Инфовойна-6. Атаки длиною в годы

Всем привет, жертвы дедовщины, русского фашизма, ментов с бутылкой и попов на мерседесах!

Продолжим про инфовойну.

Я писал в предыдущем тексте, что фейки не являются серьёзной угрозой в сети. Угрозой являются системные информационные атаки.

Мы все являемся объектами, целями информационных атак.

Информационные атаки – это длящиеся, форсируемые вбросы какой-то пропаганды, темы, сообщения, фальшивки, с подогревом, раскруткой, отмывкой в СМИ и т.п. Они эксплуатируют не только многократные повторения, основной приём любой пропаганды и рекламы, но и прочие когнитивные искажения слушателей типа «всем известно, что», «статусные источники говорят, что», «вас обманывают власти», примыкания разного рода и тому подобные.

Большинство фейков и разовых вбросов - не взлетают, падают и гаснут, шипя. Запустить что-то вирусное - вопрос креатива и случая.

А вот системные атаки работают почти всегда. Пара слов про то, как это работает.

Организация атаки

Атака обычно состоит из фаз подготовки, вброса, раскрутки и длительного подогрева. И останова, когда кончились средства или достигнута цель.

Контент. Контент успешных инфоатак обычно создают очень культурные и хитрые люди, делающие правильный подбор темы и формы сообщений. Вброс должен соответствовать архетипам и ожиданиям массового потребителя информации.

Посев (вброс). Нужна первичная точка вброса контента. Это может быть «спящий» аккаунт, «сливной бачок» (квази-СМИ), платный блогер, не очень значимое "ручное" интернет-СМИ или автоматическое квази-СМИ. Это нужно для создания «источника», места для ссылок, снятия ответственности за контент («мы просто говорим о том, о чём пишут в сети»).

Раскрутка. Посев нужно раскрутить. Для этого используются тролли, боты, сторонники, потом начинаются массовые естественные перепосты, если «зацепило».

Цикл отмывки в ангажированных СМИ. Любое событие у нас становится событием, если попало в СМИ. Поэтому нужна возгонка в СМИ. Делается она с помощью «заряжённых», ангажированных СМИ по схеме циклической отмывки:

вброс –> требование репоста -> подхват в СМИ («новая тема», «в сети пишут, что») –> перепечатка из СМИ в соцсетях («важная тема в СМИ») –> максимальный репост, не рефлексируем! - > снова в СМИ («в сети очень популярна тема»).

Поддержка атаки. Атаку нужно поддерживать, чтобы достигнуть нужного количества повторений, насыщения. Чтобы тема налезала на интернет-хомячка отовсюду. Чтоб он понял, что это общее место, консенсусное знание, что нужно повторять за всеми. Для этого нужны новые посевы/вбросы, повторы и поддержка старых. Обычно контента для пулемётных очередей вбросов не хватает, из архивов поднимается «тухляк». В Википедию тоже не помешает написать вонючку. А она потом вылезет в поисковиках на первом месте. Ну и тому подобное.

Хорошая атака неотличима от естественного события, люди перепощивают вброс добровольно. Этот добровольный подогрев – дёшев, экономит деньги.

Инструменты инфоатаки

Сливные бачки: квази-СМИ (автоматические агрегаторы новостей по какой-то теме), «спящие аккаунты», малопопулярные телеграм-каналы.

Платные блоггеры и интернет-СМИ: постят на заказ практически все (иногда с некоторыми идеологическими ограничениями).

Платные тролли. Тысячи пользователей, пишущих посты и комментарии на регулярной платной основе.

Сети автоматических ботов. Автоматическое ПО, постящее комменты и твиты. Таких систем на сером рынке - десятки или скорее, сотни.

Системы усиления сигнала. Тысячи живых людей, перепощивающих лидеров по доброй воле. Такая многослойная система из нескольких сотен тысяч человек была построена, например, навальнерами в 2011-2013 годах, про это напишу отдельно.

Отмывающие вбросы «традиционные» СМИ. Организуют цикл отмывки вбросов из Интернета. Делают это или за деньги, или по идеологическому сродству, или по дури.

Сети квази-СМИ и квази-каналов. Малопопулярные, но многочисленные, продвигают в новостных агрегаторах и каналах, создают «волну».

«Полочка»

Особенность атаки, как медийного события – она представляет собой не всплеск с релаксацией, как естественное событие, а «полочку», как на картинке ниже. Потому что есть постоянный подогрев (а потом отключение подогрева).

Какой длины может быть эта полочка?

Размерность инфоатак

Атаки бывают быстрые, коротки, и, напротив, очень длинные, в том числе постоянно действующие десятилетиями:

Тактические, быстрые, актуальные (2-3 недели):

• На персоны (Якунин, Сечин, Собянин, Кадыров, Пригожин, высказывания региональных чиновников, …).

• На институты, организации (Сбербанк, РПЦ, РЖД, Аэрофлот, …).

• К событиям (9 Мая, Крым, Олимпиада, выборы, пожары, катастрофы…).

Среднесрочные кампании (год-полтора):

• Атаки на институты и организации (милиция, армия – полтора-два года);

• Атака на РПЦ (9 месяцев), «Русский фашизм» (полтора года);

• Русские хакеры, русский допинг, ДНР, Крым – год-полтора

Стратегические, постоянно действующие кампании:

Долгоиграющая пропаганда, концепты, мифы и мемы: русские – рабы, ГУЛАГ, 60 миллионов расстрелянных, Голодомор, РККА - армия насильников, одна винтовка на троих, изнасиловали 2 миллиона немок, СССР – тюрьма народов, Сталин = Гитлер, нефтяная игла, жадные чиновники, привилегии чиновников, народ нищает, экология, помойки, Байкал.

Вспомним наиболее эффективные и запомнившиеся пропагандистские среднесрочные кампании последних 25 лет. Святые Девяностые брать не будем – там так бурлил септик СМИ, управлявшихся березовскими, гусинскими и носиками с кудрявцевыми, что нужно писать целую книгу.

Вспомнить – полезно, потому что сейчас, с высоты прожитых лет, прикольно осознать, что это были не проблемы страны, которыми страна по очереди вдруг озабочивалась, а спланированные идеологическими врагами среднесрочные инфоатаки, медийные кампании.

Среднесрочные атаки с 2000 года

Россия – страна большая, в ней полно любых проблем и происшествий. Нужно просто сделать конкретную проблему – главной проблемой момента, чтобы она стала застить горизонт.

Устройство кампании очень простое: берём реальную проблему – и начинаем возгонять её в СМИ. Расчёсывать.

Сейчас это делается через Интернет и мессенджеры. Раньше – напрямую через центральные СМИ и их интернет-сайты.

Например, раскручиваем «русский фашизм». Если на рынке в Петропавловске-Камчатском подрались на рынке три азербайджанца и пятеро армян, и один из них русский по маме – всё, это русский фашизм. Срочно в номер, доколе же, Особое мнение на Эхе, Веник и Латынина неистовствуют, гельманы и носики перепечатывают, ток-шоу озвучивают, правозащитники верещат, депутаты делают запросы. Всем ясно, что Русский Фашизм (tm) опять поднял голову, как на прошлой и позапрошлой неделе.

Нужна только "губка" из региональных корреспондентов и единомышленников, которая будет всасывать со всей территории огромной страны любое событие, подходящее под повестку.

Можно раскручивать подростковые суициды – их несколько сотен в год, достаточно на каждый день, нужно только честно говорить про каждый – и страна ужаснётся. Про это – в следующем посте.

С «нехорошими ментами» та же история: тут работает простая арифметика больших чисел. Ментов разных видов у нас больше миллиона, это люди, имеющие дело с изнанкой жизни, люди с оружием, в стрессе. Даже если неуравновешенный мент – один из ста, это десять тысяч неуравновешенных. Даже если срывается такой мент один раз в десять лет, то это даёт тысячу случаев в год, то есть три в день. Остаётся только раскручивать. Честная журналистика. Материал есть всегда.

Если хочется раскрутить историю, что в России притесняют лысых карликов – случаев от Калининграда до Камчатки найдётся в количестве, нужно просто заниматься. Собирать сообщения с мест, от корреспондентов и лояльной тусовки. На седьмой части суши обиженных карликов – достаточно. Не вполне лысый, не вполне карлик, не вполне притеснили – неважно, срочно в номер, интервью, особые мнения, колонки в "деловых СМИ". Мнения экспертов и правозащитников. Вопросы психологам и правоохранителям. Атмосфера ненависти! Падающая экономика! Наследие советского режима!

Каждой кампании нужно лицо – чтобы было на кого ссылаться, рассказывать душераздирающие личные истории, кого обличать, а также – фотки, нужны же фотки. Лицо кампании – это центр, ось, его выбирают либо специально, либо выхватывают из потока событий по случаю.

Итак, вспоминаем:

Атака на русскую армию – начало 2000-х. Дедовщина, голодовка, ДМБ, солдаты строят дачи генералам, всё ржавое, не летает, расстрелы сослуживцев, бессмыслица. Лицо кампании – рядовой Сычёв (отрезали ноги после издевательств сослуживцев). Потом уже оказалось всё не совсем так (он был болен и т.п.), но это неважно.

За полтора года непрерывной накрутки ужасов про армию ясно стало, как божий день, что ни служить в армии, ни тратить на неё деньги, ни уважать её – нет смысла. Вообще не нужна она.

Кампания кончилась внезапно, как всегда. Вдруг дедовщины как бы не стало. Закрыли кран. Акторы кампании – известны, это либеральные СМИ,ю правозащитники, иноагенты, НКОшки, они же потом будут и во всех остальных кампаниях.

Атака на «русский фашизм» – середина 2000-х. Внезапно выяснилось, что у нас цветёт русский фашизм. Лицом кампании служила Таджикская Девочка ™, погибшая в Питере в результате разборки её папы, торговавшего на улице наркотиками, с какими-то гопниками. То ли денег не додали, то ли наркотиков. Гопников записали в русские фашисты, а девочку – в жертвы русского фашизма.

Два года из каждого утюга – в том числе (и особенно) еврейские СМИ типа Эха Москвы – накручивали тему фашизма, она стала модной. До кампании «фашистов» практически не было. В результате навязывания темы во множестве появились русские фашисты и антифашисты (антифа), они начали драться и убивать друг друга. Многие лежат в земле, а иные – сидят до сих пор.

Отметился даже создатель Яндекса Илья Сегалович, который предложил вычислять и щемить «фашистов» с помощью Яндекса, и в результате получил по голове от Колмановской и Воложа и закрыл свой блог.

Атака на милицию – конец 2000-х. Два года бешено накручивали тему «плохих ментов». Они крышуют, вымогают, фальсифицируют, пытают, выбивают, рисуют палочки, сажают на бутылку, станица Кущёвская.

Лицо кампании – майор Евсюков, расстрелявший несколько человек в супермаркете. Тогдашний президент РФ Д.А.Медведев купился на медийную накачку, переименовал милицию в полицию и т.п. Кампания кончилась этим переименованием в 2010. Внезапно менты перестали вымогать и фабриковать, ушли с экранов и первых полос.

Атака на «коррупционеров» – начало 2010-х. Лицо – министр обороны Сердюков, его любовница Васильева и другие. Долго здесь расписывать нет смысла, история всем памятная, акторы – те же.

Атака на русскую Православную Церковь – 2012 год. Лицо - Патриарх Кирилл, суть – пьяные жирные попы на мерседесах, Пусси Райот, деньги за свечки и требы, роскошь, часы Патриарха, квартира Патриарха, катастрофа в Крымске, деньги за отпевание утопленников, отняли пансионат у больных детей.

Акторы – известны поимённо, это Гельман и Плуцер-Сарно с деньгами Березовского. Это абсолютно искусственная кампания, сделанная «с нуля», но в мозг массам проникла и застряла там – конкретно. Интересно, что это – редкий случай параллельной кампании (основной была атака навальнеров в том же 2012 году на ЕР, раскрутка темы ПЖИВ, митинги, «Объединённый совет оппозиции», но исполняли и ту, и другую всё те же гельманы, латынины, веники, носики и гозманы). Про эту атаку на РПЦ – в следующем посте подробнее.

Атака на партию Единая Россия – 2012-2014. «Партия жуликов и воров», лица – Путин и Медведев, кампания была связана с попыткой навальнеров и управлявших ими Тимаковой и Усманова проинсталлировать в 2012 году Медведева на второй срок вместо третьего срока Путина.

Далее – зачастили:

Олимпиада – 2014. Всё украли, ничего построено не будет, туалеты с двумя унитазами, перебили всех бродячих собак, сгоняют людей с жилья, допинг и моча через дырку в стене, кольцо погасло на открытии и т.п.

Украина, Крым, Донбасс – 2014-2017. Лицо – какое-то время Гиркин-Стрелков.

Атака лично на Путина, на коррупционеров-чиновников – 2017-2019. Лицо – Путин, «обнуление сроков», «дворец» в Прасковеевке, «отравление» Навального.

Украина-2022. Это мы уже подробно обсуждали.

Атаки никогда не прекращаются, идут и сейчас.

Они всегда расковыривают реальные проблемы, наши власти обычно ведутся на медийный визг и что-то начинают делать. Можно было бы сказать, что в этом смысле кампании врагов – полезны, это такой аналог боли в организме, но не хочется. На самом деле верная аналогия здесь – бактерии и гибки, садящиеся на рану и разъедающие её.

В следующем посте про инфовойны – разбор нескольких примеров информационных атак: Венесуэла, солевая паника, детские суициды, атака на РПЦ, атака на Сбербанк, атаки на 9 Мая, пожар в Зимней вишне.


Бесплатный
17 комментариев
avatar