Первый отдельный Абхазский батальон

Командир — Шамиль Салманович Басаев — позывной в январе 1995-го «Спартак».

Начальник штаба — Эли «Ламбада» Авдаев.

В 1994 году командиром роты «специальных операций» был Ширвани Басаев.

История батальона начинается с 1992 года, когда в Абхазию прибыли 286 человек и приняли участие в боевых действиях на стороне абхазов. Ими был проведён ряд боевых операций, как, например, освобождение н. п. Гагры в октябре 1992 года и захват Сухуми в 1993 году. В феврале 1994 года из Абхазии в Чечню вернулись 380-450 человек во главе с Шамилем Басаевым.

В Абхазии Басаев широко применял ротацию своих людей, чтоб как можно больше боевиков получили боевой опыт. Абхазский конфликт прошли такие полевые командиры, как, например, Руслан Гелаев или начальник штаба Басаева Эли «Ламбада» Вадаев.

К 11 декабря 1994 года в состав батальона входило 200 человек, позднее численность батальона начала увеличиваться, и к концу декабря 1994 года достигла 2000 человек, из которых 500 имело реальный боевой опыт в Абхазии и других горячих точках. На вооружении Абхазский батальон имел не только стрелковое оружие, но и, к примеру, установки «Град». И наряду со спецназом «Борз» Руслана Гелаева, стал одним из главных отрядов Дудаева в его противостоянии с чеченской оппозицией осенью 1994 года.

17 декабря 1994 года батальон находился в н. п. Первомайское. На вооружении батальона были 2 установки «Град». По сообщениям прессы, боевики занимали позиции во дворе сберегательной кассы, а местные жители поддерживали их, а также доставляли им продовольствие. Предположительно, одна из установок «Град» была обнаружена 10:14 31 декабря на ул. Ипподромной. Вскоре по ней был нанесён удар артиллерией 8 гв. АК.

23 декабря часть батальона находилась в районе ж/д моста на северной окраине Аргуна.

В новогоднюю ночь батальон действовал, по крайней мере, на линии Дворец-Вокзал. В ночь с 31 декабря на 1 января в районе ж\д вокзала погиб начальник штаба вместе с журналистом Билалом Ахмадовым. Шамиль Басаев подтверждал участие своего батальона в боях за ж/д вокзал.

В начале января фотограф Patrick Chauvel находился с группой батальона в количестве около 200 человек. Группа активно использовала подземные коммуникации и за счёт мобильности добивалась определённых успехов на первых порах. 7 января начался второй этап штурма (с использованием авиации и артиллерии) и подразделение начало нести огромные потери.

К 14:30 16 января в президентском дворце находилось 100-120 боевиков из абхазского батальона. К этому времени батальон потерял всю «дееспособную технику», а сам Басаев был ранен и находился вне дворца.

17 января группа басаевцев держала оборону в здании музея.

В ночь с 18 на 19 января батальон покинул реском. 20 января штаб батальона уже располагался в подвале кафе «999» на Минутке.

Спецпредставитель батальона М. Калимов находился в районе деревни Гой-Чу (40 км южнее Грозного), где собрал несколько групп добровольцов по 15-20 человек и занимался их обучением.

Генерал Куликов о событиях начала февраля: «Я помню случай, когда в начале февраля 1995 года, в районе Старых Промыслов, в Грозном, армейские разведчики вышли под утро на территорию, которую, по нашим сведениям, оборонял батальон Шамиля Басаева. Однако там никого не оказалось — все ушли в тыл отдыхать. Разведчики устроили засаду. И только утром — кто на мотоцикле, кто пешком — боевики стали подтягиваться на войну как на работу. Я знаю, Басаев был взбешен и начал наводить порядок в собственных рядах. Чуть позже, на моих с ним „февральских встречах“ 15 и 17 числа, он даже предпринял попытку оправдаться: „Мы уже другие! У меня никто с позиций больше не бегает…“ Мы оба хорошо понимали, о чем идёт речь.»

4 февраля «абхазский батальон» атаковал позиции 324 мсп в н. п. Гикаловский со стороны Урус-Мартана. 17 басаевцев были убиты.

6 февраля основная часть батальона была уничтожена частями 8 гв. АК. По словам Рохлина, «Батальон Басаева, который вёл активные бои против частей Рохлина, решил прорваться через пустырь, надеясь укрыться за постройками на его окраине. Но там их ждала засада. Батальон оказался в кольце. Выгнав „шилки“ на прямую наводку, генерал приказал стрелять. Как многорядным плугом прошлись зенитки по печально знаменитому „абхазскому“ батальону Шамиля Басаева, перемешивая человеческие тела с землей. А Рохлин вдруг обнаружит, что ему не по себе от устроенной им самим бойни. „Шамиль, что же ты так подставился?..“ — качал он головой.»

В отместку за потери подчинённые Басаева расстреляли пленных. По свидетельству капитана Дмитрия Бондарева, «Ночью [с 6 на 7 февраля], когда мы улеглись спать на нары, в ограду заехали машины (2 КАМАЗа с убитыми чеченцами — как мы узнали потом). Во дворе поднялся шум, раздавались крики. Вобщем было страшно. К нам в камеру распахнулась дверь. В коридоре стояли чеченцы: командиры и начальники. Лица у всех перекошены от злости. Они заорали, чтобы все офицеры, кто прибыл сегодня выходили на улицу. Мы встали, стали обуваться и одеваться и выходить в коридор. Коля [Каламбет из 131-й омсбр] шёл 4-м, а я 5-м. Его выпустили, а меня и ещё одного офицера ударами забросили обратно в камеру. Я не могу сказать, сколько прошло времени, после того как вывели Колю Белошицкого и ещё двух майоров — 30 сек., 1 мин. или 2-е, но не больше как во дворе раздалась стрельба, беспорядочная, очередями, спустя [время] одиночными, и затем „Аллах Акбар“ так орали чечены. Все кто остались в камере переглянулись и сказали: „Будем надеяться на лучшее“. После была ночь кошмаров, меня и оставшегося ст. л-та били всю ночь, сколько раз выводили я не помню.»

Басаев оставался в Грозном примерно до середины февраля с несколькими сотнями оставшихся бойцов. 23 февраля они окончательно покинули город через Черноречье.

Предположительно, остатки батальона участвовали в обороне Аргуна 15–23 марта 1995 года, а в конце марта батальон ушёл, не приняв боя, из Шали в район н. п. Сержень-Юрт и н. п. Агишты.

В начале апреля — Ведено. К концу мая подразделения РА перекрыли дорогу к н. п. Сержень-Юрт. В Ведено на тот момент находилось около 250 боевиков из абхазкого батальона. 3 июня 1995 года батальон был разгромлен под Ведено, а его остатки ушли горными тропами. Басаев признавался в том, что тогда он считал это своим «последним боем».

Бойцы Абхазского батальона
Басаев среди чеченцев в Абхазии - стоит в середине в берет
Чеченцы в Абхазии
Флаг 1-го Абхазского батальона
Гости Басаева из Абхазии. 1993 год. Стоят первый и четвертый - братья Али и Умар Омаевы. Второй - Макхал из Иласхан-Юрта. Третий - "Шама" (позывной), убит в Грозном в начале 1995 года.

14 июня 1995 года Шамиль Басаев совместно с остатками батальона (всего около 200 человек) совершил террористический акт в Будённовске.

Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации