Невыносимая точность бытия
— Видел последнюю «Миссия невыполнима — 6» с Крузом?
— Да полная хрень, такая тупая разводка для детей.
— Почему?
— Ну, я не спецназовец, могу ещё поверить, что он выныривает с подлодки на ста метрах глубины или прыгает с парашютом на крышу небоскрёба, но вот то, что он флешку вставил с первого раза — это точно туфта!
Всем привет, неточные пользователи Госуслуг!
Я был на прошлой неделе три дня на Банковском форуме в Сочи. Это центральная тусовка банковской отрасли, на пленарной сессии выступают председатель ЦБ, президенты и вице-президенты крупных банков, главы банковских ассоциаций, модерирует сессию глава банковского комитета Госдумы.
Я с интересом послушал Набиуллину, она, по-моему, вообще на голову выше окормляемой ею отрасли и представителей банков.
Да и секции на форуме примерно настолько же представительные.
Я не банкир, хотя Крибрум и Наносемантика поставляют услуги и банкам тоже. Но меня туда позвали, потому что была сессия про «технологии», «ИИ», прочее «будущее». Подозреваю, что аниматором, «поперечником».
Жену мою позвали туда, напротив, вести секцию про настоящее технологий, то есть про мошенничество, «перевод денег без согласия клиента» (это такой эвфемизм банковский), кражу сотен миллиардов. Расскажу потом подробнее.
Ну, хоть в море искупались пару раз. Там, кстати, если не думать про характерные для Сочей гальку и камни, воздух +28, вода +23, до сих пор. Не завидуйте.
Сейчас хочется коснуться другого. На секции про будущее технологий было сказано: «Между прочим, банковская отрасль — единственная, где ИИ уже принимает решения». Докладчик сказал это с неподдельным энтузиазмом, он считает это достижением.
Принятие ИИ автономных решений о людях
Я уже рассказывал тут про типовую ситуацию:
Заполняет потенциальный заёмщик (программист ИИ, между прочим) два часа форму заявки на кредит в одном самом крупном банке, нажимает «Отправить», ему отказывают через 45 секунд. Кто отказал? Правильно.
Очевидно, докладчик имел в виде именно это «принятие решений ИИ». Отличное принятие: ни понять причину отказа, ни оспорить — просто негде. А в БКИ уже поставили чёрную метку — ведь самый крупный банк уже отказал этому подозрительному заёмщику.
Ну, а штрафы же за превышение скорости или неправильную парковку берут ведь автоматически?
Фактически — да, но формально — нет. Там обычно в уведомлении о штрафе внизу есть дежурная фраза «Капитан полиции рассмотрел данные фотофиксации…» и подпись капитана. ГАИшники хотя бы стараются пока соблюсти приличия и букву закона.
Между тем, ровно про это же у меня была жаркая перепалка на секции на ПМЭФ, посвящённой — сюрприз — опять же ИИ и цифровизации. Я там препирался с места (они слова залу не давали, пришлось взять) с губернатором Московской области Воробьёвым, который пытается ввести в МО автоматические штрафы для людей, которых распознали по лицу — за переход ж/д путей в неположенном месте, за выбрасывание мусора не в свой контейнер и т. п.
Были там ещё Артемий Лебедев, Юра Максимов из «Позитив Текнолоджиз» и кто-то ещё. Все такое позитивные.
Общий запев был, как обычно «удобно, удобно, удобно, инновационно» и — внимание! — «да мы так спасаем жизни». Распознавание лиц и штрафы же удержат граждан от перебегания спьяну перед близко идущим поездом. Да? Ведь да?
Но я не про это — желающие могут просто посмотреть видео секции. Его полно в сети. Вроде есть вот тут (я сам не смотрел, мне моя рожа не нравится).
Я просто хочу подчеркнуть, что идея передать ИИ право принимать автономные решения о людях — находит всё больше сторонников, проникает в головы масс чиновников и айтишников. И очень им нравится.
Я уже писал о том, что это не передача ответственности ИИ — ИИ не может нести никакой ответственности (и никаких законов об ответственности разработчиков или эксплуатантов ИИ — тоже нет). Это снятие ответственности с людей, которые её раньше несли.
Это довольно очевидно. А у этих людей сбрасывание бремени ответственности — вызывает взрыв энергии и эндорфинов. Такова сила отказа от ответственности.
Но эту тему стоит продолжить в другой раз.
А сейчас стоит поговорить об алмазной точности этих решений.
Псевдоточность
Системы цифровизации, основанные на ИИ (или не основанные) обладают в первую очередь крайней «точностью». Своеобразной: они требуют точного ввода данных, заполнения формы — в точности так, как потребовал программист.
Я думаю, многие из читателей чертыхались, когда те или иные сайты Госуслуг, банков отрыгивали введённые формы с сообщением: «это поле обязательно к заполнению», «введите номер», «введите срок действия карты», «загрузите скан документа», «формат не распознан» и т. п.
При этом, естественно, алгоритмы распознавания номеров, паспортных данных и прочего непрерывно лажают — то не понимают 8 вместо +7, то обрезают введённое произвольным образом, то неявно требуют только одного неочевидного формата ввода без пояснений и предупреждений и т. п.
То есть работают шумно, коряво — но зато требуют точно подстраиваться под их работу.
Например, прошлым летом моя дочь поступала в университет. Регистрироваться в приёмной комиссии надо было почему-то обязательно в онлайне. Экономия персонала и современно-инновационно. И документы — тоже загружать в онлайне, в виде сканов.
Это, кстати, нарушение прав граждан, вообще-то.
Но при этом загруженные документы система не принимала. Потому что она требовала загружать их в вертикальной ориентации — а сама их упорно автоматически переворачивала в альбомную ориентацию и потом отказывалась принимать.
Я посчитал — мы с дочкой сделали 25 попыток. А время уходило, оставалось сначала два дня, потом день, потом полдня до срока подачи!
Но я хотя бы понимаю, как думает программист, поэтому я последовательным обрезанием полей сканов и изменением форм-фактора скана заставил систему перестать переворачивать.
А что делали неопытные юные абитуриенты? Как они пробились? А может быть, кто-то и не пробился. Техподдержка, естественно, никак не помогала. «Идите на сайт, там всё работает».
Это вот ключевое: система требует от человека исключительно точного поведения — при этом она неполноценна, неполна и неточна сама. Не выносит отличия вариантов, не имеет люфтов.
А человеки всегда создают облако вариантов.
Ещё одна история, которую мне рассказали недавно:
Женщина садится в поезд из Ростова. Показывает проводнику ксерокопию паспорта. Проводник не пускает: «не положено, нужен оригинал».
— Да я из-под Курска, сгорели все документы. Хохлы деревню захватили.
— А, тогда проходите, — говорит проводник.
У проводника есть человеческий «люфт», он понимает жизнь и её непростое устройство, не прямоугольное. Он — человек. В этот момент он принял этическое решение в ситуации этического выбора: взял на себя ответственность (возможно, небольшую), но помог человеку против формальных правил.
Вряд ли это была агентша СБУ, хотя это всё равно как бы нарушение безопасности (хотя сам принцип проезда по паспорту можно трактовать по-разному — так уж ли он полезен и безопасен).
Возможно, если бы на проводника наехал потом начальник поезда, или на начальника поезда наехали бы его начальники, менты, ФСБ — аргумент про сгоревший дом и на них бы подействовал. Они же тоже люди, даже если это не всегда заметно.
А вот что бы делала эта погорелица, если бы документы на входе проверял ИИ? В поезд бы точно не села. Болталась бы многие недели в Ростове, пытаясь восстановить документы, без жилья и денег? Так ей бы ИИ и в МФЦ тоже не дал бы ничего восстановить.
А ведь с текущим триумфальным шествием ИИ и цифровизации до окончательного оцифрошизения РЖД — недолго, похоже. Будут пускать в поезд только по биометрии лица или автоматическому сканированию паспорта. И с ксероксом не пустят.
Восстановление или замена документов из ДР и ЛНР, русских мигрантов из Прибалтики — вообще квест ещё тот, как мы обсуждали в прошлом посте.
И там Госуслуги, как правило, ломаются — не дают прописать в квартире, например, без военного билета, а старый военник не того формата и юрисдикции — не признают.
Работают ли там за фасадом цифрового сервиса тупые и равнодушные люди или это чисто ИИ-распознавалка дурит — не так уже важно.
Важно, что требуют точного исполнения узких, плохо выпиленных правил, безукоризненного прохождения по каким-то прописанным каким-то анонимным программистом путям, где шаг в сторону считается за побег.
Психология отношений чиновника и его программиста
Очевидно, сервисы для граждан изначально делаются по ТЗ.
ТЗ эти часто описывают идеального пользователя. Если ТЗ исполнено по букве — их выкатывают «в продакшн».
При этом логика программиста очень часто не соответствует реальной жизни и поведению реальных пользователей, но как он об этом узнает?
Если пробиться через услугу не получается, а пожаловаться можно только чатботу — то как сведения о реальных косяках дойдут для разработчиков?
Через чиновника? Так он же реагирует только на пинки начальства или на медийную шумиху.
Я не раз слышал от жертв онлайновых сервисов: ну, через сайт ничего сделать не удаётся, поеду в понедельник лично разговаривать (Госуслуги, МОЭК, мусорные упыри-мытари и тому подобное).
Часто это поездка из области куда-то в районный город километров за сорок — но там хоть поговорить можно, объяснить ситуацию.
