30 дек 2023
7 минут

Реплика. Яндекс.Такси управляет людьми и потоками

Всем привет, пассажиры!

Извините, что не про голую вечеринку. Как кто-то написал, это «вроде претензии, что его видели в баре пьяным». А каким его там должны были видеть? Я тоже так считаю. Есть у нас павианы, они совокупляются, чешутся и сверкают голыми задницами публично. И чо. Сами же ходите на их павианьи концерты.

Так вот, в предновогодние дни такси ещё подорожало, приезжать и ездить стало медленнее, теряет навигацию и всё такое.

Так что уместно кратко поговорить про Яндекс. Несколько очевидных соображений про управление жизнью со стороны ИИ:

1. Как Яндекс управляет таджиками

Я сам вызываю всегда Комфорт или Комфорт+. Там много водителей с русскими именами, примерно 50%. Но муходжонов тем не менее много. Говорят, что в Экономе — подавляющее большинство.

Они — абсолютные рабы ИИ. Когда с лета из-за налётов БПЛА стали сильно блокировать GPS и ГЛОНАСС, они совершенно теряются. Город они не выучили и не собираются, похоже. Они реально не в состоянии воспользоваться картой, чтобы узнать, что нужный дом в ста метрах дальше, я это видел несколько раз: карты не умеют читать. Названия улиц не могут не только произнести, но и найти на карте.

Яндекс подобное состояние ума у них до этого отключения навигации — консервировал. Они уже не стесняются везти пассажира с включённым на полную громкость в салоне навигатором («через сто метров держитесь правой полосы», «камера на разметку», «потеряна связь со спутниками», «восстановлена связь со спутниками», «потеряна связь со спутниками»…).

Естественно, при этом они жёстко управляются рейтингом и аццкими правилами Яндекса. Если расспрашивать, открывается картина какой-то абсолютной зажатости и зависимости от мельчайших правил, наказаний, штрафов и процентиков.

То есть Яндекс.Такси — это фабрика биороботов.

2. Как Яндекс управляет потоками

Я не раз спрашивал яндексоидов, в том числе их главного «спикера про ИИ» Сашу Крайнова, верно ли, что Яндекс.Такси давно уже перешёл от подбора каждому водителю выгодного для него маршрута к управлению транспортными потоками в целом, с выдачей водителю не всегда выгодного для него лично, но «правильного» маршрута. Хотя обещает противоположное — лучший индивидуальный маршрут.

Яндексоиды всегда это горячо отрицают. Аргументы варьируются от «мы этого в принципе не делаем» до «это слишком сложная задача, нам железа не хватит её вычислять».

Мне, между тем, много раз рассказывали, как Яндекс строит разные маршруты для двух тех же самых начальной и конечной точек А и Б, с двух разных смартфонов в точке А.

Последний из таких рассказов — очень показательный. У человека маленький неформальный таксопарк из 20 арендованных машин и 20-30 водителей. Иногда у него бывает корпоративный заказ наподобие «Встретить участников конференции в Шарике и отвезти в пансионат ГлавУПДК в Завидово». Яндекс всем двадцати машинам (стартующим с одной стоянки в одно время) даёт разные маршруты, так что последняя приезжает в пансионат через сорок минут после первой. На маршруте на час-полтора. Это почему?

3. Как Яндекс управляет взятками

Снизу, из таксопарков, в сторону менеджмента Яндекс.Такси идёт мощный поток взяток за разные произвольные (не описанные правилами) преференции или за отсутствие репрессий за нарушения. Мне рассказывали очевидцы этих взяток — передают котлеты практически не скрываясь.

Ещё один волнующий рассказ про эту внутреннюю коррупцию: владелец того самого «виртуального таксопарка» как-то получил предложение купить промокоды на неделю. Промокод — это когда Яндекс не берёт комиссию в течение заданного периода. Таких «длинных» промокодов у Яндекса — не бывает (максимум на несколько часов). Однако их продают, за 10 тысяч рублей. Они левые, произведены внутри Яндекса коррупционерами.

Глава «таксопарка» стал их покупать и продавать своим водителям за 20 тыр. Те брали охотно, потому что это всё равно дико выгодно.

Через полгода езды без комиссии в Яндексе внезапно это заметили, пожурили и наказали водителей запретом ездить на неделю. И всё. Ни штрафа, ни отъёма регистрации, ничего.

Таксисты с удовольствием отдохнули в честно заработанном отпуске. Выгода исчислялась во многих миллионах рублей. В Яндексе явно историю таким образом спустили на тормозах, своих не наказывали, и уж тем более никакой уголовки — хотя как можно в лучшей ИТ-компании страны не замечать в биллинге такие промокоды месяцами — не ясно. Ну, или более чем ясно.

4. Как Яндекс управляет беспилотниками

Яндекс, конечно, везде говорит, и считает, возможно, что рано или поздно он заменит всех этих водителей на автоматы-беспилотники. И вот тогда-то.

Пока мы знаем, что Яндекс всё тестирует и тестирует беспилотные такси, уже лет пять-шесть — в Москве в нескольких районах (на Аминьевке и в Сколково в том числе), пользуясь статусом особой правовой песочницы, в Иннополисе под Казанью. В основном с водителем, но который как бы не берётся за руль.

Но есть и история про вытаскивание проекта беспилотника из «русского Яндекса» в Израиль, в новую компанию Воложа — как интеллектуальной собственности, так и людей. Так что здесь, мне кажется, восстанавливали в 2022-2023 проект почти с нуля.

Мы устраивали один из наших Крымских семинаров по технологиям, по теме ИИ, в том числе с участием команды беспилотника Яндекса. Года четыре назад. Они прямо говорили в докладе, что не будут полагаться на интеграцию беспилотного автомобиля с организацией беспилотного движения городом (специальная разметка, радиометки на полосах и светофорах, управление из центра, обмен с другими беспилотниками и т. п.), а будут делать совершенно независимое от внешней среды устройство — а то вдруг за город придётся поехать, и вообще независимость лучше.

Я лично не очень верю, что в ближайшие годы беспилотник Яндекса выпустят на дороги общего пользования, по многим причинам: и отсутствующие законы об ответственности и страховании, и отсутствие этой самой интеграции в системы мэрии, и качество вождения ИИ и т. п. Но это не очень важно.

Важнее — куда денется миллион-два биороботов, которые уже больше ничего не умеют, кроме как тупо водить такси по указаниям ИИ.

В общем, Яндекс создал мощный сервис, сожрал конкурентов, монополизировал рынок, создал могучие потоки денег. Естественно, вокруг такой реки денег и миллионов задействованных участников процессов начались разные социальные процессы, в том числе остро негативные. Из такого Енисея денег стараются зачерпнуть все вокруг.

Проблема в том, что никто (как мне кажется) во власти, у законодателей, в самом Яндексе, в мэриях не предугадывает неизбежное и довольно предсказуемое возникновение этих процессов и не пытается заранее купировать последствия этих социальных процессов.

Депутаты вяло реагируют попытками внести законопроекты, чтобы ограничить цены, защитить права водителей, а там нависает куча всего нехорошего. Системообразующий сервис, к тому же монополист, управляемый частично либеральной, исконно враждебной государству тусовкой коммерсантов.

Ну и присылание туда технически неграмотного либераста Кудрина с гей-командой (это не метафора, а жызнь) и планируемый распил активов национального поисковика в 2024 — тоже не поспособствуют, мне кажется.

Ну, казалось бы какая нам наплевать, это их дела — но мы же ездим и заносим деняк.

Бесплатный
9 комментариев
Sergey N30 дек 2023
Я заметил, что в комфорт+ и бизнесе есть мощная прослойка людей, пересиживающих некую жизненную катаклизму (крах мелкого бизнеса, семейные неурядицы и т.д.). Причем люди интересные, радикально от Мастурбеков отличающиеся. Ну и работа посильная, за адекватное вознаграждение. Однако интересно, что с ними станет за пару годиков такого пребывания в зоне комфорта плюс. Достаточно исследований, что gig economy ведет к деградации потенциала.
Павел Сутырин30 дек 2023
Недавно видел молодежь (2000+ г.р.), кто, будучи в Москве ± на отдыхе, ходил исключительно носом в навигатор. Пешком.
Ояма30 дек 2023
"москвапохорошельцем, дикоизвиняясь обычно говорю, что 90-е из страны не ушли, а отодвинулись от мегаполисов километров на двести У нас на деревне никакого х-йандекса нету Кто хотел с ними работать тому машыны сожгли
Werther Valentin03 янв 2024
Это не 90е а анти90е. Люди держатся вместе. Достоверно рассказывали, в одну деревню за Архангельском километров тыщу в 90е решили "братки" из центра приехать, наладить стрижку охотников и рыбаков. Так и сгинули вместе с машиной. Вся деревня в курсе как, но следователи ни чего не узнали. Больше не сувались.
Эксперт диванный 2 категории01 янв 2024
У нас город маленький – можно с края на край пёхом дотопать часа за полтора-два. Лет 15 назад я такси пользовалась регулярно, поскольку работа была за городом, надо было идти через поле, что в плохую погоду и по темноте нерадостно. В городе нас были три местные службы такси, они худо-бедно между собой конкурировали. Ждать больше 10 минут машину приходилось только в праздники или когда очень плохая погода. Машины – Логаны и Жигули. У одной службы точно была своя весьма неплохая ремонтная база (про других не знаю). Таксисты город знали. Сейчас эти службы – просто агрегаторы. Я уже давно не пользовалась, но знакомые говорят, что прождать машину можно очень долго. Здесь, конечно, объяснение простое – машины теперь есть очень у многих, и такси на улицах стало заметно меньше. Такси с наклейками Яндекса попадаются на глаза совсем уж нечасто. А вот использование навигаторов стало повальным у всех – и у таксистов и у доставки (даже местной), хотя, казалось бы, у нас-то зачем. Я понимаю, вроде бы удобно, но есть нюансы. После того, как мы пронаблюдали, как доставщики скачут вокруг нашего дома по сугробам с матрасом (потому что их Яндекс так направил), мы стали всех предупреждать: по навигаторам не ездить, ехать так-то и так-то. Если забудешь предупредить – всё, едут как Яндекс (или что там у них) показал, причём, если бы люди смотрели на карту, то видели бы, что едут в тупик. Но не смотрят – зачем? Так что для того, чтобы сделать биоробота из таксиста, навигатора вполне хватает.
Werther Valentin03 янв 2024
Ни фигасе маленький. Я нашу столицу федеральной земли за 20 минут от края до края пробегу. Раньше бегал в столицу соседней федеральной земли и обратно часа за 2.
Werther Valentin03 янв 2024
Как то в группе по импортозамещению спросил по лабораторному оборудованию, мол что всё импортное, давайте лаб-анализатор отечественный спроектируем, я мол доками и спеками помогу и что знаю расскажу. В основном все что то язвительное написали, только один восторженно: "наконец то какая то идея не по тематике такси, а то все инкубаторы только такси-эпами и занимаются". Я тогда удивился. А оказывается там много денег.