«Али» (Манн, 2001) — мысли о фильме

Пересматривая вчера в рамках марафона Майкла Манна «Али», полез перепроверить смутные воспоминания в интернет и наткнулся на собственную статью о бое с Форманом аж 2014 года, которая убедила меня, что да, показанная в фильме версия слишком превратила «Грохот в джунглях» в «Рокки». Вместо спланированной тактики на бой имеем внезапное претерпевание и победу вопреки. Сам ход боя якобы стал неожиданностью для всех, включая тренера. Хотя тот же Фрейзер (да, его линию можно было продлить) ясно видел, что Али переигрывает оппонента.

Манн концентрируется именно на истории Мохаммеда, начиная фильм с боя против Листона, после которого Кассиус и объявит о смене имени. Как любителю поворотных моментов в судьбах стран, народов и отдельных личностей, мне бы хотелось увидеть бой с Генри Купером — возможно, вообще весь этот театральный визит в Англию с короной и громкими словами «У вас есть королева, но вам нужен король. Я — король». На стадионе «Уэмбли» любимец местной публики отправляет талантливого олимпийского чемпиона в нокдаун, и тренер молодого дарования расковыривает между раундами перчатку, чтобы взять передышку (Данди сам в этом потом признается, но будет отрицать, что он её порвал — только расширил). В итоге бой Клей выигрывает, но только из-за сильнейшего рассечения у Купера. Англичанин уже, конечно, порядком вымахался и мог бы проиграть досрочно и без кровотечения, но сюжет этого боя вышел очень уж киношным, а сам бой — внезапным подвигом для Кассиуса, в котором пришлось найти в себе не только светлую сторону.

Манну интереснее Али-гражданин, в том числе по личным мотивам: уклоняясь от призыва во Вьетнам, будущий режиссёр с филологическим образованием покинул США и несколько лет изучал кинематограф в Англии. Чемпион мира по боксу же отказался от такого варианта и пошёл на принцип. И Майкл пытается понять Мохаммеда: что сподвигло его бороться.

Фильм, конечно, отдаёт панегириком — достаточно сказать, что на подлости и мелкие жульничества идут только соперники, а шутят только Али и его окружение (знаменитому формановскому «да я вдвое чернее его» здесь нет места, потому что киношному Джорджу не положено иметь чувство юмора), — но ему в общем-то удаётся рассказать внятную историю ключевого отрезка карьеры великого чемпиона.

Стандартно досталось Дону Кингу, который выглядит как откровенно водевильный персонаж, но всё-таки именно он вывел гонорары боксёров на новый уровень. Мобуту с Амином и вовсе показаны столь кратко, что не очень ясно зачем.

Псевдодокументальная стилистика, пожалуй, работает, но меня всё равно раздражает: особенно эти дикие пересветы и сверхширокоугольные объективы, к тому же снимающие стоящих к ним впритык людей. Но стоит отметить и ещё один режиссёрский ход: явно была поставлена задача воссоздать наиболее культовые фотографии из поединков Али (похоже, персонаж фотографа был введён в сюжет именно для этого), и она, в общем-то, удалась.


Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации