Цикл Уран-Нептун: история человечества как путь познания
Цикл Урана и Нептуна отсчитывает ритм обновления гуманистических идеалов человечества и связан с эволюцией наших научно-религиозных представлений. По сути, вся история человечества – это история познания мира и себя в системе мироздания. Цикл Уран-Нептун – это взаимовлияние науки и религии, вечный поиск баланса между рациональным и иррациональным.
Вплоть до Средних веков человек живет в мифологической парадигме – он еще не обладает достаточным объемом знаний об окружающим мире, да и эксклюзивное право на знание принадлежит жречеству. Простому человеку, обывателю, остается довольствоваться объяснениями священников о природе вещей. Наука в современном ее виде, вызревает в монашеской и богословской среде – только здесь есть возможность получить образование и доступ к наследию предшественников. Закономерно, попытки познать божественную природу окружающего мира дают развитие познанию и человеческой природы, ее божественности.
Мировоззренческий перелом наступает в эпоху Ренессанса. Цикл Урана-Нептуна обновляется на границе Скорпиона и Стрельца, в символической зоне Змееносца, в 1478-79 г.г. – буквально отыгрывая мистерию преодоления «темного прошлого» на пути к новому эволюционному этапу. В этот период закладываются основы гуманистической системы ценностей, и главным объектом познания становится не Бог, а человек. Наука вырывается из монастырских стен, и вместе с великими географическими открытиями значительно расширяет представление человека о мире и о своей природе. Человек еще не отрицает Бога, но уже подвергает сомнению его всемогущество. «Утопия» Томаса Мора и «Город Солнца» Кампанеллы – первые ласточки человеческих амбиций построить рай на земле.
Соединение 1650 г. – уникально. Оно происходит в середине Стрельца, и не повторяется. До и после цикл обновлялся двумя последовательными соединениями в одном знаке. Эпоха Просвещения. Научная революция. Переосмысление религиозных концепций. За Богом все еще признается сотворение мира и функция Высшего Разумного Начала, но человек уже претендует на большее проявление свободы воли. Атеизм оформляется в самостоятельную мировоззренческую концепцию и набирает популярность.
Цикл Уран-Нептун (н.э.)
Рак Лев Дева Весы Скорпион Стрелец Козерог
62 г. до н.э. 281 г. 623 г. 966 г. 1308 г. 1650 г. 1821 г.
110 г. н.э. 452 г. 794 г. 1136 г. 1479 г. 1993 г.
Развитие философской и гуманитарной мысли в Новое Время сводится к предельно рациональному поиску нравственных категорий за пределами религиозного дискурса. Открытие Урана в 1781 году обозначило начало завершающей четверти их с Нептуном «просвещенческого» цикла и ознаменовалось публикацией «Критики чистого разума» Канта – красивый символ Урана, раскрывающий его сущностную строну, постигаемую интуитивно, а не внешнюю, познаваемую эмпирически (как его связь с электричеством и революциями, например), совершенно в духе предложенного Кантом трансцендентального идеализма. Одновременно, все три его «Критики» возвращают в процесс познания и Нептун, которому вскоре тоже предстоит «выйти из тени», но который практически полностью был вытеснен из сферы познания механистическим подходом эпохи рационализма.
Если для мифологического человека (до Возрождения) основным инструментом познания полагалось «божественное откровение», в первую очередь опиравшееся на религиозное чувство, то после Реформации по мере секуляризации науки, на смену откровению пришли открытия, утверждая приоритет разума над чувством. Ренессанс еще сохранял баланс между ними, и потому, основываясь на принципах Гармонии, смог одновременно заложить фундаментальную базу для современной науки и оставить потомкам совершенство форм в искусстве. Просвещение же, пытаясь устранить противоречия между рациональным и иррациональным в процессе познания, по-сатурниански «отсекло лишнее» и вознесло разум на пьедестал, а вытесненная «в тень» естественная чувственность «отомстила» вычурностью и гротеском барочной культуры. Рационализация в духе времени не пошла красоте на пользу, и со временем начался откат к более спокойному и созерцательному сентиментализму как манифесту разочарований в «идеалах разума».
Но еще более разочаровывающим оказался тот факт, что стремительно расширяющиеся границы известного, хоть и создавали иллюзию власти над природой и равенства Богу в способности управлять реальностью, однако, не приближали человека к пониманию сущностной стороны явлений. Иными словами, человек все лучше понимал, «как это работает», но по-прежнему не понимал, «почему это работает». В чем первопричина? Познаваема ли она? И как познаваема? В мире, где «Бог отдыхает», расширяя свои внешние границы, человек пришел к необходимости расширять и границы внутренние – сам он оставался главной загадкой природы.
Человека невозможно было постичь с механистических позиций. С одной стороны, рубеж XVIII- XIX вв. оставил нам целый сонм великих имен, определивших для нас понятие «гений», а с другой – новое измерение жестокости, которой сопровождалось утверждение Французской республики. Человек, с одной стороны, достигал по истине божественных высот в творческом вдохновении, прорывался в мир идей, постигая законы природы, но, с другой, природа была все еще сильнее него – человек оставался уязвим перед стихией. Человек был движим высокими идеалами, «человеческий дух был раскован, считал себя вправе всему существующему противополагать свою действительную свободу и спрашивать не о том, что есть, но что возможно» (Шеллинг), но находил только новые пределы возможного. Оказалось, что разобрать реальность на составные части – еще не значит понять, как создается целое. Человек научился создавать механизмы, но это была имитация жизни, а не сама жизнь.
Как результат, мифологическое сознание берет реванш в романтизме с его тягой к возвышенному и сверхъестественному. В мире, в котором остается все меньше божественного, романтики воспели порок и бунт против Творца. Это мрачный и холодный мир одиноких и отверженных, но прекрасных в своей неприкаянности душ, из которого, по сути, выросла вся современная культура – мы так и не преодолели духовный кризис двухвековой давности. Начало следующего цикла в 1821 году ознаменовалось расцветом вольнодумства, тайных обществ, масонских лож – в общем, мировая интеллектуальная элита была крайне озабочена тем, чтобы осчастливить «простой народ». Очень уранический подход, между прочим. Когда вам говорят, что свобода Урана и прочие «права человека» – это счастье для всех даром, вас либо сознательно обманывают, либо не понимают предмет. Уран – это всегда власть интеллектуального меньшинства над менее образованным большинством. Уран не интересуется всеобщим счастьем. Уран интересуется реализаций своих интеллектуальных идей. Забота о всеобщем счастье – это Нептун, именно он лежит в основе утопий, и именно он должен обеспечить управляемость общества, уравняв всех. На какой основе – другой вопрос, но это всегда будет вариация на тему мифа о потерянном рае, архетипическая тоска по которому живет в коллективном бессознательном.
Романтизм, по сути, стал выражением фрустрации человека из-за невозможности в полной мере уподобиться Творцу, опираясь исключительно на разум. Мостик от Просвещения к романтизму перекинул «Фауст» Гете – аллегорически обозначив путь для выхода за границу человеческих возможностей через обращение к сверхъестественному. А своего рода антитезой «Фаусту» стал «Франкенштейн» Мэри Шелли, где сверхъестественное, как мечталось, было создано человеком исключительно естественно-научным способом, но это торжество науки никому не принесло счастья – ни обществу, ни создателю, ни его созданию. Романтизм выразил амбицию человека все-таки принять вызов, брошенный ему Непознанным (и Непознаваемым), и проникнуть в тайну бытия и собственной природы практически любой ценой...
На начало XIX века приходится расцвет революционных движений и новых идеологий вследствие обострения социальных проблем. С одной стороны, мода на атеизм и богоотрицание, а с другой – поиск новой духовности. Именно в этот период в Европу проникает увлечение восточными философиями, получает распространение спиритизм, множатся новые мистические откровения. Закладывается основа того, что позже оформится как New Age и популяризуется в современной, с позволенья сказать, «эзотерике». Этот цикл заслуживает подробного рассмотрения. Он закончился совсем недавно – в 1993 году, и если технологически нас от XIX века отделяет целая пропасть, то культурно мы полностью живем в парадигме, заданной одним человеком – Фридрихом Ницше, развернувшим философскую мысль от естественно-научного подхода к чисто гуманитарному, настоящим мастером мема, чью мысль невозможно встроить в рациональные схемы современного мира, ибо она немедленно распадется на множество взаимоисключающих смысловых перевертышей (он самый настоящий предтеча постмодерна, на целый век опередивший свое время). Он, в определенном смысле формализовал то, что становилось все более и более очевидным – человек претендует занять место Бога и творить собственные миры, но он все еще не понимает свои возможности.
С одной стороны, вторая половина XIX века – это время возникновения антропологии и психологии как отдельных направлений в науке, а с другой – возвращения к переосмыслению религии. В период между открытием Урана и Нептуна была, фактически, заложена философская основа современного миропонимания (то, что мы называем «классической философией»), и до настоящего момента она только переосмыслялась и трансформировалась, но не менялась по сути. Мы по-прежнему балансируем между идеализмом и материализмом на пути познания, в поисках способа создавать нечто по своему образу и подобию. Но прежде мы должны познать самих себя – как образ и подобие Творца.
0 комментариев