Реплика. Кафедра теологии в МИФИ и цифровое бессмертие
Как сказал бы ув. Мараховский (втянувший меня писать сюда):
Воскресенье, друзья мои, и сегодня для нас нет ничего важнее воскресенья.
Я в принципе начал тут на Спонсоре писать, чтобы перестать уже разговаривать с дураками в ВК и ФБ, что стало уже совсем нерационально.
Но в ВК я продолжаю заглядывать и иногда комментировать — и вот вчера опять оскоромился.
Вчера мне каким-то ИИ-ветром от ВК занесло в ленту какое-то обсуждение незнакомых мне людей.
Замечание в сторону:
Кстати, большинство подписчиков ВК искренне думают, что они пишут «у себя на странице», а к ним ломятся читать и комментировать какие-то незваные и неизвестные им люди, находящиеся «на их странице» в подчинённом положении.
То, что сами они волей ИИ от ВК, дистрибутирующего посты куда попало, фактически пишут публично в десятках, а то и в сотнях лент чужих и незнакомых им пользователей — они не понимают.
Так вот. Там среди прочего инфомусора встретился давно знакомый мем про «кафедру теологии в МИФИ». Подписчики в целом реагировали, как и положено «продвинутым людям» — в стиле «бгггг, ахахаха» и т. п.
Один из участников тредика, более адекватный, пытался им объяснить, что уже до этой кафедры в МИФИ были открыты три десятка таких кафедр теологии в других, в том числе технических вузах, что в МИФИ есть ещё много гуманитарных кафедр типа философии и истории — но всё втуне. Не проникает сквозь толстую корку техноварварства, наросшую на неокортексе.
Какой-то аноним стал там меня надменно спрашивать, «какое НАУЧНОЕ значение имеет кафедра теологии в ИНЖЕНЕРНО-ФИЗИЧЕСКОМ вузе!». «Или хотя бы прикладное!».
Опять-таки, на вопрос, а какое «научное» значение имели курсы физкультуры, истории, политэкономии, английского языка и истории науки на Мехмате, где я учился — он ответить затруднился.
Как писал уже упомянутый выше Виктор Мараховский, поразительно стремление соотечественников уверенно высказываться про религию, о которой они знают буквально пару глупых и неверных вещей типа «Христос учил подставить другую щёку, а потом его распяли за то, что он против власти».
На самом деле, человек, который рвётся высказываться о религии — в известном духе: мракобесие, развод для глупых, для бабок, для слабых, для необразованных, коммерческое предприятие, попы на мерседесах и т.п. и при этом ничего о ней не знает — конечно, идиот. По Формуле ума у него зашкаливает самомнение в знаменателе и очень низкое понимание темы в числителе. Там возникают перлы типа «ну, исповедь же — это психотерапевтический сеанс, чо».
Обычно такие дикари, маугли Перестройки, думают, что религия противоположна науке. И тогда понятно же, что открытие кафедры теологии в матвузе — это прям диверсия.
Конечно, религия не может быть противоположна науке, как она не может быть ей и параллельна, «научна» или «полезна». Она ей перпендикулярна.
Это другая ось координат. Без неё в человеческом уме, хоть физика, хоть лирика — просто меньше измерений.
Наука отвечает на вопрос «как», религия на вопрос «зачем».
Никакая наука не отвечает (и не берётся отвечать, если это умная наука) на вопросы смысла жизни, почему мы живём-живём, да и помираем, что от нас остаётся, а если не остаётся ничего — какой смысл, например, быть хорошим и добрым, а не жадным и злым, если все умирают одинаково.Почему вообще злые и жадные торжествуют, аж до конца своей подлой жизни, а добрые страдают? Почему рано умирают хорошие люди и страдают дети, зачем такая несправедливость? Какой смысл «хранить память об умершем в наших сердцах», как часто говорят атеисты на поминках, если эти помнящие тоже вот-вот умрут, и никто не будет ничего хранить; а кроме того, какое дело умершему до «памяти», если его уже нет, он не существует, распался на элементы. Ну и так далее. Это не предмет науки.
Нет, конечно, бывает квазинаука, которая пытается альтруизм, добро, зло и прочие духовные и душевные феномены объяснять эволюцией, «интересами популяции» и т. п. Обычно адепты и светилы этой квазинауки — тоже глупые, занимающиеся экспериментами известного типа «докажем, что у таракана ноги в ушах» и «почему у слонов глаза красные — а чтобы в помидорах прятаться». Этих ась казанцевых и гельфандов обсуждать здесь нет смысла.
Религия или хотя курс религиоведения полезны — но не для карьеры физика или программиста, а для ума и души: они хотя бы доводят до сведения техноварвара, что такие вопросы существуют. Иначе он начинает ими задаваться в слишком зрелом возрасте, когда начинают мереть старшие родственники или когда частично мобилизуют на ЛБС.
Или, когда грефы ему начинают рассказывать про цифровое бессмертие.
Вчера же я прочёл у известного журналиста Владимира Мамонтова (ну то есть, конечно, не у него, а у себя в ленте) «когда-нибудь сознание перенесут в компьютер». Дальше последовало обсуждение, с ясностью показывающее, что некоторые пользователи в тредике:
а) сами этими вопросами не задавались,
б) инструментария для их обдумывания не имеют, так как «теологию в МИФИ» не учимши,
в) являются лёгкой жертвой для «евангелистов» Бога технологий, поскольку грефовщина — это именно оккультная религия, новое старое язычество, а иммунитета к оккультным разводкам — у них нет.
Вообще же те, кто яростно отрицают религию или являются «бытовыми атеистами» (агностиками), как известно, составляют основной контингент адептов у магов, экстрасенсов и сектантов. В том числе цифровых сектантов, биохакеров и т. п. Потому что иммунитета-то нет.
— Да, в россказнях о талисманах, приворотах, серебряных пулях что-то кроется! Что вы, католик, скажете на это?
— Скажу, что я агностик, — улыбнулся отец Браун.
— Вздор! — нетерпеливо крикнул Элмер. — Ваше дело верить в разные штуки.
— Да, в некоторые штуки я верю, — согласился отец Браун. — Именно поэтому я не верю в другие.
Вот что написал Мамонтов:
Не завтра, и даже не послезавтра, но сознание человека перенесут на искусственный носитель. В порядке эксперимента, поначалу косо, криво и с шестью пальцами. Если учился в школе, нет оснований считать иначе. Ну, а если в вузе, то то там иногда логику и здравый смысл преподать забывают, поэтому всякое случается. Ежели был толерантен, верил в демократию и свободу печати, то тебе оставят только хорошее, а плохое сотрут. Вот вам и загробная жизнь; а не слишком выкаблучивался, то и на облаке :) А если сочувствовал палестинским детям ровно так, как и еврейским, и донбасским, ни больше, ни меньше, пил, ругался, не считал, что полов 15, а считал что два, любил от сердца, а горевал от ума, то это тебе и оставят в виде суррогата бессмертия. И черти со сковородками не заставят себя долго ждать. Дальше пока не придумал. Спокойной ночи!
Видно, что сам-то Мамонтов, конечно, всё понимает и стебётся, он умный, но вот некоторые его подписчики увы, демонстрируют именно то гуманитарное одичание, ведущее к цифровой одержимости, что и в предыдущем случае. Но некоторые, всё-таки, наоборот, демонстрируют понимание, так что в целом эта дискуссия — на существенно более высоком уровне, чем предыдущая про кафедру.
Я написал Мамонтову такой текст:
Как же это сознание перенесут?
Владимир, давайте проведём два простых мысленных эксперимента:
1) Из фантастики: построили нуль-транспортировку. Тут входите — на Альфе-Центавре выходите. Собирают копию, конечно, из других атомов, на месте, но с о 100% точностью до атома.
Кто там выйдет — вы или не вы? То есть это вы там опомнитесь или кто-то или что-то другое?
И что с той «копией» — то есть с ВАМИ, который вошёл здесь и был после передачи распылён на атомы? Может, вы умрёте всё-таки? И это всё же убийство?
2) из грефистики: представим, что прямо сейчас УЖЕ реализован перенос сознания в компьютер. Более того, на той стороне вам из вашей же ДНК вырастили новое биологическое тело, точно такое же, но новое, здоровое и молодое.
И вот вам надо войти в дверь, как с нуль-транспортировкой, и выйти с той стороны, с новеньким телом и тем же сознанием (якобы; ну так разработчики вам говорят). Всё уже работает — вон же обновлённые киберзнакомые ходят, вроде прям они, не отличить.
Прямо сейчас. Войдёте?
Ну, Мамонтову объяснять ничего не надо, он сам всё понимает. Но некоторые интернет-хомячки — нет. И цифровое бессмертие покупают за чистую монету.
А также всё остальное, что обещает Бог технологий устами своих жрецов: нанороботов в крови и биохакинг для вечного здоровья, чипы в голове для умственной суперсилы, отсутствие необходимости работать, мир, порядок на Земле, …
Цифровое бессмертие — это один из популярных нынче «нарративов» грефовщины. Сейчас на конференции AI Jorney от Сбербанка будет целая сессия про это. Там должны будут выступать Андрей Незнамов из Сбербанка, Александр Крайнов из Яндекса, ну и ещё там кто-то. Они звали выступить там жену мою Наталью, но она, к счастью, не смогла, прям вот вообще не смогла. Нечего ей там делать, на мой взгляд, она из другой сказки.
Я лично только что был на другой «сессии», другой конференции, где выступал представитель Сбербанка. «Жалкое зрелище, душераздирающее зрелище», как говорил ослик Иа: умный, содержательный сотрудник Сбербанка не может обосновать и защитить нелепые и манипулятивные «цифровые нарративы» Грефа (включая «метавселенные» и «цифровое образование, навыки, ИИ-учителя») — но должен это делать кровь из носу.
Но возражать им, конечно, нужно. В том числе не в бложике, но и публично. И выводить на чистую воду.
Короче говоря, стоит здесь поговорить про эту разводку жрецов Бога технологий отдельно, в ближайшие дни.