Перед вами размышление о роли фотографии как искусства, исследующего не только внешний мир, но и внутреннюю реальность самого фотографа. Автор делится личным опытом, начиная с раннего увлечения фотографией, и подчеркивает, как этот интерес стал средством самовыражения и самопознания. Работа обращается к концепту «перевода» реальности в эмоциональные образы, а также обсуждает связь между зрением и знанием в контексте искусства. Текст освещает важность выборов, которые фотограф делает, фиксируя мимолетные моменты, и раскрывает, как каждый снимок является не просто документом, а выражением уникальной интерпретации действительности. Через призму возможных миров автор показывает, как каждый кадр может быть многозначным и воспринимается по-разному в зависимости от контекста и восприятия.
Эссе начинается с личной истории автора, который впервые увлекся фотографией в детстве, а затем осознает значение этого увлечения в своей жизни. Автор погружается в спонтанные воспоминания, связанные с фотографиями, исследуя, как любительское увлечение стало формой ведения визуального дневника.
Далее рассматриваются концепции восприятия и передачи эмоций через фотографию, подчеркивая, что взгляд фотографа создает уникальный контекст для изображаемых объектов. Автор проводит параллели с живописью, рассматривая, как различные художественные техники влияют на восприятие и интерпретацию.
Эссе также затрагивает влияние культурного контекста на понимание искусства, подчеркивая, что зрение предшествует знаниям и формирует наше восприятие мира. Автор указывает, что каждая фотография фиксирует определенный момент, обрамляя его в уникальную визуальную историю, которая может быть понята по-разному в зависимости от личного опыта зрителя.
В заключение, эссе утверждает, что фотография является не только документом реальности, но и мощным средством самовыражения, способным передать эмоциональные и смысловые глубины, создавая диалог между фотографом и зрителем.
Самовыражения через фотографию
Личный опыт
Знойное Оренбургское лето 1961 года. На фотографии я, Шурка Андреев (слева) и брат мой, Калька Андреев, он моложе меня на год. Да, мы с братом сегодня счастливы. Мы увидели дядю Васю в элегантном военном мундире. Момент впечатался в памяти на всю жизнь. Он стал поворотным в моём мироощущении. Да, сегодня мне уже 73 года, но в душе то по прежнему остаюсь тем же зачарованным мальчиком. «С возрастом все чаще вспоминается детство и не потому, что оно светлее. Просто впереди была целая жизнь». Валентина Захарова
Увлечение фотографией началось с приезда дяди Васи на побывку из рядов Советской Армии летом 1961 года. Он привёз с собой фотоаппарат и фотографировал всех на лево и на право. Именно в этот момент был зачарован чудом в его руках. В те далёкие времена мало, кто из односельчан даже помышлял о подобном занятии. Все жили бедно, живых денег колхозники не видели. Да и не до развлечений было тогда. Однако я уже был не единожды знаком с процессом фотографирования. Но здесь был не только пример но и подробный рассказ о процессе работы над фотографическим процессом. Попросил маму купить мне такой же фотоаппарат. Ответ мамы на мою просьбу стал уроком на всю жизнь: «Вот заработай деньги и покупай на них что хочешь, только не забывай маме иногда помогать…» После этого разговора, я никогда не просил у неё денег.
Этим же летом на уборке колхозного сена и на окучивания картофеля на колхозных полях заработал вожделенные деньги и купил самый дешевый плёночный фотоаппарат «Смена». Этот фотоаппарат до сих пор хранится у меня, как память о детском увлечении. Это было только начало долгого пути к своей цели. Все заработанные деньги шли только на развитие увлечения. Мы жили в глухой деревне, где был только продуктовый магазин. За промышленными товарами все ездили в районный центр, за 20 км. от нас. Да и в райцентре часто отсутствовали принадлежности для фотодела.
В те далёкие времена фотоиндустрии, как таковой не было. Все процессы делались в ручную в том числе: проявка отснятой фотопленки и фотографий, закрепление изображения и много ещё чего. Для работы с фотографией требовалась целая домашняя лаборатория и набор всяких химикатов. Увлечение было не только дорогое, но и очень хлопотное. Мне удалось преодолеть все трудности в течении двух лет упорного труда. Сегодня даже удивляюсь своей настойчивости настойчивости. У меня появился фотобачок для проявки и закрепления плёнки, набор фотохимикатов и фотобумаги, фотоувеличитель и много других приспособлений. Самое главное — научился процессу фотографирования.
Современный фотолюбитель хмыкнет: «Подумаешь, невидаль какая…?» Да фотолюбителей стало очень много. Но 95 процентов из них умеют только нажимать кнопку диафрагмы. Практически всё делается автоматически. Фототворчество стало совсем дефицитным явлением. Кругом наблюдаю погоню за сиюминутной модой дебилов от искусства. А может быть я безнадёжно устарел? Зачем взрослому человеку творческое увлечение? Возможно это творческое увлечение есть способ заполнить душевную пустоту…
Опыт увлечения мобилографией
Мобилография — разновидность фотографического искусства, при котором в качестве инструмента используются электронные приборы со встроенной цифровой фотокамерой, первоначально не предназначенные для профессиональной фотосъёмки, такие как мобильные телефоны, карманные персональные компьютеры, компасы, бинокли, зажигалки и тому подобное.Понятие «мобилографии» было введено российским художником Дмитрием Резваном, в 2004 году основавшим Всемирное общество мобилографов, поставившее перед собой задачу популяризации мобилографии в мире.
Главный критерий оценки в мобилографии — эмоциональность изображения. При этом неважны критерии качества и разрешения снимка. Жизнь взрослого человека порой оказывается нагруженной рутиной, обязательствами и постоянными заботами. Я это почувствовал на собственном опыте, когда, работая в Псковской областной администрации, вдруг осознал, что потерял своё творчество. Годы прошли, а вместе с ними ушла радость самовыражения. Но именно в этот момент я открыл для себя мобилографию — мир фотографии на смартфон, который помог мне вернуть утраченное.
Перемены начались, когда я стал осмыслять свою карьеру. Работа в администрации стала изнурительной, и мне захотелось попробовать себя в чем-то новом. Я начал исследовать возможности онлайн-обучения и наткнулся на курс по мобилографии. Мне стало интересно: действительно ли возможно сделать великолепные снимки с помощью простого смартфона? Я долго сомневался, ведь в моем восприятии профессиональная фотография и простое мобильное фото были двух разных миров. Но все же я решил рискнуть.
Вооружившись инструкциями и советами, я открыл для себя волшебство фотографии. Мой старый смартфон оказался более способным, чем я думал, и это стало для меня откровением. Я вновь почувствовал волнение и азарт исследования. Я начал выходить из дома, прогуливаться по городу, открывая для себя его уединенные уголки и детали, которые раньше не замечал.
Оживленный дух творчества напомнил мне о детских ощущениях. Теперь я часто гулял и искал интересные места для съемок: старые здания, проезжающие мимо машины, необычные детали природы. С каждой такой вылазкой внутри меня заполнялась пустота, которая, как оказалось, годами накапливалась под грузом повседневных забот. Я вновь начал ценить момент и то, что меня окружает, замечая красоту в простых вещах.
Мобилография стала для меня настоящим открытием. Она не только наполнила мою жизнь новыми красками, но и научила меня замедляться. Благодаря съемке я научился ценить каждую мелочь, находиться «здесь и сейчас», а не размышлять о прошлом или волноваться о будущем. Фотография позволила мне пересмотреть знакомые места, которые я любил, но не замечал. Даже квартира стала выглядеть иначе — я увидел её в новом свете.
Я уверен, что каждому человеку нужно творчество в жизни. Оно помогает отдохнуть от рутины, найти новые впечатления и заполнить каждый день интересом и смыслом. Моя жизнь после знакомства с мобилографией кардинально изменилась: это стало не просто хобби, а важнейшей частью моего существования, которая вдохновляет меня каждый день. Я научился не только делать красивые снимки, но и раскрыл в себе творческий потенциал.
Теперь, когда я смотрю на мир через объектив камеры, то вижу его такой, каким он есть — привлекательным и уникальным. Я люблю открывать новые ракурсы и создавать композиции, играя с цветами и светом. И каждая прогулка становится для меня не только возможностью сделать снимок, но и шансом насладиться жизнью в её полном объёме. Мобилография напомнила мне, что творчество — это не просто хобби, а способ жить полноценной и осознанной жизнью.
Технические аспекты процесса фотоискусства
Фотоувеличитель в виде чемоданчика хранится как реликвия
Проекционный аппарат, предназначенный для оптической фотопечати. Устройство создаёт действительное изображение негатива на фотобумаге или позитивной листовой фотоплёнке при помощи искусственного источника света. Спроецированное изображение чаще всего увеличено по сравнению с оригиналом, но может быть и уменьшенным, или совпадать с ним по размерам. Фотоувеличители могут иметь горизонтальную или вертикальную конструкцию, но наибольшее распространение получили аппараты с вертикальным расположением оптической оси. При этом достигается наибольшая компактность и удобство использования.
ФЭД-2 — советский малоформатный дальномерный фотоаппарат, выпускавшийся с 1955 по 1970 год тоже хранится как память о былых временах
Первая самостоятельная разработка Харьковского производственного машиностроительного объединения «ФЭД». Главным отличием модели «ФЭД-2» от своего предшественника «ФЭД» стало совмещение видоискателя и дальномера, получивших общий окуляр, позволивший проводить фокусировку и кадрирование одновременно. Кроме того, до 67 мм возросла номинальная база дальномера, а задняя стенка алюминиевого литого корпуса стала съёмной, значительно облегчив зарядку.
Смена-2 Советский фотоаппарат. Хранится в личном архиве.
Советский малоформатный шкальный фотоаппарат. Модификация первой послевоенной «Смены». Основное отличие — наличие автоспуска и синхроконтакта. Производился с 1955 по 1962 год ГОМЗ и с 1958 год по 1961 год Минским заводом ММЗ.
Сначала я просто складывал проявленные пленки в ящик, наслаждаясь самим процессом фотографирования. Детских фотографий сохранилось очень мало. Учиться фотоделу было не у кого в селе. Народ жил в те времена очень бедно, да и времени на посторонние дела не было. Учился на своих же ошибках, методом тыка. Возможно именно благодаря скудным и ограниченным ресурсам, научился наблюдать и анализировать деревенскую жизнь. Перед уходом в Советскую армию в 1972 году, уже стал понимать и воспринимать картину мира. К этому времени уже стал признанным односельчанами фотографом.
Фотографировал всё подряд: одинокую берёзу у дорого на против нашего дома, одноклассников, бабушек и дедушку, наш дом. Все фотографии до армейского периода остались у Вали, сестры моей в Оренбурге. А вот негативы того периода не сохранились. Это был период обучения процессу фотографирования. Осваивал фотоискусство методом тыка. Учебников у меня не было, не было также доступа к современным фотоальбомам. Два года службы в армии, был перерыв в практике фотодела. И только с 1972 года началась активная фаза увлечения фотоделом. Я был любителем и даже не помышлял о возможном заработке на этом деле. Хотя…, практика была бы полезна…
Со временем в моем сознании начали формироваться образы будущих сюжетов. Будучи студентом, я заметил, что часто ищу новые ракурсы для своих фотосюжетов, внимательно вглядываясь в окружающий мир. Именно в студенческие годы фотография стала осознанным видом деятельности для меня. Хотя попыток сделать фотографию своим ремеслом никогда не было. Именно в это время приобрёл, престижную в то время, модель фотоаппарата ФЭД-2. Судя по старым фотографиям, я квалифицированно уже владел фотоискусством. Это было временем творческого всплеска.
В марте 2010 года наконец приступил к разбору фотопленок, снятых с 1972 года. И тут я открыл для себя свою же жизнь. Было ощущение, что попал в утерянный мир своей жизни. В открывшемся мире едва узнал и себя, и людей, с которыми пересекался на жизненном пути. Даже земляки и родные люди показались чужими и не знакомыми людьми. Понадобился целый год, чтобы освоить утерянный мир. С нова стал слышать голоса из прошлого, ощущать терпкий запах сирени, услышал шелест степной ковыли, ощутил воздух детства. Прежний мир снова ожил, этот мир теперь со мной.
До сегодняшнего дня погружаюсь в мимолетные события своего прошлого. Ностальгии нет, но есть подпитка той энергией, которая витала в воздухе и в нашем роду через голоса, запахи, ощущения — все то, что, казалось, ускользнуло со временем. Да, мне по жизни не хватало этой энергии. Долго имел ощущение, что потерял свои родовые корни.
Эмоциональное восприятие
ппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппп
Обдумывая силу своего детского увлечения, я осознал, что многие годы занимался «светозаписью» своей жизни, ведя фото-дневник, даже не осознавая этого. Сегодня я стремлюсь заново увидеть свою реальность. Меня мучит вопрос: кто я на самом деле? Является ли моё увлечение творчеством? Что для меня значит фотография сейчас? Я хочу не только увидеть, но и почувствовать свою реальность, совершая внутреннее путешествие.
Фотография предоставляет уникальную возможность воспринимать мир через призму моего авторского взгляда. Важно понять, как «перевести» реальность в эмоциональное и поэтическое пространство, определяя тем самым творческий подход фотографа. Подобно стихам, в которых каждое слово открывает новые значения, фотографии могут варьироваться от простого документирования до глубокого эмоционального высказывания.
