«Уралы» во Второй чеченской кампании

В ходе Первой кампании в воинских частях Вооружённых Сил Российской Федерации появилось некоторое количество автомобилей «Урал-4320» с локальной броневой защитой. Несмотря на определённые несовершенства конструкции, их практическое применение получило положительную оценку.

Полученный опыт был учтён и в ходе второй чеченской кампании. Бронированные «Уралы» в достаточно большом количестве поступили в войска Министерства обороны, воинские части и органы МВД Российской Федерации, входящие в Объединённую группировку войск.

В воинских частях и боевых подразделениях Сухопутных войск, Воздушно-десантных войск и морской пехоты весь личный состав обеспечен штатными БТР, БМП или МТ-ЛБ. Поэтому главной проблемой для Вооружённых Сил является создание бронированного автомобиля для перевозки важных и опасных грузов (например, боеприпасов). Отдельной давно назревшей проблемой является создание защищённого автомобиля для перевозки горюче-смазочных материалов («упаковщиков»).

Вследствие этой и других причин командование воинских частей и подразделений всех силовых ведомств, входивших в Объединённую группировку войск в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации, с самого начала боевых действий принимало меры по повышению защищённости личного состава и грузов, перевозимых автомобильным транспортом.

«Уралы» техника неприхотливая, простая, но главное капотная, что немаловажно при обстреле или подрыве. Бойцы прозвали такие грузовики «покемонами».

Вариантов дооснащения, в зависимости от возможностей и навыков, было очень много. У одних это получалось довольно аккуратно, у других — довольно грубо. Опыт выполнения боевых и специальных задач частями и воинскими формированиями всех министерств убедительно показал, что эти меры действительно повышали защищённость личного состава и грузов от воздействия огнестрельного оружия противника и осколков фугасов, установленных вблизи дороги.

Следует отметить, что подобного рода «доработки» были весьма распространены. Более того, командование ОГВ© даже требовало от подчиненных командиров принятия максимально возможных мер по повышению защищенности автомобилей любыми средствами, специальные образцы демонстрировались офицерам на специальных занятиях.

Бронирование «Уралов» как правило, включало в себя:

— полное закрытие с трёх сторон (спереди и с боков) передней части автомобиля с расположенными в ней двигателем и другими агрегатами;

— полное закрытие кабины водителя броневыми листами, причём в соответствующие броневые листы вместо обычных стёкол устанавливаются пулестойкие стеклоблоки (но заметно меньшего размера, чем обычное остекление);

— закрытие броневыми листами топливного бака и некоторых агрегатов трансмиссии;

— установка на грузовой платформе (в кузове) открытого сверху «ящика», собранного из стальных броневых листов. Для входа и выхода из этого «бронеящика» в кормовой части предусмотрена двустворчатая дверь, закрывающаяся изнутри.

— а так же импровизированное «добронирование» бревнами, шпалами, мешками с песком, снарядными ящиками, бронежилетами (Повсеместное использование бронежилетов «Кираса» на дверцах автомобилей хотя и не способно в полной мере защитить водителя и пассажиров в кабине от огня стрелкового оружия, но осколки фугасов и гранат ВОГ бронежилет держал хорошо), люками от БМП и БТР, смонтированные внутри кузова или навешанные на бортах грузовика.

Для стрельбы из стрелкового оружия в бортах и кормовом листе имеются бойницы. При необходимости огонь по верхним этажам зданий или склонам гор можно вести через борта.

Высота стенок этого бронированного короба примерно соответствует росту среднего человека. Личный состав размещается вдоль стенок на обычных откидных скамейках. Кроме того, для защиты от непогоды такие машины часто комплектуются тентами, закрывающими верхнюю броню со специальными вырезами под бойницы (есть и необходимые дуги). Толщина и качество броневых листов таковы, что, по отзывам военнослужащих, выполнявших задачи на таких машинах, полностью обеспечивают защиту от огня стрелкового оружия и осколков мин.

Но учитывая, что противник часто применял в качестве фугасов такие мощные боеприпасы, как 152-мм и 122-мм артиллерийские снаряды, или 120-мм мины, устанавливаемые на обочине дорожного полотна, возникла острая необходимость в увеличении толщины брони и общей защищенности этих грузовиков.

Эти бронеавтомобили использовались не только для перевозки материальных средств, но и в подавляющем большинстве случаев, эти машины применялись для перевозки личного состава (особенно в комендантских ротах военных комендатур) к месту выполнения служебно-боевых задач или для перевозки стрелковых подразделений непосредственного сопровождения колонн. В этих случаях организовывалось их тесное взаимодействие с машинами, вооружёнными ЗУ-23-2.

Но наиболее интересные с технической точки зрения образцы бронетехники были созданы для воинских частей МВД и подразделений Внутренних войск МВД России. Видимо, их специалисты досконально изучили опыт применения подобных автомобилей в Вооружённых Силах и сделали соответствующие выводы. Поэтому они сделаны более продуманными и качественными. Особенность в том, что эти машины изначально создавались именно как защищённый транспорт для перевозки личного состава подразделений МВД (в том числе — внутренних войск МВД) в районах проведения специальных операций.

Передняя часть с кабиной водителя собиралась сразу со встроенной и навесной бронезащитой, достаточно большими для лучшего обзора стеклопакетами из бронированного стекла.

На крыше бронированной кабины водителя, над местом командира машины, имелся верхний люк. Он удобен для наблюдения и, при необходимости, для ведения огня. В случае возникновения неблагоприятных обстоятельств, что вполне возможно при выполнении служебно-боевых задач, через него можно покинуть машину.

На грузовой платформе (в задней части) устанавливалась бронепанель. В её бортах и кормовом листе имелись бойницы, открывающиеся изнутри. Над каждой из них расположено достаточно большое остекление из пуленепробиваемого стекла, что обеспечивалот наилучшие условия для наблюдения и корректировки огня. Толщина брони бронекорпуса этих машин почти в три раза превышало толщину бронелистов армейских «Уралов» с локальной защитой.

Следует отметить, что на многих бронемашинах была установлена специальная аппаратура РЭБ, надёжно подавляющая радиоканалы управления радиоуправляемыми фугасами.

Бронированные «Уралы» воинских частей и подразделений Вооружённых Сил эксплуатировались, как правило, без тентов и имели однотонный, тёмно-зелёный, выгоревший на солнце цвет. Нередко опытные контрактники из комендантских рот военных командиров округов устанавливают на лобовых частях своих бронебоксов пулемёты (12,7-мм крупнокалиберные пулемёты НСВ «Утёс» на станке или 7,62-мм ПКМ).

Бронированные «Уралы» воинских частей МВД РФ (с круглыми барбетами на крыше бронекорпуса) были окрашены в обычный, также выгоревший на солнце, тёмно-зелёный цвет. Но чаще всего и эти машины, и бронированные «Уралы» подразделений внутренних войск МВД РФ окрашены в однотонный тёмно-жёлтый цвет.

Никаких специальных надписей и рисунков, как правило, на этих машинах всех силовых ведомств не имелось. Исключение составляют лишь некоторые армейские автомобили, на дверях кабин которых могут быть вписаны большие белые буквы «К» произвольного размера в белый круг или без него, что также указывает на их принадлежность к комендантским ротам военных комендатур. Но были и машины с собственными именами — например «Урал» с именем «Маруся».

Результаты применения этих машин при выполнении боевых и специальных задач в целом, оказались положительными.

Особенно широкое применение бронеавтомобили нашли при выполнении служебно-боевых задач воинскими частями МВД РФ (ОМОН, СОБР и др.) и некоторыми подразделениями Внутренних войск МВД РФ. Как правило, с одной целью — безопасной доставкой личного состава к месту выполнения задач и обратно.

Практически сложилась ситуация, при которой эти машины фактически выполняли функции бронетранспортеров. Но они значительно дешевле в производстве и эксплуатации, хотя и обеспечивают адекватную защиту личного состава и его своевременную доставку в район проведения спецоперации в сложных дорожных условиях. Более того, благодаря большому объёму бронекузова, в обычных условиях возможна перевозка (при необходимости) сравнительно большого количества личного состава и необходимой военной техники, а также перевозка пленных, захваченных в ходе операции. В сверхтесных внутренних объёмах армейских, общевойсковых БМП и БТР этого сделать невозможно.

Армейский бронезащищённый «Урал» одной из комендантских рот со смонтированным на нём умельцами-контрактниками 12,7-мм пулемётом НСВ. Октябрь 2002 год, Чечня.
Бронированный "Урал" одной из комендантских рот


Бойцы 45-го воздушно-десантного полка на марше в тылу "Урала" под бортовым прикрытием. Чечня, февраль 2003 года
Бойцы морской пехоты Черноморского флота и их добронированный "Урал". 1999 год.
Бойцы ОМОНа или СОМ и их "Урал" с самодельной защитой из железных труб. 2000 год.
Бронированные "Уралы-4320", защищенные комплектом брони, изготовленной на Муромском тепловозостроительном заводе. Чечня, июнь 2002 года.
Бронированный «Урал» воинских частей МВД РФ (с барбетом на крыше и тремя дверями). Ханкала, июнь 2000 года.
Бронированный «Урал» одного из разведывательных подразделений Внутренних войск МВД России. Антенны на кабине и дугах кузова принадлежат съёмной системе РЭБ. Чечня, ноябрь 2002 года.
Бронированный "Урал" подразделения ОМОН во время спецоперации. Чечня, июль 2001 года.
Бронированный "Урал" с РЭБ одного из разведывательных подразделений ВВ МВД. Чечня, ноябрь 2002 года.
Бронированный "Урал" несколько раз попадавший под обстрелы.
Добронированный "Урал" морской пехоты
Досмотр задержанных сотрудниками ОМОНа в Чечне. На снимке видно, что борта кузова обычного грузовика изнутри закрыты бревенчатыми решётками.
Несмотря на фатальные разрушения от взрыва фугаса автомобиля "Урал", броня и мешки с песком сдержали ударную волну. Экипаж остался жив. Чечня, 2002 год.
"Урал-4320" с бронированным контейнером в кузове под брезентом. Отличительной чертой является забронированный двигатель. Чечня, июнь 2002 года
"Урал-4320" с бронированным кунгом. Машина оснащена системой радиоэлектронного противодействия радиоуправляемым фугасам. Чечня, июль 2002 года
"Урал-4320" с ЗУ-23 бригады ВВ на позиции. Хорошо видно размещение ЗУ-23 (колесный ход снят), дополнительную защиту расчета обеспечивают шпалы на бортах кузова. Чечня, 2002 год
"Урал-4320", получивший локальное бронирование кабины и бронированный контейнер в кузове. Чечня. Май 2002 года
Устройство для радиоэлектронного подавления радиоуправляемых взрывных устройств на кабине автомобиля "Урал". Чечня, Грозный, 2000 год


Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации