Как выйти замуж за программиста и купить десять палок колбасы

Здравствуйте, коллеги, программисты или нет.

Сегодня тяпница и нужно хоть немного набросить.

Вчера одна подписчица-культуролог сказала мне в ВК:

— Вот вы мне уже два раза дали халявную подписку, а может, мужа мне хорошего найдёте, чтоб я с ним размножалась?

Я ей посоветовал искать искать мужа среди программистов: они статусные, много зарабатывают и легко управляемы женщиной. Она усомнилась — в программисты же идут самые умные, как же она сможет управлять программистом, ей ума не хватит.

Вот об этом и поговорим.

История первая. Как социопатия делает гениев программирования

В середине 1980-х сотрудница Отдела Искусственного Интеллекта ВЦ АН СССР психолог Наташа Чудова проводила исследование — опрос по всему Вычислительному Центру из двух частей. Первая часть была простая: «Кого из коллег вы считаете суперпрограммистом».

Надо сказать, что тогда ВЦ АН напоминал НИИЧАВО из повести Стругацких. 500 человек молодых учёных, инженеров и программистов, окормляемых легендарными седыми академиками, свободное посещение и практически свободный выбор темы работы, распознавание речи, экспертные системы, оцифровка чертежей, синтез музыки и голоса, антивирус Др.Веб, игра Тетрис, система общения на естественном языке, две проверки правописания, три редактора (в том числе Лексикон), драйвер кириллицы Бета, персоналки IBM PC и ЕС-1840, мейнфреймы БЭСМ-6, СМ-4, ЕС-1055 и тому подобное. Всё вокруг просто кипело идеями и проектами.

Так вот, выяснив, кто тут у нас суперпрограммисты (их в ВЦ оказалось немало, среди них были Аркаша Борковский, автор первого словаря компьютерных терминов, электронного словаря Джинн, проверки правописания Ортодок, Женя Веселов, автор среды Мастер и редактора Лексикон, Антон Чижов, автор драйвера Бета и др.), Наташа провела второе исследование уже в двух разделённых категориях — среди «обычных» и суперпрограммистов. Им предлагалось описать в свободной форме Друга, Врага и себя.

Выяснилось, что, в отличие от «обычных» программистов и инженеров, у суперпрограммистов (не у всех, конечно, но в среднем) описания врага, друга и себя крайне смазанны и очень мало отличаются.

Объяснение психолога было такое: суперпрограммист потому и супер, что он вообще плохо различает людей, не интересуется их свойствами и не умеет и не хочет с ними общаться.

Естественно, такая социопатичность приводит к напряжению при общении. А компьютер — предсказуем, всегда послушен, делает, что скажешь, вот аутичный программист и начинает радостно и яростно погружаться в программирование и накапливать суперкомпетенции.

В принципе, в последующие тридцать лет разработки программного обеспечения, программируя сам первые лет пять, а потом нанимая и увольняя десятки программистов, я неоднократно убеждался в справедливости выводов этого исследования.

В программисты действительно идут интеллектуалы, в среднем. Но это не всегда гарантирует наличие или развитие ума, по Формуле ума.

Программисты любят себя и компьютеры больше людей. Люди от этого зачастую страдают, да и программисты тоже.

История вторая. Как выйти замуж за программиста

Одна дама то ли в ЖЖ, то ли в ВК как-то описывала проблемы своих подруг, живущих с программистами: те живут с подругой, получают домашний уют, еду и секс, но не женятся.

Почему программист живёт с мамой? Не может отказаться от функции автозаполнения холодильника.

Подруги начинают нервничать, они в непонятках, что делать. То ли искать другого мужчину, то ли конфликтовать, то ли что.

— Миша, я беременна.
— Интересный стартап…

Ну сколько можно собирать по полу носки в условиях глобальной неопределённости.

Программисту подарили чемодан на день рождения.
— Зачем? — спрашивает он.
— Ну ты же ездишь в командировки по филиалам, систему отлаживать? Ну вот положишь сюда трусы, носки, майку…
— Подождите, парни, а сам-то я в чём поеду?

Автор поста пишет:

«Я им объясняю: девачки, они это не по злобе; вашему программисту просто никто не сказал, что надо жениться. Его и так всё устраивает, чего суетиться. Он не думал, что жениться — это такое условие получения всего этого. Надо просто ему это обозначить, без конфликта. И он поймёт, потому что чего же тут непонятного.

И смотрю — подружки начинают приглашать на свадьбы».

А вот как познакомиться с программистом, и где они водятся — это другая история.

К программисту подходит официантка:
— Если вы не против хорошо провести время вечером, то меня зовут Маша.
Программист поднимает затуманенный взор от ноутбука:
— А если против, то как вас зовут?

История 3. Уничтожить всех гуманитариев смартфоном

Как писал один мой сотрудник, Володя Головач, ныне уже покойный, в предисловии к своей книге «Программирование на Модула-2»:

«Программирование — это не интеллектуальное „подай-принеси, “ а способ мышления, алгоритмического мышления“.

Раньше большинство людей были гуманитариями, «аналоговыми». Алгоритмическое мышление было скорее редкостью, оно было доступно не очень многим людям, оно скорее было врождённым, чем приобретаемым. Ему, конечно, учили в школе — на математике, но не системно, и оно далеко не всем давалось.

Более того, и в вузе не всем давалось. Джоэл Спольски (автор разных книжек по программированию, а также создатель Stack Overflow) писал, что в его группах на курсе программирования из 10-15 человек как минимум одному-двум, а то и двум-трёх слушателям в принципе не давались указатели. Они оказывались для них непреодолимым барьером, приходилось в итоге отчислить. А я помню такую же примерно историю про порог восприятия на Мехмате (!), когда небольшой процент поступивших в лучший матвуз страны на первом курсе так и не смог освоить теорию пределов, вообще (а следовательно, ниасилевал дифуры и интегралы, и вынужден был отчислиться).

Сейчас же — из-за того, что несколько миллиардов человек втыкают по десять часов в день в свои смартфончики, происходит подспудное, бессознательное обучение примитивному алгоритмическому мышлению миллиардов людей, в том числе всех детей.

Не теории бесконечно малых и не указателям С++, конечно, но алгоритмическому поведению –запоминанию и планированию последовательностей действий с развилками.

Ведь все интерфейсы для всех людей делают обычные программисты согласно своему алгоритмическому мышлению — и наш современник с детства учится последовательным настройкам, цепочкам действий, запоминанию последовательностей типа «открываем настройки, здесь галка поднята, тут настройку меняем, смотрим на результат, возвращаемся, поднимаем ещё две галки и т. п.».

Вечером программист ставит у изголовья два стакана — один с водой, другой пустой. Первый — если захочется попить. А второй — если не захочется.

Это дело ранее небывалое. К чему это приведёт — непонятно. Не станет ли у нас меньше писателей, художников, музыкантов, которым нужен другой тип мышления? Или обладатели смартфонов и спецы по Питону и Майнкрафту станут реже жениться, а будут сидеть дома у маминого холодильника?

Программист в ночи заглядывает в холодильник. Видит молоко, на нём написано «4%». Не годится. Захлопывает дверцу. Через двадцать минут заглядывает, видит сметану, 20%. Нет. Захлопывает дверцу. Через полчаса снова идёт к холодильнику, голод не тётка. Взор падает на сок — 100%. «О, скачался!» — хватает его.

В принципе, программисты люди неплохие. Они за всё правильное, алгоритмически корректное, они склонны к улучшению жизни и наведению порядка. То есть не злодеи, просто зануды.

Проблема, конечно, в том, что при этом они ещё:

А) техноварвары, гуманитарных наук неучимши, да и не видят в том смысла, люди неинтересны; мораль, конечно, рудиментарная — за ненадобностью.

Б) уверены, что любая проблема, в том числе социальная легко решается — нужно просто построить последовательность шагов по решению, в крайнем случае скачать мануал;

В) абсолютизируют своё понимание правильности: он же всё продумал, всё же понятно;

Г) принимают умозрительный алгоритм за готовое решение проблемы, считают, что проблема решена ровно в момент окончания обдумывания. Возможных трудностей и несоответствий в реальной жизни не ожидают, всякий раз это сюрприз.

Мой отец, Станислав Ашманов, чемпион Тамбова и факультета ВМиК по шахматам и доктор физ.-мат. наук, говорил: в шахматы играют и математикой занимаются не самые умные люди. Эти дисциплины просты — там формальные правила. Ими занимаются в основном те, кому сложновата жизнь с её сложными и часто отсутствующими правилами.

В среде ИТ-компании к этим особенностям идеального мышления программистов просто надо привыкнуть, внедрять среди них понимание, что «прибор должен работать не в принципе, а в кожухе».

А в области реальной жизни, обустройства семьи, дома, СНТ это алгоритмическое мышление аутистического спектра — иногда разрушительно. В области же политических взглядов, понимания происходящего, государства, геополитики — вообще катастрофично — практически гарантированно приводит к ущербной логической связке:

«Всё в стране легко исправить, нужно просто сделать Х, это точно сработает, я всё продумал;
а если ОНИ не делают Х, значит они бездуховные, злонамеренные казлы; ненавижжжжу идиотов! не хочу жить в такой стране!».

Дальше включаются легенды сословия, про Святой Грааль Кремниевой Долины, где солнце, деньги, проекты, опционы, бабы, тачки, и «нет этих тупых идиотов».

Программист Вова из Гугла подъехал к своему калифорнийскому особняку на Тесле. Он припарковался и вышел на лужайку. Там на столике у бассейна стояла доставка свежих устриц из ресторана, лучшее калифорнийское вино, и сидели китайская, мексиканская и русская модели в откровенных нарядах.
— С чего начнём? — спросил программист.
— Витя, проснись, там тебе начальник техподдержки срочно звонит, — сказали все три голосом мамы.

Достаточно почитать пару тредиков на Хабре, чтобы увидеть сотни «инстансов» такой жизненной философии и типовых мечт.

Кроме того «владение технологиями», их удивительная сложность и притом вдохновляющая понятность, покорность и исполнительность вызывают чувство всемогущества и чувство превосходства над быдлом: «девочками в бухгалтерии», «бандерлогами-маркетоидами», «тупыми топ-менеджерами», «идиотами-депутатами» и т.п, которые технологиями не владеют.

А отсюда и поглупение по Формуле ума, и отсутствие морали (разрешение себе делать с быдлом в цифровой форме что захочется, оно и так по гроб жизни обязано).

Ну вот. Именно эти вышеописанные очень специфические индивидуумы, дикари цифрового мира, начинают сейчас формировать базу нового цифрового класса, точно по Марксу — складывающегося по отношению к владению цифровыми средствами производства.

Это айтишники, ИТ-директора и их начальники, которые по факту получают доступ к данным миллионов граждан и управлению сервисами с огромной аудиторией. И здесь техноварварство, восприятие людей как векторов свойств, «алгоритмическая» самоуверенность, граничащая с глупостью, примитивная мораль, самоуправство на миллионном масштабе — очень опасны.

Переписчик населения программисту:
— Ваш родной язык?
— Что такое родной?
— Ну, какой вы с детства учили и используете?
— Ну, PHP.
— Ну нет, настоящий!
— А, тогда Python.

Об этом цифровом классе, который ещё загнёт нам салазки и покажет кузькину мать — в следующих сериях.

Извенити за бородатые анекдоты, они были в тему.

P. S. Кстати, хорошая женщина даже самого аутичного программиста исправляет — просто загляденье. Видел много раз.

Бесплатный
11 комментариев
avatar