logo Арабески

О духовной прелести и паранормальных способностях

В ‎духовной‏ ‎литературе ‎совершенно ‎разных ‎авторов ‎меня‏ ‎как-то ‎заинтересовали‏ ‎истории‏ ‎о ‎том, ‎как‏ ‎у ‎неофитов,‏ ‎или ‎еще ‎далеких ‎от‏ ‎Церкви‏ ‎людей, ‎или‏ ‎людей ‎церковных,‏ ‎но ‎при ‎необычных ‎обстоятельствах, ‎внезапно‏ ‎открывались,‏ ‎как ‎в‏ ‎80-е ‎и‏ ‎90-е ‎годы ‎прошлого ‎столетия ‎было‏ ‎принято‏ ‎говорить,‏ ‎«паранормальные» ‎способности.‏ ‎

Приведу ‎три‏ ‎примера.

1. История ‎из‏ ‎книги‏ ‎нашего ‎современника‏ ‎архимандрита ‎(ныне ‎митрополита) ‎Тихона ‎(Шевкунова)‏ ‎«Несвятые ‎святые».‏ ‎В‏ ‎этом ‎отрывке ‎автор‏ ‎рассказывает ‎о‏ ‎своем ‎собственном ‎опыте, ‎который‏ ‎он‏ ‎пережил ‎в‏ ‎стенах ‎Псково-Печерского‏ ‎монастыря, ‎будучи ‎обыкновенным ‎послушником, ‎то‏ ‎есть‏ ‎только ‎готовящимся‏ ‎стать ‎монахом:

«Однажды‏ ‎отец ‎Иоанн, ‎думаю, ‎для ‎того‏ ‎чтобы‏ ‎укрепить‏ ‎меня ‎в‏ ‎выбранном ‎пути‏ ‎и ‎помочь‏ ‎хоть‏ ‎чуточку ‎увидеть,‏ ‎что ‎же ‎такое ‎духовный ‎мир,‏ ‎благословил ‎совершать‏ ‎особое‏ ‎молитвенное ‎правило. ‎И‏ ‎в ‎основном‏ ‎ночью. ‎Время ‎отец ‎Иоанн‏ ‎выбрал‏ ‎как ‎раз‏ ‎такое, ‎что‏ ‎мое ‎общение ‎с ‎внешним ‎миром‏ ‎оказалось‏ ‎сокращено ‎до‏ ‎минимума. ‎С‏ ‎двух ‎часов ‎дня ‎и ‎до‏ ‎десяти‏ ‎вечера‏ ‎я ‎нес‏ ‎послушание ‎на‏ ‎коровнике, ‎а‏ ‎вслед‏ ‎за ‎этим‏ ‎всю ‎ночь ‎до ‎утра ‎дежурил‏ ‎на ‎Успенской‏ ‎площади.‏ ‎Отец ‎Иоанн ‎благословил‏ ‎мне ‎исполнять‏ ‎особое ‎правило ‎Иисусовой ‎молитвы,‏ ‎стараться‏ ‎занять ‎ею‏ ‎ум ‎и‏ ‎сердце ‎и ‎отбросить ‎все ‎посторонние‏ ‎мысли,‏ ‎даже ‎весьма‏ ‎правильные ‎и‏ ‎похвальные.

Удивительно, ‎но ‎если ‎человек ‎уединяется‏ ‎в‏ ‎молитве‏ ‎и ‎при‏ ‎этом, ‎сколько‏ ‎может, ‎ограничивает‏ ‎себя‏ ‎в ‎еде,‏ ‎сне ‎и ‎общении ‎с ‎людьми,‏ ‎если ‎не‏ ‎допускает‏ ‎в ‎ум ‎праздных‏ ‎мыслей, ‎а‏ ‎в ‎сердце ‎страстных ‎чувств,‏ ‎то‏ ‎очень ‎скоро‏ ‎обнаруживает, ‎что‏ ‎в ‎мире, ‎кроме ‎него ‎и‏ ‎других‏ ‎людей, ‎присутствует‏ ‎еще ‎Кто-то.‏ ‎И ‎Этот ‎Кто-то ‎терпеливо ‎ждет,‏ ‎не‏ ‎обратим‏ ‎ли ‎мы‏ ‎на ‎Него‏ ‎внимание ‎в‏ ‎нашей‏ ‎бесконечной ‎гонке‏ ‎по ‎жизни. ‎Именно ‎терпеливо ‎ждет.‏ ‎Потому ‎что‏ ‎Бог‏ ‎никогда ‎и ‎никому‏ ‎не ‎навязывает‏ ‎Своего ‎общества. ‎И ‎если‏ ‎человек‏ ‎продолжает ‎правильно‏ ‎молиться ‎(тут‏ ‎надо ‎обязательно ‎подчеркнуть ‎— ‎правильно,‏ ‎то‏ ‎есть ‎не‏ ‎самочинно, ‎а‏ ‎под ‎началом ‎опытного ‎руководителя), ‎то‏ ‎перед‏ ‎его‏ ‎духовным ‎взором‏ ‎открываются ‎поразительные‏ ‎явления ‎и‏ ‎картины.

Святитель‏ ‎Игнатий ‎(Брянчанинов)‏ ‎пишет:

«Силы ‎и ‎время ‎употреби ‎на‏ ‎стяжание ‎молитвы,‏ ‎священнодействующей‏ ‎во ‎внутренней ‎клети.‏ ‎Там, ‎в‏ ‎тебе ‎самом, ‎откроет ‎молитва‏ ‎зрелище,‏ ‎которое ‎привлечет‏ ‎к ‎себе‏ ‎все ‎твое ‎внимание: ‎она ‎доставит‏ ‎тебе‏ ‎познания, ‎которых‏ ‎мир ‎вместить‏ ‎не ‎может, ‎о ‎существовании ‎которых‏ ‎он‏ ‎не‏ ‎имеет ‎даже‏ ‎понятия.

Там, ‎в‏ ‎глубине ‎сердца,‏ ‎ты‏ ‎увидишь ‎падение‏ ‎человечества, ‎ты ‎увидишь ‎душу ‎твою,‏ ‎убитую ‎грехом…‏ ‎увидишь‏ ‎многие ‎другие ‎таинства,‏ ‎сокровенные ‎от‏ ‎мира ‎и ‎от ‎сынов‏ ‎мира.‏ ‎Когда ‎откроется‏ ‎это ‎зрелище,‏ ‎— ‎прикуются ‎к ‎нему ‎твои‏ ‎взоры;‏ ‎ты ‎охладеешь‏ ‎ко ‎всему‏ ‎временному ‎и ‎тленному, ‎которому ‎сочувствовал‏ ‎доселе».

Ночь‏ ‎быстро‏ ‎проходила ‎за‏ ‎назначенной ‎отцом‏ ‎Иоанном ‎молитвой‏ ‎и‏ ‎чтением ‎Псалтири,‏ ‎а ‎когда ‎ум ‎начинал ‎скучать‏ ‎и ‎отвлекаться,‏ ‎я‏ ‎принимался ‎класть ‎поклоны‏ ‎у ‎входа‏ ‎в ‎пещеры. ‎При ‎этом‏ ‎я‏ ‎как ‎мог‏ ‎пытался ‎поститься.‏ ‎Но ‎есть ‎очень ‎хотелось! ‎Поэтому‏ ‎я‏ ‎решил ‎придумать‏ ‎такую ‎трапезу,‏ ‎которая ‎уж ‎точно ‎не ‎возбуждала‏ ‎бы‏ ‎аппетита.‏ ‎Поразмыслив, ‎я‏ ‎остановился ‎на‏ ‎просфорах, ‎размоченных‏ ‎в‏ ‎святой ‎воде.‏ ‎Это ‎было ‎мое ‎собственное ‎аскетическое‏ ‎изобретение. ‎Блюдо‏ ‎получилось‏ ‎очень ‎благочестивое, ‎но‏ ‎ужасно ‎невкусное‏ ‎— ‎скользкое ‎и ‎пресное.‏ ‎Но‏ ‎мне ‎того‏ ‎и ‎надо‏ ‎было. ‎После ‎небольшой ‎тарелочки ‎этого‏ ‎кушанья‏ ‎есть ‎больше‏ ‎не ‎хотелось.‏ ‎Отец ‎Иоанн ‎улыбнулся ‎моей ‎выдумке,‏ ‎но‏ ‎возражать‏ ‎не ‎стал.‏ ‎Только ‎строго‏ ‎наказал ‎почаще‏ ‎приходить‏ ‎на ‎исповедь‏ ‎и ‎рассказывать ‎все, ‎что ‎произошло‏ ‎за ‎день.

А‏ ‎происшествия‏ ‎действительно ‎начались. ‎Со‏ ‎второго ‎или‏ ‎с ‎третьего ‎дня ‎я‏ ‎почувствовал,‏ ‎что ‎почти‏ ‎не ‎хочу‏ ‎спать. ‎Точнее, ‎для ‎сна ‎мне‏ ‎хватало‏ ‎четырех ‎часов.‏ ‎Обычный ‎общительный‏ ‎мой ‎нрав ‎тоже ‎куда-то ‎пропал.‏ ‎Хотелось‏ ‎побольше‏ ‎бывать ‎одному.‏ ‎Потом ‎один‏ ‎за ‎другим‏ ‎стали‏ ‎вспоминаться ‎похороненные‏ ‎в ‎памяти ‎грехи, ‎давно ‎забытые‏ ‎случаи ‎из‏ ‎жизни.‏ ‎Закончив ‎дежурство, ‎я‏ ‎бежал ‎на‏ ‎исповедь. ‎Удивительно, ‎но ‎от‏ ‎этих‏ ‎горьких ‎открытий‏ ‎на ‎сердце‏ ‎становилось ‎хоть ‎и ‎печально, ‎но‏ ‎непередаваемо‏ ‎мирно ‎и‏ ‎легко.

Через ‎неделю‏ ‎такой ‎жизни ‎произошло ‎нечто ‎еще‏ ‎более‏ ‎странное.‏ ‎Когда ‎ночью,‏ ‎заскучав ‎от‏ ‎долгих ‎молитв,‏ ‎я‏ ‎клал ‎поклоны‏ ‎у ‎входа ‎в ‎пещеры, ‎позади‏ ‎меня ‎вдруг‏ ‎раздался‏ ‎такой ‎грохот, ‎словно‏ ‎обрушились ‎тысячи‏ ‎листов ‎громыхающей ‎жести. ‎От‏ ‎страха‏ ‎я ‎замер‏ ‎на ‎месте.‏ ‎А ‎когда ‎решился ‎обернуться, ‎то‏ ‎увидел‏ ‎все ‎туже‏ ‎спокойную, ‎в‏ ‎лунном ‎свете ‎площадь ‎монастыря.

До ‎утра‏ ‎я‏ ‎не‏ ‎отходил ‎от‏ ‎пещер ‎и‏ ‎молился ‎святым‏ ‎угодникам,‏ ‎всякую ‎минуту‏ ‎ожидая, ‎что ‎ужасный ‎грохот ‎повторится.

На‏ ‎рассвете, ‎в‏ ‎четыре‏ ‎часа ‎из ‎своей‏ ‎пещерной ‎кельи‏ ‎на ‎площадь, ‎как ‎обычно,‏ ‎вышел‏ ‎отец ‎Серафим.‏ ‎Я ‎бросился‏ ‎к ‎нему ‎и, ‎запинаясь ‎от‏ ‎волнения,‏ ‎поведал ‎о‏ ‎том, ‎что‏ ‎со ‎мной ‎случилось.

Отец ‎Серафим ‎только‏ ‎махнул‏ ‎рукой‏ ‎и ‎усмехнулся:

— Не‏ ‎обращай ‎внимания,‏ ‎это ‎бесы.

И,‏ ‎по-хозяйски‏ ‎оглядев ‎монастырь,‏ ‎ушел ‎к ‎себе.

Ничего ‎себе ‎—‏ ‎«не ‎обращай‏ ‎внимания»!‏ ‎Весь ‎остаток ‎дежурства‏ ‎я ‎провел,‏ ‎дрожа ‎как ‎осиновый ‎лист.

Но‏ ‎еще‏ ‎более ‎поразительный‏ ‎случай ‎произошел‏ ‎на ‎следующий ‎день. ‎Вечером ‎я‏ ‎заступил‏ ‎на ‎дежурство‏ ‎на ‎Успенской‏ ‎площади ‎и ‎уже ‎привычно ‎начал‏ ‎читать‏ ‎про‏ ‎себя ‎Иисусову‏ ‎молитву. ‎Скоро‏ ‎я ‎увидел,‏ ‎что‏ ‎ко ‎мне‏ ‎идет ‎наш ‎послушник ‎— ‎Пашка-чуваш,‏ ‎известный ‎хулиган,‏ ‎которого‏ ‎родители ‎после ‎армии‏ ‎отправили ‎на‏ ‎перевоспитание ‎в ‎монастырь. ‎Я‏ ‎загрустил,‏ ‎потому ‎что‏ ‎Пашка ‎направлялся‏ ‎ко ‎мне ‎с ‎явным ‎желанием‏ ‎о‏ ‎чем-то ‎поговорить.‏ ‎А ‎этого‏ ‎мне ‎сейчас ‎совсем ‎не ‎хотелось.

И‏ ‎вдруг‏ ‎где-то‏ ‎внутри ‎себя‏ ‎я ‎отчетливо‏ ‎услышал ‎Пашин‏ ‎голос.‏ ‎Он ‎задал‏ ‎мне ‎вопрос, ‎касавшийся ‎очень ‎важного‏ ‎дела, ‎с‏ ‎которым‏ ‎Павел ‎направлялся ‎ко‏ ‎мне. ‎И‏ ‎сразу, ‎опять ‎же ‎внутри‏ ‎себя,‏ ‎я ‎услышал‏ ‎ответ ‎на‏ ‎его ‎вопрос ‎и ‎понял, ‎что‏ ‎именно‏ ‎это ‎мне‏ ‎и ‎нужно‏ ‎растолковать ‎Павлу. ‎Голос ‎Павла ‎не‏ ‎соглашался‏ ‎и‏ ‎возражал. ‎Другой‏ ‎голос ‎терпеливо‏ ‎переубеждал ‎его,‏ ‎подводя‏ ‎к ‎правильной‏ ‎мысли. ‎Таким ‎образом, ‎длинный, ‎по‏ ‎крайней ‎мере‏ ‎в‏ ‎несколько ‎минут, ‎диалог‏ ‎за ‎одно‏ ‎мгновение ‎промелькнул ‎у ‎меня‏ ‎в‏ ‎голове.

Пашка ‎подошел,‏ ‎и ‎я‏ ‎почти ‎не ‎удивился, ‎когда ‎он‏ ‎задал‏ ‎именно ‎тот‏ ‎вопрос, ‎который‏ ‎я ‎уже ‎слышал. ‎Я ‎отвечал‏ ‎ему‏ ‎словами,‏ ‎которые ‎пронеслись‏ ‎в ‎моем‏ ‎сознании ‎за‏ ‎минуту‏ ‎до ‎этого.‏ ‎Наш ‎диалог ‎продолжался ‎именно ‎так,‏ ‎слово ‎в‏ ‎слово,‏ ‎как ‎он ‎только‏ ‎что ‎прозвучал‏ ‎в ‎моей ‎душе.

Это ‎было‏ ‎потрясающе!‏ ‎Наутро ‎я‏ ‎бросился ‎к‏ ‎отцу ‎Иоанну ‎и ‎спросил, ‎что‏ ‎со‏ ‎мной ‎было.‏ ‎Отец ‎Иоанн‏ ‎ответил, ‎что ‎Господь, ‎по ‎милости‏ ‎Своей,‏ ‎дал‏ ‎мне ‎краешком‏ ‎глаза ‎заглянуть‏ ‎в ‎духовный‏ ‎мир,‏ ‎который ‎скрыт‏ ‎от ‎нас, ‎людей. ‎Для ‎меня‏ ‎было ‎ясно,‏ ‎что‏ ‎произошло ‎это ‎по‏ ‎молитвам ‎отца‏ ‎Иоанна. ‎А ‎батюшка, ‎строго‏ ‎наказав,‏ ‎чтобы ‎я‏ ‎не ‎возносился,‏ ‎предупредил, ‎что ‎это ‎новое ‎состояние‏ ‎скоро‏ ‎пройдет. ‎Чтобы‏ ‎постоянно ‎пребывать‏ ‎в ‎нем, ‎объяснил ‎он, ‎необходим‏ ‎настоящий‏ ‎подвиг.‏ ‎В ‎самом‏ ‎прямом ‎смысле‏ ‎слова. ‎Какой?‏ ‎Каждый‏ ‎по-своему, ‎кто‏ ‎как ‎может, ‎пытается ‎сохранить ‎эту‏ ‎загадочную ‎связь‏ ‎с‏ ‎Богом. ‎Миру ‎кажутся‏ ‎безумными, ‎несуразными,‏ ‎анекдотичными ‎истинные ‎подвижники ‎духа,‏ ‎которые‏ ‎зачем-то ‎уходят‏ ‎от ‎людей‏ ‎в ‎непроходимые ‎пустыни, ‎залезают ‎на‏ ‎столпы,‏ ‎становятся ‎юродивыми,‏ ‎годами ‎стоят‏ ‎на ‎коленях ‎на ‎камне, ‎не‏ ‎спят,‏ ‎не‏ ‎пьют, ‎не‏ ‎едят, ‎подставляют‏ ‎оскорбляющим ‎другую‏ ‎щеку,‏ ‎любят ‎врагов,‏ ‎вменяют ‎себя ‎ни ‎во ‎что.‏ ‎«Те, ‎которых‏ ‎весь‏ ‎мир ‎не ‎был‏ ‎достоин, ‎скитались‏ ‎по ‎пустыням ‎и ‎горам,‏ ‎по‏ ‎пещерам ‎и‏ ‎ущельям ‎земли»,‏ ‎— ‎говорит ‎о ‎них ‎апостол‏ ‎Павел.

В‏ ‎заключение ‎отец‏ ‎Иоанн ‎еще‏ ‎раз ‎сказал, ‎чтобы ‎я ‎не‏ ‎печалился,‏ ‎когда,‏ ‎очень ‎скоро,‏ ‎это ‎состояние‏ ‎уйдет, ‎но‏ ‎всегда‏ ‎помнил ‎о‏ ‎произошедшем.».

2. История ‎из ‎автобиографической ‎книги ‎«Птицы‏ ‎небесные» ‎еще‏ ‎одного‏ ‎нашего ‎современника, ‎монаха‏ ‎Симеона ‎Афонского‏ ‎(под ‎этим ‎литературным ‎псевдонимом‏ ‎пишет‏ ‎иеромонах ‎Симон‏ ‎Бескровный). ‎В‏ ‎ней ‎автор ‎рассказывает ‎об ‎одном‏ ‎эпизоде‏ ‎из ‎своей‏ ‎жизни, ‎когда‏ ‎в ‎советское ‎время ‎он ‎уехал‏ ‎в‏ ‎Среднюю‏ ‎Азию ‎в‏ ‎горы, ‎чтобы‏ ‎практиковаться ‎там‏ ‎в‏ ‎молитве, ‎но‏ ‎сам ‎еще ‎был ‎только ‎на‏ ‎пути ‎в‏ ‎Церковь:

«В‏ ‎этот ‎раз ‎со‏ ‎мной ‎в‏ ‎городе ‎произошел ‎странный ‎случай,‏ ‎который‏ ‎меня ‎сильно‏ ‎напугал. ‎Я‏ ‎ехал ‎в ‎троллейбусе, ‎народу ‎было‏ ‎много,‏ ‎и ‎я‏ ‎стоял, ‎держась‏ ‎рукой ‎за ‎поручень. ‎Чтобы ‎не‏ ‎отвлекаться,‏ ‎я‏ ‎закрыл ‎глаза‏ ‎и ‎настроился‏ ‎на ‎молитву.‏ ‎Хотя‏ ‎глаза ‎были‏ ‎закрыты, ‎я ‎продолжал ‎ясно ‎видеть‏ ‎мелькающие ‎здания,‏ ‎дорогу,‏ ‎прохожих, ‎идущих ‎по‏ ‎тротуару, ‎и‏ ‎всех, ‎кто ‎стоял ‎рядом‏ ‎в‏ ‎троллейбусе. ‎Я‏ ‎в ‎испуге‏ ‎открыл ‎глаза: ‎вид ‎обычных ‎людей‏ ‎и‏ ‎городской ‎улицы‏ ‎успокоил ‎меня,‏ ‎но ‎когда ‎я ‎снова ‎закрыл‏ ‎веки,‏ ‎то‏ ‎ничего ‎не‏ ‎изменилось. ‎Все‏ ‎продолжало ‎оставаться‏ ‎четко‏ ‎видимым ‎и‏ ‎ясным, ‎как ‎с ‎открытыми ‎глазами.‏ ‎Это ‎состояние‏ ‎было‏ ‎настолько ‎необычным, ‎что‏ ‎мне ‎стало‏ ‎не ‎по ‎себе: ‎“Господи,‏ ‎Боже‏ ‎мой!” ‎-‏ ‎взмолился ‎я.‏ ‎- ‎Забери ‎у ‎меня ‎это‏ ‎навсегда,‏ ‎потому ‎что‏ ‎я ‎не‏ ‎знаю, ‎что ‎мне ‎с ‎этим‏ ‎делать!”‏ ‎Видение‏ ‎исчезло ‎и‏ ‎больше ‎не‏ ‎повторялось, ‎хотя‏ ‎оставило‏ ‎в ‎душе‏ ‎некоторый ‎страх ‎перед ‎неизвестностью ‎того,‏ ‎что ‎совершается‏ ‎глубоко‏ ‎внутри ‎меня. ‎Во‏ ‎мне ‎началась‏ ‎сильная ‎борьба ‎с ‎нежеланием‏ ‎делить‏ ‎Христа ‎с‏ ‎кем-то ‎еще‏ ‎или ‎иметь ‎посредников ‎между ‎душой‏ ‎и‏ ‎Христом ‎в‏ ‎виде ‎священников,‏ ‎к ‎которым ‎у ‎меня ‎оставалось‏ ‎недоверие.‏ ‎В‏ ‎то ‎же‏ ‎самое ‎время‏ ‎сердце ‎остро‏ ‎ощутило‏ ‎потребность ‎в‏ ‎исповеди ‎и ‎духовном ‎совете, ‎а‏ ‎больше ‎всего‏ ‎-‏ ‎в ‎причащении. ‎Но‏ ‎все ‎это‏ ‎опять ‎пришлось ‎отложить, ‎так‏ ‎как‏ ‎нужно ‎было‏ ‎улетать ‎в‏ ‎горы.».

3. И, ‎наконец, ‎история ‎из ‎книги‏ ‎другого‏ ‎нашего ‎современника‏ ‎(почил ‎в‏ ‎2018 ‎году), ‎протоиерея ‎Валентина ‎Бирюкова‏ ‎«На‏ ‎земле‏ ‎мы ‎только‏ ‎учимся ‎жить».‏ ‎В ‎ней‏ ‎автор‏ ‎передает ‎рассказ‏ ‎иеромонаха ‎Пимена, ‎у ‎которого ‎способность‏ ‎читать ‎мысли‏ ‎открылась‏ ‎после ‎ссылки ‎при‏ ‎следующих ‎обстоятельствах:

«Жили‏ ‎в ‎казармах. ‎На ‎нары‏ ‎из‏ ‎бревен ‎веток‏ ‎накидают ‎—‏ ‎вот ‎и ‎постель. ‎Одежды ‎никакой‏ ‎не‏ ‎давали. ‎В‏ ‎чем ‎приехали‏ ‎— ‎в ‎том ‎и ‎работали,‏ ‎одежда‏ ‎наша‏ ‎— ‎и‏ ‎постель ‎нам,‏ ‎и ‎подушка.‏ ‎Мыла‏ ‎когда ‎дадут‏ ‎по ‎кусочку, ‎когда ‎не ‎дадут.‏ ‎Зато ‎кипятка‏ ‎сколько‏ ‎хочешь. ‎Ну, ‎ладно,‏ ‎мы ‎хоть‏ ‎этими ‎головками ‎наедались. ‎Рыбу‏ ‎же‏ ‎— ‎солили‏ ‎и ‎в‏ ‎бочках ‎катили ‎на ‎пароход. ‎Работали‏ ‎только‏ ‎заключенные, ‎а‏ ‎конвоиры ‎были‏ ‎гражданские. ‎Вооруженные. ‎И ‎плетки ‎у‏ ‎них‏ ‎были.‏ ‎Работали ‎мы‏ ‎буквально ‎до‏ ‎смерти. ‎Кто‏ ‎не‏ ‎может ‎—‏ ‎расстреливали ‎и ‎закапывали, ‎как ‎собак…‏ ‎И ‎вот‏ ‎я‏ ‎насмелился ‎— ‎сказал‏ ‎как-то ‎вслух:‏ ‎— ‎Вот, ‎нас ‎пасут,‏ ‎как‏ ‎скотинушку, ‎и‏ ‎кормят, ‎как‏ ‎скотинушку. ‎А ‎часовой ‎хоть ‎и‏ ‎у‏ ‎двери ‎стоял‏ ‎(а ‎я‏ ‎шестой ‎был ‎от ‎края), ‎увидел‏ ‎и‏ ‎услышал.‏ ‎— ‎Кто‏ ‎это ‎говорит?!‏ ‎Подошел. ‎За‏ ‎руку‏ ‎меня ‎поймал,‏ ‎руки ‎— ‎как ‎клещи: ‎—‏ ‎А ‎ну-ка,‏ ‎бунтовщик!‏ ‎Выходи! ‎Вытащил ‎меня‏ ‎из-за ‎скамейки.‏ ‎Вывел ‎на ‎улицу, ‎шапку‏ ‎снял‏ ‎с ‎меня.‏ ‎С ‎крыши‏ ‎капель ‎— ‎снег ‎и ‎дождь.‏ ‎Поставил‏ ‎под ‎капель.‏ ‎Каплет ‎мне‏ ‎прямо ‎в ‎темечко. ‎Я ‎стою.‏ ‎Чувствую‏ ‎—‏ ‎голова ‎совсем‏ ‎замерзает. ‎А‏ ‎часовой ‎мне‏ ‎кричит:‏ ‎— ‎Стой!‏ ‎И ‎еще ‎раз ‎— ‎со‏ ‎злобой: ‎—‏ ‎Стой!!!‏ ‎Хотел ‎прикладом ‎меня‏ ‎ударить ‎—‏ ‎размахнулся. ‎Думаю: ‎то ‎ли‏ ‎сейчас‏ ‎зубы ‎вылетят,‏ ‎то ‎ли‏ ‎глаза, ‎то ‎ли ‎нос ‎перебьет.‏ ‎Но‏ ‎не ‎ударил,‏ ‎так ‎как‏ ‎я ‎стою ‎смирно. ‎Думаю: ‎что‏ ‎будет‏ ‎—‏ ‎то ‎и‏ ‎будь… ‎Потом‏ ‎голова ‎закружилась,‏ ‎закачался‏ ‎я, ‎упал‏ ‎— ‎не ‎помню ‎как. ‎Когда‏ ‎очнулся ‎—‏ ‎уже‏ ‎лежал ‎на ‎кровати‏ ‎в ‎больнице.‏ ‎Голова ‎— ‎как ‎будто‏ ‎в‏ ‎огне ‎горит,‏ ‎и ‎кажется‏ ‎огромной, ‎как ‎бочка. ‎Температура ‎страшная.‏ ‎Аппетит‏ ‎исчез. ‎Долгое‏ ‎время ‎даже‏ ‎слова ‎сказать ‎не ‎мог ‎—‏ ‎такая‏ ‎адская‏ ‎боль ‎была.‏ ‎И ‎не‏ ‎знал, ‎что‏ ‎со‏ ‎мной. ‎Потом‏ ‎узнал, ‎что ‎у ‎меня ‎менингит‏ ‎— ‎страшная‏ ‎болезнь.‏ ‎Ко ‎мне ‎подходили,‏ ‎спрашивали: ‎—‏ ‎Ты ‎зачем ‎сюда ‎приехал?‏ ‎—‏ ‎Не ‎знаю…‏ ‎— ‎Откуда?‏ ‎А ‎я ‎только: ‎— ‎Мама,‏ ‎мама!‏ ‎Папа, ‎папа!‏ ‎Возьмите ‎меня!‏ ‎В ‎это ‎время ‎на ‎Колыму‏ ‎привезли‏ ‎пополнение,‏ ‎и ‎конвоирам,‏ ‎когда ‎они‏ ‎направлялись ‎обратно,‏ ‎велели:‏ ‎— ‎Возьмите‏ ‎вон ‎того ‎мальчика, ‎который ‎все‏ ‎кричит: ‎“мама,‏ ‎мама!”.‏ ‎Увезите ‎его, ‎он‏ ‎еще ‎молодой…‏ ‎Короче, ‎списали ‎меня ‎как‏ ‎совсем‏ ‎негодного ‎к‏ ‎работе, ‎как‏ ‎не ‎жильца ‎на ‎этом ‎свете.‏ ‎Отдали‏ ‎документы. ‎Конвоиры‏ ‎доставили ‎меня‏ ‎домой, ‎в ‎Алейск, ‎в ‎отцовский‏ ‎дом,‏ ‎—‏ ‎прямо ‎по‏ ‎адресу. ‎Перешагнули‏ ‎через ‎порог‏ ‎—‏ ‎папочка ‎дома‏ ‎был, ‎мамочки ‎не ‎было. ‎Как‏ ‎папочка ‎увидал‏ ‎меня‏ ‎— ‎так ‎и‏ ‎упал ‎на‏ ‎колени: ‎— ‎Ой!!! ‎Миша‏ ‎приехал!‏ ‎Мамка ‎пришла‏ ‎вскоре. ‎Наплакались.‏ ‎А ‎потом ‎покормили, ‎чем ‎было,‏ ‎милиционеров.‏ ‎Они ‎уехали.‏ ‎Оказались ‎—‏ ‎добрые ‎люди, ‎эти ‎милиционеры. ‎Хорошо,‏ ‎говорят,‏ ‎что‏ ‎меня ‎привезли.‏ ‎А ‎я‏ ‎упал ‎—‏ ‎не‏ ‎знаю, ‎сколько‏ ‎и ‎спал. ‎А ‎проснулся ‎—‏ ‎голова ‎болит,‏ ‎и‏ ‎болит, ‎и ‎болит.‏ ‎Стану ‎молиться‏ ‎— ‎мне ‎легче. ‎Сяду‏ ‎молиться‏ ‎— ‎мне‏ ‎легче. ‎Взялся‏ ‎читать ‎Псалтирь. ‎Читал, ‎читал ‎—‏ ‎и‏ ‎упал, ‎не‏ ‎знаю, ‎сколько‏ ‎я ‎спал. ‎Когда ‎упал ‎—‏ ‎меня‏ ‎не‏ ‎стали ‎трогать.‏ ‎Так ‎и‏ ‎стал ‎читать‏ ‎до‏ ‎тех ‎пор,‏ ‎пока ‎не ‎упаду ‎и ‎не‏ ‎засну. ‎Очнусь‏ ‎—‏ ‎начинаю ‎снова. ‎Только‏ ‎молитва ‎мне‏ ‎и ‎помогала. ‎А ‎потом‏ ‎соседка‏ ‎приносит ‎газету:‏ ‎— ‎Батюшка,‏ ‎смотри-ка, ‎приказ ‎Сталина ‎— ‎надеть‏ ‎погоны,‏ ‎открыть ‎церкви…‏ ‎Это ‎был‏ ‎1943 ‎год. ‎Что-то ‎изменилось ‎в‏ ‎стране,‏ ‎если‏ ‎случилось ‎такое.‏ ‎Прочитали, ‎поплакали,‏ ‎порадовались, ‎сели‏ ‎—‏ ‎чайку ‎попили,‏ ‎молча ‎посидели. ‎Потом ‎ушла ‎соседка.‏ ‎Через ‎2‏ ‎часа‏ ‎приезжает ‎председатель ‎Алейского‏ ‎исполкома, ‎а‏ ‎с ‎ним ‎два ‎дедули.‏ ‎—‏ ‎Здравствуйте, ‎батюшка.‏ ‎Вот ‎газета‏ ‎вышла. ‎Приказ ‎Сталина ‎— ‎открыть‏ ‎церкви!‏ ‎Мы ‎церковь‏ ‎уже ‎освободили,‏ ‎зерно ‎убрали, ‎почистили, ‎помыли ‎все.‏ ‎Люди‏ ‎стоят‏ ‎— ‎ждут.‏ ‎Приехали ‎за‏ ‎вами. ‎Как‏ ‎ваше‏ ‎здоровье? ‎Вы‏ ‎сможете ‎служить? ‎А ‎я ‎на‏ ‎них ‎смотрю,‏ ‎молчу‏ ‎— ‎не ‎знаю,‏ ‎как ‎отвечать.‏ ‎Какое ‎мое ‎здоровье? ‎Только‏ ‎что‏ ‎сижу, ‎только‏ ‎что ‎едва‏ ‎хожу. ‎Про ‎здоровье ‎говорить ‎нечего.‏ ‎Сильно‏ ‎голова ‎болит,‏ ‎менингит ‎—‏ ‎это ‎ужасная ‎болезнь. ‎Они ‎меня‏ ‎второй,‏ ‎третий‏ ‎раз ‎спрашивают:‏ ‎— ‎Батюшка,‏ ‎ну ‎что‏ ‎вы‏ ‎не ‎отвечаете?‏ ‎Сможете ‎служить? ‎Поедемте! ‎А ‎я‏ ‎молчу ‎—‏ ‎не‏ ‎знаю, ‎как ‎отвечать.‏ ‎— ‎Батюшка,‏ ‎вот ‎смотрите, ‎— ‎снова‏ ‎начали‏ ‎они, ‎—‏ ‎церкви ‎открыли‏ ‎— ‎а ‎ведь ‎ни ‎одного‏ ‎священника‏ ‎нет, ‎всех‏ ‎порасстреляли, ‎только‏ ‎вы ‎один ‎остались. ‎Я ‎подумал-подумал,‏ ‎поднимаю‏ ‎палец,‏ ‎на ‎восток‏ ‎показываю ‎и‏ ‎говорю: ‎—‏ ‎А‏ ‎туда, ‎обратно,‏ ‎не ‎увезете ‎меня? ‎— ‎Нет-нет,‏ ‎— ‎говорят,‏ ‎—‏ ‎это ‎уже ‎все‏ ‎прошло! ‎Сейчас‏ ‎приказ ‎Сталина ‎вышел. ‎—‏ ‎Ладно,‏ ‎давайте ‎одежду!‏ ‎— ‎сказал,‏ ‎наконец. ‎Одели ‎меня, ‎посадили ‎на‏ ‎телегу,‏ ‎привезли ‎к‏ ‎той ‎самой‏ ‎церкви, ‎из ‎которой ‎брали. ‎Как‏ ‎я‏ ‎глянул‏ ‎— ‎упал‏ ‎на ‎колени,‏ ‎слезы ‎потекли‏ ‎ручьем.‏ ‎Не ‎мог‏ ‎своими ‎ногами ‎идти. ‎Страшно ‎вспоминать‏ ‎даже… ‎На‏ ‎коленях‏ ‎полз ‎я ‎до‏ ‎алтаря, ‎и‏ ‎все ‎плакал. ‎Люди ‎встали‏ ‎на‏ ‎колени ‎—‏ ‎и ‎тоже‏ ‎плакали… ‎У ‎меня ‎дома ‎был‏ ‎подрясник,‏ ‎крест ‎—‏ ‎надел ‎все.‏ ‎Заполз ‎кое-как ‎в ‎алтарь, ‎старички‏ ‎со‏ ‎мною‏ ‎зашли. ‎Престол‏ ‎был ‎закрыт‏ ‎клеенками, ‎простынями.‏ ‎Раскрыли‏ ‎— ‎на‏ ‎престоле ‎крестик ‎маленький ‎лежит ‎и‏ ‎Евангелие. ‎Слава‏ ‎Богу‏ ‎— ‎хоть ‎Евангелие‏ ‎сохранилось! ‎Принесли‏ ‎свечи ‎— ‎зажгли. ‎Пришел‏ ‎псаломщик.‏ ‎— ‎Давай,‏ ‎батюшка, ‎возглас!‏ ‎Поставили ‎меня ‎на ‎ноги. ‎А‏ ‎я‏ ‎не ‎могу‏ ‎стоять ‎—‏ ‎плачу. ‎Слезы ‎сдавили ‎горло. ‎Два‏ ‎старичка‏ ‎меня‏ ‎подняли ‎—‏ ‎один ‎справа,‏ ‎другой ‎слева,‏ ‎держат‏ ‎под ‎руки,‏ ‎помогли ‎поднять ‎руки. ‎Я ‎только‏ ‎сказал: ‎—‏ ‎Благословен‏ ‎Бог!.. ‎— ‎и‏ ‎упал. ‎Не‏ ‎мог ‎стоять ‎на ‎ногах.‏ ‎Залился‏ ‎слезами. ‎Люди‏ ‎снова ‎заплакали.‏ ‎Снова ‎подняли ‎меня. ‎— ‎Батюшка,‏ ‎давай‏ ‎возглас! ‎Я‏ ‎тогда ‎набрался‏ ‎силы, ‎только ‎сказал: ‎— ‎Благословен‏ ‎Бог‏ ‎наш‏ ‎и ‎ныне‏ ‎и ‎присно‏ ‎и ‎во‏ ‎веки‏ ‎веков!.. ‎—‏ ‎и ‎упал ‎опять. ‎Они ‎тогда‏ ‎сами ‎сказали:‏ ‎—‏ ‎Аминь! ‎— ‎и‏ ‎пошла ‎служба.‏ ‎Просфоры ‎постряпали ‎— ‎принесли,‏ ‎чашу‏ ‎принесли, ‎кагор‏ ‎— ‎все‏ ‎у ‎людей ‎нашлось. ‎Трое ‎суток‏ ‎я‏ ‎не ‎выходил‏ ‎из ‎церкви‏ ‎— ‎трое ‎суток ‎молился. ‎Не‏ ‎кушал,‏ ‎не‏ ‎пил, ‎даже‏ ‎на ‎улочку‏ ‎не ‎ходил‏ ‎по‏ ‎естеству. ‎Голова‏ ‎упадет ‎— ‎задремлю ‎ненадолго, ‎проснусь‏ ‎— ‎и‏ ‎опять‏ ‎служба. ‎Ночью ‎и‏ ‎днем. ‎Люди‏ ‎не ‎хотели ‎уходить ‎из‏ ‎церкви‏ ‎— ‎так‏ ‎наскучались ‎по‏ ‎службе. ‎Настолько ‎были ‎рады, ‎настолько‏ ‎хотели‏ ‎молиться!.. ‎Одни‏ ‎уходят ‎—‏ ‎другие ‎приходят: ‎— ‎Батюшка, ‎нам‏ ‎бы‏ ‎покреститься,‏ ‎исповедаться… ‎На‏ ‎четвертые ‎сутки‏ ‎совсем ‎без‏ ‎сил‏ ‎я ‎вышел‏ ‎в ‎церковный ‎двор. ‎Мне ‎говорят:‏ ‎— ‎Батюшка,‏ ‎вам‏ ‎сторожку ‎истопили, ‎вычистили,‏ ‎вымыли. ‎Пойдем‏ ‎туда! ‎Я ‎упал ‎и‏ ‎спал‏ ‎— ‎не‏ ‎знаю ‎сколько…‏ ‎Две ‎недели ‎прошло, ‎я ‎думаю:‏ ‎“Надо‏ ‎бы ‎домой‏ ‎за ‎бельем‏ ‎съездить”. ‎Двое ‎прихожан ‎взялись ‎проводить‏ ‎меня.‏ ‎Лошадку‏ ‎привели. ‎Я‏ ‎только ‎за‏ ‎ворота ‎вышел,‏ ‎только‏ ‎перекрестился ‎—‏ ‎у ‎меня ‎голова ‎закружилась. ‎Упал‏ ‎я ‎—‏ ‎и‏ ‎не ‎помню, ‎как‏ ‎упал. ‎И‏ ‎слышу, ‎как ‎в ‎душе‏ ‎у‏ ‎меня ‎слова‏ ‎звучат: ‎“Молись!‏ ‎Пошли ‎человека ‎— ‎белье ‎принесут.‏ ‎Молись!”‏ ‎И ‎я‏ ‎очнулся. ‎Боже!‏ ‎Бог ‎повелевает ‎молиться! ‎Даже ‎упал‏ ‎—‏ ‎и‏ ‎то ‎молись.‏ ‎Вернули ‎меня‏ ‎в ‎сторожку.‏ ‎Потом‏ ‎белье ‎принесли,‏ ‎вымылся ‎я ‎горячей ‎водичкой. ‎И‏ ‎— ‎слава‏ ‎Богу!‏ ‎И ‎стал ‎молиться.‏ ‎Вот ‎с‏ ‎этого ‎момента ‎Господь ‎даровал‏ ‎мне‏ ‎прозорливость. ‎Вижу‏ ‎каждого ‎человека‏ ‎— ‎каков ‎он. ‎Мысли ‎вижу‏ ‎людей.‏ ‎Будущее ‎знаю‏ ‎каждого ‎человека.‏ ‎Страшно ‎говорить ‎даже ‎об ‎этом.‏ ‎Никому‏ ‎до‏ ‎того ‎не‏ ‎рассказывал. ‎Тебе‏ ‎же, ‎Валентин,‏ ‎говорю,‏ ‎как ‎сыну:‏ ‎это ‎не ‎мое, ‎это ‎Господь‏ ‎даровал ‎такую‏ ‎крепость‏ ‎силы…».

