logo Арабески

О нищете духа

«Блаженны ‎нищие‏ ‎духом, ‎ибо ‎их ‎есть ‎Царство‏ ‎Небесное». ‎(Мф.5:3)

«Тогда‏ ‎он‏ ‎закричал: ‎Иисус, ‎Сын‏ ‎Давидов! ‎помилуй‏ ‎меня». (Лк.18:38)

У ‎архимандрита ‎Эмилиана ‎(Вафидиса)‏ ‎в‏ ‎его ‎толковании‏ ‎на ‎житие‏ ‎преподобного ‎Нила ‎Калабрийского ‎есть ‎замечательная‏ ‎мысль:‏ ‎когда ‎нищий‏ ‎просит ‎подаяние,‏ ‎он ‎показывает ‎всем ‎свои ‎лохмотья‏ ‎и‏ ‎взывает‏ ‎о ‎помощи,‏ ‎чтобы ‎над‏ ‎ним ‎сжалились‏ ‎и‏ ‎сотворили ‎милостыню.‏ ‎Так ‎и ‎христианин ‎постами, ‎бдениями‏ ‎и ‎прочей‏ ‎аскезой‏ ‎показывает ‎Богу ‎свои‏ ‎«лохмотья» ‎–‏ ‎смиренное ‎осознание ‎собственной ‎духовной‏ ‎нищеты‏ ‎и ‎слепоты.‏ ‎Он ‎молит‏ ‎Бога ‎о ‎прозрении, ‎чтобы ‎сердечными‏ ‎очами‏ ‎увидеть ‎свою‏ ‎греховность, ‎покаяться‏ ‎и ‎получить ‎прощение. ‎Но ‎как‏ ‎часто‏ ‎мы‏ ‎поступаем ‎ровно‏ ‎наоборот, ‎представляя‏ ‎свои ‎аскетические‏ ‎«подвиги»‏ ‎в ‎виде‏ ‎добродетелей, ‎ставим ‎себе ‎их ‎в‏ ‎заслугу ‎и‏ ‎ожидаем‏ ‎получить ‎от ‎Бога‏ ‎награду. ‎А‏ ‎надо ‎иметь ‎сознание ‎нищего.‏ ‎Нищий‏ ‎же ‎просит‏ ‎не ‎награду,‏ ‎нищий ‎просит ‎милостыню. ‎

Мытарь ‎из‏ ‎евангельской‏ ‎притчи ‎вопиет‏ ‎о ‎милости,‏ ‎а ‎фарисей ‎ожидает ‎награды. ‎Иерихонский‏ ‎слепец‏ ‎лишь‏ ‎слышит ‎о‏ ‎Спасителе, ‎но‏ ‎уже ‎верит‏ ‎в‏ ‎Него ‎и‏ ‎хочет ‎своими ‎глазами ‎Его ‎увидеть,‏ ‎чтобы ‎прозревши‏ ‎последовать‏ ‎за ‎Ним. ‎Фарисеи‏ ‎же ‎остаются‏ ‎духовно ‎незрячими ‎и ‎просят‏ ‎от‏ ‎Христа ‎знамения‏ ‎для ‎доказательства‏ ‎Его ‎слов, ‎как ‎будто ‎было‏ ‎недостаточно‏ ‎творимых ‎Им‏ ‎чудес, ‎свидетелями‏ ‎которых ‎они ‎были. ‎

События ‎евангельские‏ ‎порой‏ ‎воспринимаются‏ ‎лишь ‎как‏ ‎хронологические ‎точки‏ ‎- ‎истории,‏ ‎которые‏ ‎когда-то ‎случились‏ ‎с ‎кем-то ‎и, ‎возможно, ‎напоминают‏ ‎нам ‎отчасти‏ ‎наши‏ ‎жизненные ‎ситуации. ‎Однако‏ ‎истории ‎эти‏ ‎часто ‎говорят ‎нам ‎не‏ ‎об‏ ‎остановках ‎на‏ ‎нашем ‎жизненном‏ ‎пути, ‎но ‎про ‎сам ‎жизненный‏ ‎путь.‏ ‎Игумен ‎Никон‏ ‎(Воробьев) ‎говорил‏ ‎о ‎необходимости ‎в ‎жизни ‎каждого‏ ‎христианина‏ ‎постоянного‏ ‎"мытаревого" ‎покаяния,‏ ‎без ‎которого‏ ‎нет ‎спасения,‏ ‎но‏ ‎одна ‎прелесть‏ ‎и ‎фарисейство. ‎Вот ‎и ‎с‏ ‎историей ‎о‏ ‎слепце‏ ‎так ‎же: ‎это‏ ‎не ‎про‏ ‎то, ‎что ‎и ‎мы‏ ‎некогда‏ ‎были ‎слепцами,‏ ‎а ‎теперь‏ ‎якобы ‎духовно ‎прозрели, ‎но ‎про‏ ‎то,‏ ‎что ‎мы‏ ‎всегда ‎должны‏ ‎осознавать ‎себя ‎слепыми, ‎нищими ‎и‏ ‎нуждающимися‏ ‎в‏ ‎Боге. ‎И‏ ‎если ‎мы‏ ‎хотим, ‎чтобы‏ ‎Христос‏ ‎не ‎проходил‏ ‎мимо, ‎чтобы ‎он ‎всегда ‎беседовал‏ ‎с ‎нами,‏ ‎чтобы‏ ‎быть ‎зрячими ‎и‏ ‎следовать ‎за‏ ‎Ним, ‎мы ‎должны ‎всегда‏ ‎взывать‏ ‎к ‎Нему‏ ‎из ‎глубины‏ ‎истинного ‎осознания ‎своей ‎слепой ‎нищеты:‏ ‎"Иисус,‏ ‎Сын ‎Давидов!‏ ‎помилуй ‎меня!".

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048