень просто, — ответила знакомая, — Чтобы врачу давали деньги, он должен относиться к пациентам по-разному: хорошо — к тем, кто платит, и плохо к остальным. Но самые тяжелые случаи как раз среди малоимущих. А если ты не сталкиваешься с тяжелыми случаями, то через два года от твоей квалификации ничего не остается.
Не знаю, как в других городах России, но в Калининграде я наблюдаю за этим процессом все 7 лет, что мы здесь живем. Плохую организацию здешнего здравоохранения мы оценили сразу же, при первом контакте. В принципе, здравоохранение по всему миру далеко от идеала (в России, кстати, все далеко не так плохо, как нередко причитают), но в Калининграде именно организация была заметно хуже, чем в Ярославле. Например, попасть к врачу узкой специальности в поликлинике было нельзя по определению, не стоило даже время терять. Ну разве что не лень пойти строго во вторник в 7:30 в очередь за талончиком неизвестно на какой день, причем без гарантии получения.
Сейчас вроде становится получше, кстати.
На этом фоне в городе просто немыслимое количество медицинских центров, немыслимое. Моя подруга, которая всю жизнь живет в Калининграде, меня все время убеждала, что «они все [врачи медцентров] где-то работают [в бесплатной медицине], а платный прием для них просто подработка».
Но вот в чем беда. Все эти 7 лет медцентры продолжали плодиться, причем хорошо оборудованные, в специально построенных для этого зданиях. Целых зданиях, Карл! Понятно, что им нужны врачи. И появилась целая прослойка эскулапов, которые работают в 2, а часто в 3 медцентрах, не работая в бесплатном здравоохранении.
Что это значит, помимо потери ими квалификации (не имеют дело со сложными случаями)?
📝 Врачи фиксируют жалобы, но не анализируют историю пациента в динамике. Нередко они даже диагноз не ставят, просто описывают симптомы.
🤷🏼♀️ Нет мотивации «вести» больного годами — система оплаты труда поощряет количество, а не непрерывность и не результат лечения.
👨🏼⚕️ Отзывы тоже не решают проблемы: если вы почитаете их побольше, то обнаружите, что большинство отзывов относятся к приятности приема, а не к результату лечения.
🙊 Врачи неохотно делятся информацией с коллегами внутри центра (например, терапевт не передаёт данные неврологу) и конкурируют с коллегами же за «своих» пациентов.
И так далее.
В итоге врачи медцентров поднаторели в умении производить впечатление и весьма болезненно реагируют на расспросы и сомнения пациентов, включая патерналистскую модель общения (простыми словами «я врач и знаю лучше»). При этом доля неправильных назначений среди моих знакомых просто зашкаливает (диагнозов нет, напоминаю). Но все, что пациент может, — это пойти в другой медцентр.
Или в бесплатную поликлинику, где врач не хочет работать, считая свою зарплату недостаточной.
Круг замкнулся.
Где и как его разорвать?