Сайт или сервис после такой поездки, конечно, не меняется — никто по итогу косяка сервиса не добавляет вариантов, гибкости, нечёткости. Я подозреваю, что в большинстве случаев просто нет никакого информационного канала от тех, кто разговаривает с ушибленными онлайном гражданами, к программистам системы.
Более того, не в интересах чиновника как-то исправлять ситуацию с негодным сервисом. Почему? Потому что основное уже произошло: ответственность уже снята.
Целевая функция: ИТ-прослойка
Основной смысл цифровизации, по сути — создание ИТ-прослойки между чиновником и населением, которая позволяет снять ответственность и вообще не общаться с быдлом.
Чатбот не помогает гражданам, а отгоняет их от оператора контакт-центра, чтобы снизить нагрузку. На банковском форуме прямо рассказывали об успехах: в три раза снизили расходы на контакт-центр! При этом ни слова о качестве самой услуги и удовлетворённости клиентов. Ну и в самом деле, если клиента отогнали — его уже и не спросить о качестве.
Это очень облегчающая функция ИИ: даже если что-то работает не так, население недовольно — то виноват не чиновник, а все прочие. Программисты, эксплуатанты, хакеры. ИИ барахлит, ну да, мы же знаем, что ИТ барахлят часто. Все к этому привыкли, понимают. Компьютер завис — ну, понятно.
Вы наверняка не раз слышали в МФЦ «ой, сейчас что-то система с утра глючит, не могу пока документ подгрузить, подождём перезагрузки, щас, щас», хотя сами девочки в МФЦ — хорошие, вежливые, старательные и эффективные. Потому что люди.
А зачем это всё делается? Мотивация какая?
Робот-чиновник
Программист Госуслуг ставит на тумбочке у кровати два стакана — один полный воды, другой пустой. С водой — попить, если ночью захочется, пустой — на случай, если не захочется.
Министр связи Шадаев не раз говорил на совещаниях и в частных беседам: нам нужен чиновник-робот. А ещё лучше робот-чиновник. Это их целевая функция.
Цифровизаторам кажется, что ИИ и ИТ-сервисы будут прекрасно безлюдно обслуживать население, которое, ну прямо надо сказать, поднадоело уже.
Проблема тут даже не в том, что тот уродливый ИИ, который разрабатывают наши отечественные имитаторы, галлюцинирует и несёт чушь (я писал тут уже про орех вместо гайки, рисуемый Кандинским, выдуманные бредогенератором безумные истории, и тому подобную генерируемую пургу, как ментовская распознавалка путает лица с порогом 70%, как распознавалка в метро долго думает, так что в турникет пробегают двое и т. п.).
Проблема именно в том, что ИИ безжалостен, требует от хомо сапиенсов, кожаных мешков, точного поведения, а стандарты этого точного поведения задаёт неизвестно кто, с этикой и логикой аутичного программиста, техноварвара, отделённого от реальной жизни многими звеньями тендера, заказа, ТЗ, приёмки, откатов.
С человеком можно поговорить. С ИИ нельзя.
Эта ситуация в целом описывается общей аналогией: скоро ИИ будет штрафовать водителя за заезд колесом на сплошную на два сантиметра. Не, ну, а чо, это же нарушение? Камера посмотрит, заметит, выпишет штраф. Если сразу заплатить — скидка 50%. Отлично же. Мечта чиновника.
Сейчас пока ещё люди принимают законы и подзаконные акты о штрафах. Там есть люфты. Допустим, на данном участке ограничение 90, а общеизвестный люфт — 20, так что за 105 км/ч не оштрафуют. Этот люфт много раз пытались отменить или уменьшить поборники пуристического зажима нарушителей, адепты Железной руки.
Пока не вышло. Но это сейчас не вышло. А вот с ИИ всё ведь будет круче.
Сейчас и так постоянно идут разговоры о вычислении «средней скорости по маршруту», штрафовании «за опасное поведение», распознанное камерой и т. п. Всё конечно, автоматически, это же так круто, да.
А кто задаст критерии «опасного поведения»? Безжалостный ИИ, в который заложат правила аутичные и асоциальные программисты (у которых даже может не быть собственного автомобиля и опыта вождения).
Но. Штрафов будет больше, хорошо же. Губернатор Воробьёв будет доволен.
Возражение, что это страшилки, что ИИ отладят в конце концов, разбивается об истории Амазона и других ИТ-гигантов, где сотрудники суперкомпьютеризированных супермегагигаскладов Амазона, управляемые всеведущим ИИ, писают под камерами в пустые пластиковые бутылки прямо на рабочем месте, потому что ИИ штрафует их — автоматически — за слишком частые походы в туалет. Слишком частые — по мнению начальства и его программистов, они же лучше знают, сколько раз в день упаковщику надо мочиться.
То есть это не вопрос отладки. Это вопрос того, что ИИ удобно использовать как электронный хлыст, которым погонять хуманов.