Что ‎удивляет ‎в‏ ‎этих ‎историях?‏ ‎Не ‎сами ‎способности, ‎тут‏ ‎уж‏ ‎хотите ‎–‏ ‎верьте, ‎хотите‏ ‎– ‎нет. ‎А ‎будто ‎бы‏ ‎некая‏ ‎«механичность» ‎проявления‏ ‎психических ‎сверхспособностей,‏ ‎к ‎которым ‎приводили ‎пост, ‎молитва,‏ ‎физическое‏ ‎изнурение.‏ ‎Где ‎же‏ ‎тут ‎место‏ ‎благодати, ‎дару‏ ‎свыше‏ ‎от ‎Бога?‏ ‎Обычно ‎мы ‎читаем, ‎что ‎только‏ ‎редкие ‎святые‏ ‎приобретали‏ ‎такие ‎дары, ‎да‏ ‎и ‎то‏ ‎после ‎многолетних ‎подвигов. ‎А‏ ‎тут‏ ‎в ‎двух‏ ‎случаях ‎речь‏ ‎идет ‎о ‎неофитах ‎(один ‎из‏ ‎которых‏ ‎к ‎тому‏ ‎же ‎был‏ ‎невоцерковленный ‎и ‎не ‎имел ‎духовного‏ ‎наставника),‏ ‎а‏ ‎в ‎третьем‏ ‎случае ‎слишком‏ ‎уж ‎явственно‏ ‎прослеживается‏ ‎связь ‎между‏ ‎пережитой ‎болезнью ‎головного ‎мозга ‎(менингит)‏ ‎и ‎открывшейся‏ ‎прозорливостью.

Приведу‏ ‎следующую ‎гипотезу ‎как‏ ‎попытку ‎ответа‏ ‎на ‎поставленный ‎вопрос. ‎Человек‏ ‎по‏ ‎природе ‎наделен‏ ‎куда ‎большими‏ ‎способностями, ‎чем ‎мы ‎себе ‎это‏ ‎представляем.‏ ‎Но ‎с‏ ‎момента ‎грехопадения‏ ‎эти ‎способности ‎были ‎«запечатаны» ‎для‏ ‎блага‏ ‎самого‏ ‎же ‎человека,‏ ‎т.к. ‎они‏ ‎открывают ‎ему‏ ‎мир‏ ‎духовный, ‎в‏ ‎котором ‎он ‎уже ‎не ‎может‏ ‎отличить ‎добра‏ ‎от‏ ‎зла ‎и ‎так‏ ‎часто ‎принимает‏ ‎за ‎лучезарных ‎ангелов ‎гостей‏ ‎из‏ ‎преисподней. ‎Поэтому‏ ‎святые ‎отцы‏ ‎так ‎много ‎внимания ‎уделяли ‎вопросу‏ ‎«прелести»,‏ ‎предупреждали ‎об‏ ‎ее ‎опасности‏ ‎новоначальных ‎подвижников ‎и ‎обучали ‎их,‏ ‎как‏ ‎распознавать‏ ‎и ‎избегать‏ ‎ее. ‎Подвижник‏ ‎должен ‎желать‏ ‎не‏ ‎каких-то ‎сверхъестественных‏ ‎состояний, ‎само ‎стремление ‎к ‎которым‏ ‎уже ‎считалось‏ ‎грехом‏ ‎и ‎прелестью, ‎а‏ ‎искать ‎Христа‏ ‎и ‎исполнение ‎Его ‎заповедей.‏ ‎А‏ ‎телепатия ‎или‏ ‎иные ‎«чудесные»‏ ‎свойства ‎могут ‎быть ‎всего ‎лишь‏ ‎побочными‏ ‎явлениями ‎аскезы,‏ ‎которые ‎способны‏ ‎проявиться ‎и ‎случайным ‎образом ‎в‏ ‎схожих‏ ‎условиях‏ ‎у ‎любого‏ ‎человека. ‎Однако‏ ‎«паранормальные» ‎способности‏ ‎являются‏ ‎чрезвычайно ‎опасными,‏ ‎так ‎как ‎первыми ‎встречными ‎в‏ ‎открывшемся ‎сознанию‏ ‎потустороннем‏ ‎мире ‎оказываются ‎падшие‏ ‎духи: ‎подобно‏ ‎Хоме ‎Бруту ‎из ‎гоголевского‏ ‎«Вия»,‏ ‎такой ‎человек‏ ‎в ‎итоге‏ ‎оказывается ‎беззащитным ‎перед ‎«духами ‎злобы‏ ‎поднебесной».‏ ‎

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048