«Королевский слон». Зачем России новый Ил-100 и при чём тут Индия
В Ульяновске на заводе «Авиастар» начинается подготовка к производству нового военно-транспортного самолёта Ил-100. Каким он будет, зачем нужен и как эта новость связана с состоявшимся визитом Владимира Путина в Индию? Расскажем об этом, а также о новом герое недели в сегодняшнем выпуске после краткой сводки позитивных новостей.
Время новостей
Ракета-носитель «Ангара-1.2» успешно стартовала с космодрома Плесецк и вывела на орбиту спутники в интересах Министерства обороны.
На Средне-Невском судостроительном заводе спущен на воду очередной минный тральщик проекта 12700.
На заводе «Красное Сормово» заложен очередной сухогруз проекта RSD59.
В Москве открыта верфь для производства электросудов.
В Нижнем Новгороде стартовало серийное производство дизельного двигателя G 2.5.
В Самарской области — производство автомобильных комплектующих.
В Москве — производство фотонных интегральных схем.
В Московской области — производство базовых материалов для печатных плат.
В Омске — производство химической продукции.
«Руслан»
На этой неделе Владимир Путин посетил Индию с государственным визитом. Президенту России была оказана высшая почесть — премьер-министр Нарендра Моди встретил его у трапа. В ходе визита было подписано 29 совместных документов и совместное заявление двух лидеров, включающее 70 пунктов — от торговли до кооперации в Арктике, космосе и ядерной сфере. Однако детали самых интересных для нас договорённостей — в сфере военной и гражданской авиации пока не разглашаются, чтобы не навредить делу. Впрочем, по материалам индийской прессы и заявлениям официальных лиц можно примерно понять направление обсуждения.
В среду губернатор Ульяновской области Алексей Русских в ходе прямой линии с жителями региона сказал, что вскоре начнётся масштабное техническое перевооружение завода «Авиастар». Предприятие получает 46 млрд рублей из федерального бюджета на обновление станочного парка. Это позволит как нарастить выпуск уже производимых здесь Ил-76МД-90А, так и начать выпуск новой модели военно-транспортного самолёта Ил-100. Его позиционируют как замену знаменитому Ан-124 «Руслан» и в этом смысле выбор ульяновской площадки для производства вполне естественен.
Напомним, что одно из последних чудес инженерной школы СССР — тяжёлый транспортный самолёт Ан-124, способный перевозить груз массой 80 тонн на 7,5 тысяч километров, собирали на двух заводах — в Киеве и Ульяновске. После развала Союза выяснилось, что по отдельности продолжать выпуск пусть и выдающегося, но весьма дорого самолёта ни Украина, ни Россия не могут. К 1995 году производство остановилось, украинцы успели создать 17 машин, россияне — 33. Часть «Русланов» до сих пор эксплуатируются в России, а на заводе в Ульяновске освоен их ремонт. Но, конечно, уже давно стоит вопрос о необходимости создания современной замены. До сих пор он не решался из-за отсутствия двигателей, так как моторы Д-18Т в хорошие времена выпускались Запорожским моторостроительным заводом. Теперь же дело сдвинулось с мёртвой точки, и вот каким образом.
ПД-26
В 2016 году в России началась разработка первого в истории страны двигателя сверхбольшой тяги ПД-35. В 2024 году демонстратор двигателя прошёл первый этап испытаний на открытом стенде и подтвердил заложенные характеристики, выдав тягу в 37 тонн. В данный момент мотор проходит второй этап испытаний. Хотя самолёта под ПД-35 пока нет, полученные в ходе разработки технологии уже позволили открыть параллельную ветку: на основе газогенератора ПД-35 началось проектирование двигателя ПД-26 с тягой 26 тонн. И именно на нём полетит новый Ил-100 или как его пока неофициально называют — «Слон». Проектирование транспортника началось в 2016 году. По своим характеристикам он должен превзойти Ан-124 «Руслан», в частности по грузоподъёмности и дальности действия, хоть говорить о точных цифрах пока и преждевременно.
Да, о замене Ан-124 пишут уже много лет, но именно сейчас впервые проект получил шанс на реализацию, в связи с наработками по новым двигателям. Как известно, создание мотора является самой длительной и трудоёмкой инженерной задачей и мы её успешно выполняем. А то, что в Ульяновске уже сейчас стартует техническое переоснащение производства под выпуск новых самолётов, тоже свидетельствует в пользу скорого перехода работ в практическую плоскость.
Впрочем, сомнений в том, что российские инженеры справятся со своей работой нет, но актуальным остаётся та же проблема, которая убила производство Ан-124 — финансирование. Вот тут-то и выходит на доску «большой индийский Королевский слон».
Совпадение?
Чтобы самолёт выпускался большими партиями, мало спроектировать гениальную машину и построить современный завод. Нужно иметь на него заказчика и желательно не одного, а множество. Министерство обороны России при всём желании не может обеспечить заказами всю российскую промышленность сразу, приходится расставлять приоритеты. Поэтому каждый производитель стремится привлекать и иностранных заказчиков. Это позволяет расширить выпуск продукции, снизить её себестоимость и направлять больше средств на новые разработки. В этом вопросе Индия уже не раз приходила на помощь России и становилась крупным покупателем нашего вооружения. В частности, Индия в своё время приобрела 17 самолётов Ил-76МД, получивших там новое имя Gajraj или «Королевский слон». Но сегодня они уже в преклонном возрасте и, так как после начала конфликта России и Украины у индийцев возникли трудности с их обслуживанием, они закупили 11 американских транспортников Boeing C-17 Globemaster III. Вероятно, продолжали бы покупать и дальше, но в 2015 году производство этих самолётов было прекращено по той же причине, что и Ан-124 — не нашлось достаточного количества заказчиков.
Теперь Индия оказалась в непростой ситуации — парк «Королевский слонов» устарел ещё сильнее, С-17 уже не купить, а свой аналог создать не получается. Вот тут Россия и предложила совместное производство нового Ил-100, если верить индийской прессе. Это позволит индийцам обновить свой парк транспортников, а нам — развернуть массовое производство. Не берёмся утверждать, но, возможно, визит Владимира Путина в Индию и заявление губернатора Алексей Русских о подготовке к выпуску новой модели вовсе не совпадение. Как известно, Россия сделала и гораздо более щедрое предложение.
Ход слоном
Россия предложила индийским коллегам совместное производство самолётов Суперджет-100, Ил-114-300 и Су-57Э. Последнее особенно интересно, мы уже рассказывали о планах Индии закупить у нас 40 единиц Су-57 и ещё 100 построить совместно. Стимулом к тому стал недавний вооружённый конфликт с Пакистаном, в котором истребители Rafale французского производства, стоящие на вооружении ВВС Индии, показали себя не лучшим образом. Создать же собственный аналог пятого поколения после многолетних попыток так и не удалось. Поэтому до последнего времени стоял выбор между американскими F-35 и российскими Су-57. Администрация Байдена не горела желанием продавать свою топовую модель Индии, но Трамп сделал всё возможное, чтобы настроить против США как политическую элиту, так и простых индийцев. И дело даже не только в хамстве Трампа, но и в том, что F-35 это «самолёт по подписке». Его покупатель намертво привязывается к Lockheed Martin и Объединённому программному офису в Арлингтоне, через который проходят все обновления программного обеспечения и диагностические исправления. Это значит, что Вашингтон может одним нажатием кнопки превратить индийские F-35 в кирпичи. Тем более что такое уже было. После испытаний Индией своего ядерного оружия в 1998 году американцы наложили санкции, которые в том числе на несколько месяцев парализовали её палубную авиацию из-за запрета на поставки критических компонентов. Об этом никто не забыл и сейчас, когда Индия провозгласила технологический суверенитет своей национальной идеей, американские предложения потеряли свою привлекательность. Россия же давно встала на этот путь и предлагает совместный выпуск самолётов без каких-либо существенных ограничений.
На днях на нашем канале вышел репортаж с выставки Dubai Airshow 2025, где мы своими глазами наблюдали за битвой F-35 и Су-57 в арабском небе. Если пропустили, то обязательно посмотрите и многое станет понятным.
В любом случае подготовка к производству Ил-100 на ульяновском заводе это добрый знак. Хоть с индийцами, хоть сами, мы этот проект выполним, вопрос лишь в сроках. Будем следить за развитием событий и рассказывать в следующих выпусках. Далее — анонс, деловая рекомендация и история героя.
«Столица Ирана, 10-миллионный Тегеран, на грани эвакуации из-за засухи и дефицита воды. Столица Афганистана, Кабул, под угрозой полного расселения по тем же причинам. Усиливается дефицит в странах Средней Азии, а согласно свежему докладу о мониторинге водных ресурсов, человечество теперь расходует пресную воду быстрее, чем она восполняется в естественном цикле.
Россию, несмотря на солидные запасы, это тоже касается. Юг, а особенно новые регионы, продолжают страдать от нехватки воды. Притом, что Сибирь каждый год страдает от её избытка — паводки затапливают огромные территории.
Как тут не вспомнить про советский проект «поворота рек»? Уже вспомнили. В Российской академии наук инициируют обсуждение идеи с учётом новых технологий. Однако есть нюанс — в 80-е годы бурная общественная дискуссия вокруг этой темы стала прологом к краху Союза. Её, вообще, часто сопровождают подобные беды. Достаточно вспомнить, что ливийского лидера Каддафи свергли после начала строительства его «Большой рукотворной реки», а войне в Сирии предшествовала длительная засуха.
Тема водного дефицита весьма непростая и содержит много тайн. Разбираю применительно к России в свежем видео на своём авторском канале по адресу sponsr.ru/super».
Кондуктор
В 2025 году в России зафиксировано значимое достижение — рекордный уровень численности малых и средних предприятий, чьё количество перевалило за 6,7 млн. Это максимум за всю историю наблюдений и такие компании обеспечивают занятость уже 25 млн человек. Однако рано или поздно все подобные предприятия сталкиваются с проблемой грамотного планирования и контроля производства: когда записывать данные в тетрадку или электронную таблицу уже невозможно, а дорогие и громоздкие цифровые системы пока ещё не по карману. На этом месте многие теряют время и деньги в поисках подходящего решения.
Специально для облегчения жизни предприятий в России создана отечественная облачная система «Кондуктор». Она помогает автоматизировать основные процессы и объединить продажи, производство, закупки и склад в едином окне, а также рассчитывать себестоимость продукции и сдельную оплату труда. Установить её можно самостоятельно или с помощью специалиста, работает «Кондуктор» даже со смартфона, при необходимости интегрируется с маркетплейсами, хранилищами данных, складскими программами и мессенджерами.
Как результат — снижение простоев, срывов сроков производства, затрат на логистику и экономия времени и нервов персонала и руководителей. А главное — всё максимально просто и экономично.
Ознакомиться с российской системой «Кондуктор» и получить месяц использования в подарок можно по ссылке в описании этого ролика или по куар-коду, который вы видите на экране.
Далее — о героях.
Время человека
На прошлой неделе на Вьетнам обрушились рекордные дожди, которые вызвали разрушительное наводнение и привели к гибели более 90 человек. Но жертв могло быть и больше, если бы не российские туристы. Группа мужчин использовала лодки, чтобы добраться до затопленных домов, и в условиях сильного ливня, течения и холодной воды развернула целую спасательную операцию. Им удалось вызволить из смертельной ловушки около 30 человек, включая детей, а также домашних питомцев. Одновременно с этим другие туристы и участники русского сообщества развернули оперативный штаб и помогали снабжать пострадавших необходимыми продуктами и одеждой. А в одном из районов добровольцы даже организовали пекарню для нужд пострадавших, причём в ней рука об руку трудились граждане России, Белоруссии и Украины. Так совместными усилиями удалось внести заметный вклад в преодоление последствий страшного наводнения.
Благодарим за подвиг и желаем успехов!