У ИИ люфтов нет, с ним нельзя поговорить и договориться. Идиоты цифровизаторы считают, что это очень хорошо. Ведь ИИ не берёт взяток. Никакой коррупции. Никаких отклонений, кумовства и семейственности! Всё чётко! Жёсткие правила!
И он научит человека не делать ошибок и жить правильно!
То есть речь от том, чтобы расчеловечить человека. Ведь делать ошибки — это не просто встроенная особенность человека, это его право и возможность.
Нас в итоге ждёт что-то вроде ошейника с током, который надевают на плохо обученных и импульсивных собак породы джек-рассел, чтобы не убегали.
Я пока не вижу просвета. Цифровизаторы бодро едут на этом нарративе.
А дальше нас, возможно, ждёт следующая триумфальная ступень развития ИИ — передача ИИ возможности самостоятельно расширять пространство принимаемых решений. На «основе самообучения».
То есть Страж-птица по Шекли.
10 комментариев
При этом я всё же думаю, что такие решения должны приниматься людьми (хотя казалось бы, какая разница – результат-то один и тот же). Люди ошибаются порой, ничего не поделаешь, но пусть уж лучше это будет человеческая ошибка, чем глюк ИИ.
А вот Николай Стариков её очень ругает. И финансово подкованная родственница в России ругает. Мол очень дорогие кредиты душат экономику.
При этом у нас от удара в 2014, а потом в 2022 должна была рухнуть финансовая система - от санкций, от отключения Свифта и прочего.
Доллар нам обещали по 200 рублей, Байден лично обещал.
Но система не рухнула, удар мы выдержали. ЦБ сделал свою работу.
Счёт - на табло, как говорится.
Кроме того, за последние лет семь Набиуллина покрошила порядка пяти сотен мелких и средних коммерческих банков. Тут тоже был крик, визг и писк. В СМИ - в первую очередь в Ведомостях и Ъ. В том числе и поцреотов. Думаю, не бескорыстный визг.
Но у нас есть реальный опыт изнутри: у меня жена против своей воли оказалась владелицей банка (там украли у неё больше миллиарда вклада, а нам сказали, что временные трудности с отдачей, мол, ЦБ душит нормативами, предложили взамен взять долю в банке, мы сдуру согласились, не понимали, что доля в банке это не актив, а огромный риск).
В начале 2020 года у банка отозвали лицензию. Сейчас всё руководство банка в СИЗО второй год, с января идёт суд, им ломится 210-я статья (организация преступного сообщества), они украли больше 4 миллиардов у разных вкладчиков. Выдавали кредиты бомжам.
Воры пытались выставить Наталью виноватой ("бенефициар" же - для того и долю всучили), перевести в обвиняемые, подкупили следователей. Мы отбились, следователи те уволены, Наталья - потерпевшая по делу.
До сих пор вбрасывают в Телеграм разные вонючки про Наталью - но деньги отдавать не хотят, хотя им бы вышла скидка от суда за возмещение ущерба потерпевшим.
Так вот, мы уверены, что все 500 банков, зарезанных Набиуллиной, были такие же воровские. Эта зачистка прямо как вскрытие старых нарывов, с 90х ещё.
Я лично с Набиуллиной не знаком, а Наталья несколько раз с ней разговаривала. в том числе по поводу этого мелкого банка, куда мы вляпались. Последний раз в этом году встречалась. Отзывается очень высоко. Умная, адекватная женщина, суперпрофессионал, иллюзий про банковскую систему не имеет.
Сейчас на банковском форуме она разговаривала очень внятно, разумно, высокоинтеллектуально, обозначала главные проблемы финансовой системы, и в целом говорила в парадигме "не дадим вам, банкирам, обижать население".
Банкиры дулись, но проглатывали: для них председатель ЦБ - это бог.
Про то, почему кредиты дорогие, учётная ставка задрана - лучше спросить знатоков финансового рынка. Я поддержать такую дискуссию толком не могу.
В итоге, нашел на авито "кредитного брокера", по факту - специально обученного сотрудника банка, который смог таким образом поставить галочки в бэкофисе, чтобы заявка попала "на ручную проверку", и кредит в итоге выдали. То есть, разработчики этого ИИ оставили в нём бэкдор, а ну как самим кредиты понадобятся?
По всей видимости, уже в недалеком будущем, мы столкнемся с новым видом коррупции, когда люди будут заносить деньги "кому нужно", чтобы "обойти ИИ", а главные коррупционеры будут сидеть не в кабинетах чиновников, а в модных офисах банков и других бенефициаров цифровизации.
https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-at-the-advancing-sustainable-development-through-safe-secure-and-trustworthy-ai-event/
Шоб, понимаете, Блинкен, Альтман и все сразу сустенабилити и всё такое