Для начала нужно обозначить кто такие сунниты и шииты, пожалуй начнём с самого многочисленного ответвления исламской традиции.
Сунниты- последователи наиболее многочисленного направления в исламе. Внутри течения существуют значительные различия в принципах юридических решений, в характере праздников, в отношении к иноверцам, в деталях молитв и др. По численности сунниты составляют более одного миллиарда человек — более 90 % всех исповедующих ислам.
Основными признаками принадлежности к суннизму считается признание:
Шииты - если переводить с арабского то мы получаем смысловое значение слова как: приверженцы либо фракция. Второе по числу приверженцев направление ислама, хотя по сравнению с суннитами они составляют явное меньшинство.
(Мухаммед является самым почитаемым из пророков в исламе)
Когда Мухаммед умер в 632 году нашей эры, возник большой спор о том, кто будет претендовать на его положение в качестве лидера новой религии. Ислам был больше, чем частная религия - он диктовал социальные и политические события. Преемник Мухаммеда будет иметь сильное влияние на общество, правительство и торговлю.
Некоторые люди думали, что любой человек, обладающий квалификацией, может взять на себя ответственность. Это были последователи «пути» ( сунны ) Мухаммеда, и они стали известны как мусульмане-сунниты. Они настояли на том, чтобы тесть и друг Мухаммеда Абу Бакр взял на себя управление.
Другие считали, что только кто-то из семьи Мухаммеда будет законным лидером. Этот лагерь отдавал предпочтение двоюродному брату и зятю Мухаммеда, Али ибн Аби Талибу, и они стали известны как шиату Али («партия Али»), или мусульмане-шииты.
В конце концов, большинство суннитов добилось своего, и Абу Бакр стал первым официальным преемником, или халифом , пророка Мухаммеда. Несмотря на это, шииты не признали Абу Бакра законным и твердо придерживались своих убеждений в своей верности потомкам Мухаммеда, которых они называли Уль аль-Байт, «семьей дома».
У любимца шиитов Али было два сына по имени Хасан и Хусейн. После смерти Али и его сына Хасана Хусейн стал духовным лидером шиитского ислама до 680 г. н.э., когда он был убит мусульманами-суннитами во время битвы в Кербеле, Ирак. Эта битва и смерть Хусейна - горькое воспоминание для мусульман-шиитов. Даже спустя столетия это мученичество и вопрос о законном руководстве исламом по-прежнему является сердцем суннитско-шиитского раскола.
"Плач небес по внукам пророка Мухаммеда" (Хасану и Хусейну)
В настоящее время последователи различных шиитских общин существуют практически во всех мусульманских, европейских и американских странах. Шиитского вероучения придерживается подавляющее большинство населения Ирана и Азербайджана, около двух третей населения Бахрейна, треть населения Ирака, значительная часть населения Ливана и Йемена, в Афганистане — фарсиваны на западе страны и хазарейцы. К исма‘илитской ветви шиизма принадлежит большинство жителей Горно-Бадахшанской области Таджикистана — памирские народы. Численность шиитов в России незначительна. К этому направлению ислама принадлежат проживающие в Дагестанской республике таты, лезгины селения Мискинджа, а также азербайджанские общины Дербента, говорящие на местном диалекте азербайджанского языка. Кроме того, шиитами является большая часть проживающих в России азербайджанцев (в самом Азербайджане шииты составляют по разным подсчетам до 65 процентов населения).
Произведение Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат», является одним из самых важных его произведений в духовно-культурном дискурсе, так как в ней он представляет столкновение двух различных полюсов цивилизаций. Но нас больше интересует момент того, как через ритуально-обрядовую сторону героев повести, мы можем вывести в контексте данного нарратива, символ и образ отражающий духовную составляющую персонажей.
Проблема исследования заключается в том, чтобы через данный нам нарратив, представленный в проведении «Хаджи-Мурат», попытаться отобразить каким образом религиозные обряды и ритуалы отображают личность, представленную нам в тексте, на примере: Хаджи-Мурата, имама Шамиля и Николая I.
Для решения проблемы, мы использовали метод дискурс анализа для интерпретации текста в его культурно-социальном аспекте и попытались выразить её основываясь на труде американского антрополога Роя Раппапорта «Ритуал и религия как отображение человека» (пер. на русский), утверждавшим, что религиозные ритуалы и обряды отображают человека и делают его таковым, так же, как и язык.
Истолкование результатов показало, что Хаджи-Мурат отображает человека носящего символ идеала традиций своего народа и правильно верующим (по Л. Н. Толстову), так как в его действиях нет корысти и цели наживы, а религиозные обряды не являются фактами, которые его утомляют, но наоборот предают ему нуминозную силу жизни. Религиозный символ Хаджи-Мурата, представленного в повести, полностью соответствует его деятельности как нравственного героя, отображающим архетип героя аварского этоса.
Иной характер приобретает образ «правителя» в лице имама Шамиля и императора Николая I, так как их обрядовая сторона жизни имеет лишь формальный оттенок и тяготит их перед лицом мирских страстей. Их отношение к религиозной стороне жизни, является полным отображением политики каждого из правителей. С точки зрения Р. Раппапорта, Николай I использует «Священные постулаты» при чтении утренних молитв, в обыденном их проявлении, что приводит к их бессмысленности и как отражает сам автор «не приписывая словам никакого значения» . Так же автор показывает через «другого», как Николай I питается своей гордыней через приветствие его людьми в храме, так как вместо того, чтобы посвятить себя служению и трепету перед Богом, он себя ставит на его место. Имам Шамиль же в свою очередь относиться к религиозным обрядам и практикам, как к обязательной работе чиновника, которая не приносит ему удовольствия, но он понимает, что как глава теократического государства, он обязан их выполнять. При этом, он как лицо «правоверных» использовал шантаж к Хаджи-Мурату, взяв в плен его семью.
В результате исследования было выявлено, что, используя метод дискурс анализа взяв за основу идею понимания религиозного ритуала и обряда по Р. Раппапорту, мы можем рассматривать некоторые нарративы, в которых представлен религиозно-культовый дискурс, для обозначения их символического образа.