На старт! В России возвели инженерное чудо на космодроме Восточный

Россия достроила стартовый стол космодрома Восточный — один из самых современных и автоматизированных в мире. С него будут выводить на орбиту спутники, модули новой орбитальной станции РОС, грузы и пилотируемые космические корабли, а в перспективе — межпланетные миссии. Почему такой проект является одним из самых сложных инженерных сооружений, созданных человечеством, и сможет ли он заменить повреждённый в ходе недавнего старта комплекс на космодроме Байконур? Об этом, а также о новом герое недели расскажем после краткой сводки позитивных новостей.

Время новостей

Очередная партия истребителей-бомбардировщиков Су-34 передана в войска.

Очередная партия боевых машин пехоты БМП-3 поставлена в войска.

Очередной учебно-тренировочный самолёт УТС-800 совершил первый полёт в рамках испытаний.

В Свердловской области открыт цех полного цикла по производству титановых слитков.

В Москве — производство 3D-принтеров по металлу.

В МГТУ имени Баумана стартовало производство оптоволокна.

Елабужский аккумуляторный завод запустил производство аккумуляторных батарей нового поколения.

«Норникель» — обновлённое производство металлического кобальта.

В Татарстане открыта молочная ферма.

В Саратовской области — животноводческий комплекс.

Стартовый стол

На космодроме Восточный введён в эксплуатацию стартовый стол для ракет-носителей тяжёлого класса семейства «Ангара». Хотя в 2024 году с него уже был осуществлён первый испытательный пуск тяжёлой «Ангара-А5», именно сейчас стол официально принят в эксплуатацию, как и ещё 37 объектов стартового комплекса, среди которых командный пункт, технологический блок, хранилища кислорода и азота, эвакуационные тоннели и другие сооружения. Площадь стартового стола превышает 45 тысяч квадратных метров, а весь комплекс намного больше. Но и это лишь часть космодрома, ведь на нём уже функционирует стартовый комплекс для ракет «Союз-2», с которого осуществлены десятки пусков. Всё это построено в глухой тайге, и проект без сомнений можно отнести к одному из самых сложных инженерных сооружений в мире. Их, вообще, не так чтобы много.

Своими космодромами обладают всего пять стран мира — США, Россия, Китай, Индия, Япония и Южная Корея. Также космодром во Французской Гвиане есть у Европейского космического агентства. Строить и содержать подобные объекты сложно и дорого. У России два действующих космодрома на собственной территории — это Плесецк и Восточный, и один, бывший советский, Байконур, оказавшийся на территории современного Казахстана — его мы арендуем. Каждый из них имеет свою специфику.

Космодромы

Байконур был построен в 1955 году для испытаний первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Выбор места в казахской степи был обусловлен её малолюдностью, близостью железной дороги и относительной близостью к экватору, что позволяло выводить больше полезной нагрузки. В 1957 году с Байконура был запущен первый искусственный спутник Земли, что открыло человечеству космическую эру. А в 1961 году — ракета-носитель «Восток» с космическим кораблём «Восток-1», на борту которого находился Юрий Гагарин — первый человек в космосе. С тех пор Байконур стал главной площадкой для пилотируемых и коммерческих пусков нашей страны, но не единственной.

Уже в 1957 году началось строительство будущего космодрома Плесецк в Архангельской области. Изначально он был местом дислокации первого советского боевого соединения межконтинентальных баллистических ракет Р-7. Отсюда легко можно было достать до территории вероятного противника, а также удобно осуществлять испытательные пуски по полигону Кура на Камчатке. Однако уже в 60-х годах с Плесецка стали выводить на орбиту и спутники, главным образом военные. Самый северный космодром в мире оказался идеален для вывода аппаратов на полярную и солнечно-синхронную орбиты.

После того как Советский Союз прекратил своё существование, Байконур оказался на территории независимого Казахстана. И хоть мы продолжаем арендовать его до сих пор, возникла необходимость построить космодром на территории России. Им и стал Восточный.

Восточный

Из-за своего северного расположения Плесецк не может стать полноценным дублёром Байконура. Летать с него на МКС невозможно из-за неприемлемых потерь грузоподъёмности — более чем вдвое. Поэтому в 2007 году, едва страна окрепла после сложных десятилетий, Владимир Путин подписал указ о строительстве нового гражданского космодрома Восточный. Для него подобрали участок в Амурской области — оптимальный по той причине, что начальный участок траектории полёта ракеты-носителя не проходит над густонаселёнными районами России и над территориями иностранных государств. А самое главное — отсюда удобно выводить корабли на орбиту будущей российской станции РОС.

Однако строительство такого масштабного проекта в тайге оказалось непростой задачей. Доставка многотонных стальных конструкций осуществлялась по сложному маршруту — через Северный Ледовитый океан, а затем по рекам Амур и Зея. Несмотря на эти и другие трудности, в 2016 году с космодрома Восточный успешно стартовала первая ракета «Союз-2.1а» и вывела на орбиту несколько спутников. Всё было не напрасно. А вскоре началось строительство второй очереди — для ракет «Ангара». Именно её стартовый стол и был официально принят в эксплуатацию на этой неделе.

Инженерия

Стартовый стол это не просто стальная башня, а сложное инженерное сооружение. Именно оно удерживает ракету в вертикальном положении перед стартом и позволяет загрузить в неё топливо, а затем осуществить пуск, отражая раскалённые газы от двигателей в безопасном направлении. Конструкции приходится выдерживать колоссальный удар: одновременное сочетание высокой температуры, акустических волн, вибрации и давления реактивной струи. При этом системы удержания ракеты во время пуска должны работать с идеальной точностью — любое отклонение чревато риском потери дорогостоящей миссии и, что страшнее — жизни людей.

В огромный котлован сооружения залили 201 000 кубометров бетона. Сам стол «Ангары» весит 2000 тонн. Кабель-заправочная башня состоит из 30 крупногабаритных элементов, доставленных сюда по воде. В 2024 году произошла «проверка боем» — с нового комплекса осуществлён первый испытательный пуск тяжёлой «Ангара-А5». Успешный. А теперь государственная комиссия официально приняла стартовый стол в эксплуатацию. Но это ещё не конец.

В данный момент достраивается вторая очередь всего пускового комплекса космодрома и планируется строительство третьей. Напомним, что первая создана для ракет «Союз», вторая — для ракет «Ангара», а третья, по всей видимости, для многоразовых ракет «Амур», проектирование которых в данный момент ещё продолжается.

«Восточный» и новые ракеты позволят России вывести на орбиту станцию РОС и осуществлять к ней грузовые и пилотируемые миссии, а также отправлять межпланетные зонды по «быстрой» траектории, сократив время полёта в разы. И, что самое главное, подстраховать программу Байконура. А это особенно актуально в свете недавней там аварии.

Справимся!

27 ноября 2025 года с космодрома Байконур успешно стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая доставила на МКС очередной экипаж. Однако во время старта произошла нештатная ситуация — по какой-то причине, которую выяснит специальная комиссия, была повреждена кабина обслуживания — важная часть комплекса. В «Роскосмосе» подтвердили факт аварии и так как на данный момент другой площадки для запусков кораблей к МКС у нас нет, логистическая связь со станцией временно прервалась. Как мы уже говорили, с Плесецка летать к ней невозможно, на Восточном же пока нет необходимой инфраструктуры и космического корабля для «Ангары», поэтому с него выводят только спутники. Ситуация не из приятных, но это лишнее подтверждение того, как важно иметь резервирование.

Впрочем, ситуация не критическая. Смена экипажа на МКС запланирована лишь 14 июля 2026 года. У инженеров есть 8 месяцев на ремонт стартового комплекса Байконура. По некоторым данным уже нашлась резервная кабина обслуживания, которая станет донором запчастей для повреждённой, поэтому все шансы успеть в срок есть. Будем держать вас в курсе событий и пожелаем специалистам успеха. В любом случае — ввод в эксплуатацию стартового стола на Восточном — это важный этап укрепления суверенитета всей космической программы России. Многое ещё предстоит сделать, но нет сомнений в том, что мы справимся.

Далее — анонс и история спасения.

«Как известно, в России умеют производить сложные инженерные продукты — от вооружения до атомных электростанций и термоядерных установок. Но почему-то не могут создать современный автомобиль. В чём причина?».

Такой вопрос часто получаем от подписчиков. Все ждут простого односложного ответа и особенно назначения виновных. Но, как это часто бывает, реальность несколько сложнее и требует ответа комплексного.

Кто виноват в том, что в советское время основные финансовые и инженерные ресурсы страны были направлены в сферу обороны и космоса, а не в потребительский сегмент?

Кто виноват в том, что массовый платёжеспособный потребительский спрос начал формироваться в России только в нулевых годах, а бывшие советские автогиганты, едва пережившие 90-е, не успели его удовлетворить?

Кто виноват в том, что в 14-м и 22-м году мы обнулили сотрудничество с западными странами ради более высоких национальных приоритетов? И точно ли здесь уместно использовать слово «виноват»?

Все эти вопросы, а также БУДУЩЕЕ российского автопрома разбираю в свежем видео на своём авторском канале по адресу sponsr.ru/super.


Далее — о герое.

Время Человека

В Самарской области молодая пара с детьми решила срезать путь и переехать через железнодорожную насыпь, в результате чего их автомобиль застрял. Попытки выбраться самостоятельно не увенчались успехом, поэтому водитель сообщил о случившемся в полицию. На выручку незамедлительно выехал сотрудник Госавтоинспекции Шамиль Ханмагомедов. Ситуация усугублялась тем, что через десять минут в этом месте должен был пройти пассажирский поезд. Капитан, оценив ситуацию, развернул спасательную операцию и при помощи подоспевших работников станции, используя домкрат и другие инструменты, смог вытолкнуть автомобиль с опасного участка. Затем он отвёз семейство домой и тем самым предотвратил столкновение, а возможно, и гибель людей.

Удивительно, но Шамиль Ханмагомедов уже был героем нашего выпуска. В мае мы рассказывали, как он смог реанимировать пассажира с остановившимся сердцем и довёз его до больницы. А до этого спас замерзающего водителя в сломанной машине на трассе М-5 и помог доставить в роддом двух рожениц. Вот уж действительно настоящий, а не вымышленный герой.

Благодарим за службу и желаем успехов!


Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации