5 любимых фильмов
На выходных в рамках эстафеты составил список 5 любимых фильмов «на данный момент» (чтобы это ни значило). Не совсем уверен насчёт условия «любимый прямо сейчас», поэтому, принимая эстафету у Алексея Алёхина, перечислю 5 фильмов, которые я смотрел не так давно и готов с удовольствием пересмотреть буквально сегодня вечером.
«Неоконченная пьеса для механического пианино» — Чехова ставить трудно, Чехова ставят хорошо редко, и ещё реже по Чехову снимают хорошее кино. Никита Сергеевич мечтал поставить «Чайку», но «Чайку» ему поставить не дали, потому что незадолго до того уже была экранизация Карасика — достаточно необычная в плане съёмок, которые можно охарактеризовать как театр на пленэре (что напрямую отсылает к пьесе, разумеется), и хорошим исполнением ролей Тригорина (Яковлев) и Дорна (Капелян).
В итоге Михалков с Адабашьяном собрали из «Безотцовщины» и ещё пары ранних чеховских произведений очень кинематографичную историю, сократив число персонажей и диалогов, добавив действия и заставив Калягина похудеть на 20 с лишним кг. Собственно, это едва ли не главная роль в карьере Сан Саныча — может, не стоило потом опять набирать вес. Богатырёв как всегда хорош у Михалкова. Шуранова очень удачно заменила Гурченко в роли Войницевой, как, к слову, и сам Михалков, подменивший Стеблова. Табаков забавен в непривычном барском образе (но сильно отличном от обломовского). У Ромашина с Никоненко тоже яркие второстепенные роли, но Кадачников переигрывает едва ли не всех со второго плана. В общем, очень добротное актёрское кино по качественному литературному материалу.
«Никогда ничего не бывает потом. Это только кажется, что всё ещё впереди, что жизнь длинна и счастлива. Что сейчас можно прожить так, начерно — потом всё поправишь. Никогда это „потом“ не наступает. Никогда…»
«Золотой телёнок» — с экранизацией Ильфа и Петрова у нас как будто задержались, но первая сразу и оказалась лучшей. Юрский придаёт персонажу трагизм и искренность — да, он явно рефлексирующий интеллигент, но он ещё и достаточно молод, атлетически сложён и харизматичен, чтобы быть, вместе с тем, и обаятельным проходимцем. Веришь, что этот Бендер — ровесник века, благополучная судьба которого была переломана через колено гражданской войной, и что только из-за этого он пошёл в авантюристы. Но и здесь Бендеру тесно — он не любит повторяться в своих обманах, относясь к ним как к вынужденной импровизации.
Этот Бендер способен на настоящее чувство (да и как можно не влюбиться в такую Старикову), и его надрыву веришь, когда он враз теряет всё. Куравлёв в роли Балаганова также жизнен и хорош, а Гердт привнёс в роль Паниковского столько своего, что сделал персонажа гораздо проработанней книжного. Папа Михаила Боярского в роли Козлевича отодвинут на второй план, но тоже неплох. Ну и Евстигнеев, уже игравший в студенческой работе Данелии Лоханкина, убедителен, изображая обманщика системного и идейного, который, несомненно, выиграет на долгой дистанции у порывистого Остапа. Забавно, кстати, что Васисуалия в исполнении Папанова из фильма вырезали уже на монтаже — и, пожалуй, из того, что сохранилось от сцен с его участием, это было правильно (прежде всего из-за того, что удлиняло и без того немалый хронометраж, добавляя лишнюю сюжетную ветку).
Хотя кино, опять-таки, актёрское, отмечу и операторскую работу Полуянова.
«Графа Монте-Кристо из меня не вышло, придётся переквалифицироваться в управдомы».
«Иван Васильевич меняет профессию» — снова экранизация (малоизвестной пьесы Булгакова), снова в качестве оператора Полуянов (комедии золотого периода в творчестве Гайдая и визуально качественно сделаны) и Куравлёв в роли афериста (но совсем другого — с другими жестами, интонациями и мимикой). Как и его кумир Гоголь, Булгаков одно время думал написать учебник по истории России, но мысли эти также остались лишь мечтой, воплотившись, впрочем, в художественной форме. Немногословные, но яркие диалоги хорошо сочетаются с комедией действия, в которой Гайдай всегда был хорош.