Сравнение фотографии с различными формами текстов — от деловой документации до художественной прозы — показывает, что искусство передачи эмоций имеет множество уровней понимания. Как сказал Борис Пастернак, «сады, пруды, ограды» становятся носителями «человеческих страстей». Эта идея «перевода» объектов в эмоциональную плоскость лежит в основе работы фотографа, который, как и живописец, сталкивается с необходимостью наделить статические объекты глубоким содержанием.

Сложность «перевода» в фотографии заключается в высокой точности, с которой камера фиксирует мир, что может затруднять выявление эмоционального посыла. Однако, как показали работы мастеров, таких как Анри Картье-Брессон, важно не только само событие, но и точка зрения, с которой оно представлено. В этом аспекте фотограф становится интерпретатором реальности, передающим свои чувства и переживания через запечатленные моменты.
Изобразительные традиции и внутреннее движение
Основные художественные элементы живописи и фотографии
Возвращаясь к традициям изобразительного искусства, мы замечаем, что как живописцы, так и фотографы опираются на основные художественные элементы: линии, фактуры, цвета. Линия, как символ внутреннего движения, помогает выразить эмоциональные аспекты изображения. Например, динамичные линии природы — деревья, ветви — становятся носителями энергии, которая передается зрителю через визуальные образы.
Фотографы, такие как Алексей Андреев и Михаил Фриман, демонстрируют, как внутренние силы, заключенные в линиях и формах, создают напряжение и вызывают чувства у зрителя. Их работы служат полем для исследования, в котором композицией, геометрией кадра и взаимодействием различных элементов рождаются новые значимые образы.
Таким образом, фотография выступает не только как средство документирования, но и как выразительное искусство, способное передавать глубокие истины. Каждое изображение становится диалогом между фотографом и миром, где каждый штрих, цвет и форма, наряду с выбранной композицией, создают целую историю, полную чувств и переживаний. В этом мире реальность обретает поэтичность, становясь способом взаимопонимания с тем, кто оказывается перед объективом.
Восприятие и знание: межкультурный аспект
Важно отметить, что зрение первично по отношению к речи. Оно формирует наше восприятие мира. Существует тонкая грань между тем, что мы наблюдаем, и тем, что знаем. Например, каждый вечер мы видим, как Солнце заходит за горизонт, и понимаем, что это результат вращения Земли. Однако наблюдение остается отдельным опытом, который не всегда совпадает с нашим пониманием.
Отношение между зрением и знанием меняется в зависимости от культурных и исторических контекстов. В Средние века образ огня имел полностью иное значение, чем сегодня, отражая тогдашние представления о мире.
Когда человек влюблён, его восприятие любимого человека насыщается моментами, недоступными языковым описаниям. Это первоначальное восприятие превосходит механическое реагирование на стимулы: мы видим не просто объекты, но взаимодействия между ними и нами. Каждое восприятие — это выбор, что именно мы хотим увидеть, и это отражается в нашем понимании.
Уникальность момента и его интерпретация
При осознании своей видимости мы начинаем воспринимать взаимосвязь: если я вижу холм, значит, и я становлюсь видимым для того, кто находится на нём. Эта взаимная видимость имеет большую глубину, чем просто диалог. Мы стремимся искренне понять, как другие видят мир, однако каждое изображение является результатом уникального восприятия автора.
Каждое изображение — это зафиксированное видение. Оно изолирует момент из бесконечного потока времени и пространства, переводя его в универсальную для зрителя форму. Это видение формирует восприятие каждого, так как то, как мы воспринимаем изображения, зависит от нашего собственного опыта.
С развитием искусства стало очевидно, что изображения фиксируют моменты прошлого и отражают точки зрения художника на реальность. Это осознание стало важным с начала эпохи Возрождения, когда искусство начало восприниматься как свидетельство переживаний и восприятия человека. Искусство стало средством, с помощью которого определенные группы обосновывали свои привилегии, что искажает наше понимание истории.
Искусство как средство взаимодействия
Летний дождь. Мужчина прячется под навесом, его галстук перекинут через плечо после пробежки под сиднейским ливнем. Секрет этого снимка в чувствительности Парка к свету это даёт глазу отдохнуть, глядя на сверкающие дождевые капли в центре кадра.