Из актёров, помимо упомянутого Куравлёва, отметил бы в первую очередь Яковлева, который и здесь, и по немногочисленным, но ярким другим комедийным ролям показывает, что этих самых ролей он в карьере не доиграл. Возможно, всё дело в очень уж представительной и драматической внешности и исполненном ещё в молодости Мышкине, которого, кстати, мог сыграть и Гайдай — Пырьев всерьёз рассматривал такой вариант, — и тогда история отечественной комедии была бы совсем другой.
Разумеется, ещё Пуговкин, Демьяненко, Этуш и Филиппов создают яркие образы, но кино не только актёрское, но, как и обычно у Гайдая, монтажное.
«Какое житие твое, пёс смердящий? Ты посмотри на себя! „Житие“…»
«Гладиатор» — как историк я не мог обойтись без соответствующего жанра, но выбор тут трудный: «В августе 44-го», «Апокалипсис» или «Дуэлянты» того же Скотта (не путать с «Последней дуэлью»). Но наших уже многовато, а у Гибсона скорее антуражный боевик, так что пусть будет эпик от Ридли, который, по сути, спас его карьеру. Да, фильм делался с большими проблемами — от главной роли отказался Гибсон, сценарий переписывался прямо на съёмочной площадке, ещё во время съёмок скончался Оливер Рид. Но создатели стоически (когда снимаешь фильм о Марке Аврелии — это обязывает) всё выдержали, а Кроу, подменивший Мэла, стал после фильма большой звездой.
Ридли не умеет снимать некрасиво (испытывая обычно проблемы с повествованием, но не с картинкой), так что кино очень визуально богатое — те же переснятые кадры из «Падения Римской империи» (которое по иронии судьбы похоронило в своё время жанр пеплум в Голливуде — зато Энтони Манн таки получил свой шанс снять большое историческое кино после того, как его выгнал со съёмок «Спартака» Дуглас) выглядят гораздо более киношно и завораживающе. Ну и своим ярким выступлением Хоакин Феникс делает заявку на большого актёра.
«— Смириться с поражением трудно.
— Ты бы смирился? Или я?»
«Убийца» — самый сложный выбор, потому что хотелось уже взять что-то из боевиков или космической тематики (и сперва «К звёздам» Грэя даже были фаворитом). В списке нет ни одной работы Юсова, так пусть будет боевик, снятый его большим фанатом Роджером Дикинсом (впрочем, в таком случае могли быть и «Старикам здесь не место» или «Железная хватка» Коэнов, но пусть будет Вильнёв). Разумеется, поскольку фильм выбирал из-за оператора, то для меня он в первую очередь визуальный, но надо похвалить и Бролина (которого, кстати, согласиться на роль сагитировал как раз Дикинс, снимавший его в тех самых коэновских фильмах), и Дель Торо, которого можно похвалить за то, что он сделал своего героя немногословным.
Вильнёв вообще сильно проредил сценарий Шеридана, и, учитывая полярность их взглядов на жизнь, вышло не всегда удачно, но зато более ёмко. И да, для меня это всё-таки фильм про оперативника ЦРУ и его агента, а не красивую Эмили Блант (кстати, если Бенисио играет сикария, то она — фарисея). И ключевое в моём выборе — это как раз то, как разведчик вербует персонажа Эмили, а потом не даёт соскочить. Ну и сцена перестрелки на границе, конечно.
«Тебе предлагали остаться дома. Ты себя недооцениваешь. Давай остынь. Твой напарник остался дома, он к этому не готов. Но пусть он скорее привыкает, потому что это наше будущее, Кейт. Они окопаются здесь, в Финиксе, и устроят новый Хуарес. Мы даём шанс тряхануть этих ублюдков и устроить хаос среди картелей, всего-навсего. А пока впитывай всё, что ты здесь видишь. Учись, вот твоя задача!»
Почётную миссию продолжить марафон передаю Андрею Баздреву.