Заброшенное сельское кладбище. Здесь уже давно нет свежих захоронений. Правнучка внимательно вглядывается в надгробную фотографию про деда. Она родилась и живёт в г. Оренбурге. Это кладбище и могила пра деда для неё открытие. О чём она думает в этот миг? Может она думает о быстротечности времени…
Размышление о бренности бытия. Здесь похоронены все предки по линии отца. Меня ведь ждёт тот же путь в вечность… Это было в 2008 году. Он уйдёт к праотцам в ноябре 2013 года. А жизнь продолжается…
Таким образом, способность видеть и осмысливать произведения искусства становится актуальной проблемой политической и социальной идентичности. Без понимания своего места в истории человек становится менее свободным в своих выборах. Искусство в современном обществе уже не просто защита уникальности, а создание новых возможностей для взаимодействия с культурным наследием, чтобы каждый мог найти свой голос в традициях.
В заключение, фотография как жанр изобразительного искусства сталкивается с задачей «перевода» фактической реальности в насыщенные эмоциональные образы. Этот процесс, схожий с живописью, помогает фотографам выражать свои чувства и восприятия. Объекты фотографии и живописи становятся носителями смыслов, подверженных изменениям в зависимости от контекста.
Эксперименты с освещением и окружением показывают, что одна и та же модель может открываться по-разному в зависимости от восприятия фотографа и условий съемки. Фотографы создают «возможные миры», где их интерпретация объектов становится реальностью.
Таким образом, смысл зафиксированного фотографического кадра не статичен; он возникает из игры автора с окружающим миром. Каждое изображение требует не только мастерства, но и умения выразить момент, скрытый в мире. Фотография, будучи искусством, обладающим глубиной и многообразием интерпретаций, предоставляет уникальную возможность понять и почувствовать окружающий мир.
«История — свидетельница времен», — считал Цицерон. Но скептики говорят и так: история — это то, чего никогда не было, а пишут о ней те, кто этого никогда не видел. Пожалуй, в этом споре мнений только исторический факт может быть доказательством происшедшего. Судьбы, явления, события — взгляд сквозь время глазами историков наших дней. История, какой мы ее помним, и история с точки зрения тех, кто знает все ее детали. Неизвестные штрихи и забытые подробности минувшего, актуальные проблемы дня сегодняшнего и их исторические корни — темы историко-публицистической программы «Власть факта».
Ведущий — Михаил Ремизов, публицист, кандидат философских наук. Смотри видео:youtu.be/2d1e3RfT2og? si=pQCCflXnDeLwweGl
В 2000 году программа получила диплом Всероссийского конкурса на лучшую телевизионную программу, подготовленную к 55-летию Победы. Проект удостоен специального диплома «За пристальный взгляд в историю» на IV Всероссийском телефестивале научно-образовательных и просветительских программ «Разум. XXI век» 2007 года. В 2018 году проект стал лауреатом Первого всероссийского конкурса «Иран в медиапространстве России» и удостоен почетного приза за сюжет «Итоги исламской революции». Ведущими передачи в разные годы были Владимир Рыжков, Наталья Басовская, Андрей Виноградов, Илья Бер, Сергей Кудряшов, Сергей Медведев.

Заканчивая свое размышление о фотографии как искусстве самовыражения и передачи смысла, я понимаю, что каждая сделанная мною фотография — это нечто большее, чем просто застывший момент времени. Это история, это эмоция, это часть меня, которую я передаю другим. В каждый кадр я вкладываю свою душу, свои переживания и свои мысли, надеясь, что зритель сможет увидеть и почувствовать то, что чувствую я.
Фотография — это язык без слов, который позволяет нам делиться нашим внутренним миром и восприятием окружающей действительности. Она открывает двери к бесконечным интерпретациям и диалогам, позволяя каждому зрителю находить в изображении что-то свое. И именно это разнообразие взглядов делает искусство фотографии таким уникальным и мощным.
С каждым новым снимком я учусь видеть мир по-новому, замечая детали, которые ранее ускользали от моего внимания. Благодаря покупке камеры и экспериментам с композициями я поняла, насколько важно научиться останавливаться и вникать в происходящее вокруг. Фотография научила меня понимать не только мир, но и саму себя.
Я надеюсь, что этот философский подход к фотографии вдохновит и вас на поиски собственных смыслов, которые скрываются в каждом кадре. Пусть ваш взгляд через объектив станет окошком в ваш внутренний мир и проводником в мир других людей. Возможно, именно в этом и заключается истинная магия фотографии — в способности соединять сердца и умы, преодолевая языковые и культурные барьеры.
В этом уникальном процессе творчества я нашла не только форму самовыражения, но и путь к глубинному пониманию жизни. И, быть может, именно это понимание станет наилучшей наградой за все усилия. Каждый снимок — это новая глава в нашей истории, и я с нетерпением ожидаю, какие истории еще предстоит рассказать.