Атомный «Сталинград». В России заложили нового ГИГАНТА
В России заложен очередной атомный ледокол проекта 22220, получивший гордое имя «Сталинград». Он пополнит и без того самую мощную ледокольную флотилию мира, сравниться с которой сегодня не в состоянии ни одно другое государство. Между тем американцы, отчаявшись в попытках построить хотя бы один собственный ледокол, обратились за помощью к Финляндии. Что у них может получиться и почему вообще Трампу потребовалось срочно догонять Россию? Расскажем об этом, а также о новом герое после краткой сводки позитивных новостей.
Время новостей
Очередная партия тяжёлых огнемётных систем ТОС-1А «Солнцепек» с модернизированной защитой от БПЛА поставлена в войска.
На Иркутском авиазаводе запущен новый производственный корпус.
Холдинг «СТАН» начал производство пятикоординатных шлифовальных комплексов для авиастроения.
Российская компания «Когнитивный пилот» разработала первого отечественного робота с искусственным интеллектом для экспресс-анализа сельхозземель.
Ростех начал серийное производство «умных» систем наблюдения для ударных дронов.
В Ульяновске запустили производство низкопольных автобусов.
В Калининграде — производство новой модели строительного самосвала.
В Москве — производство томографов.
В Южноуральске — производство электротехнической продукции.
Сделано у нас
5 декабря 1957 года в Ленинграде был спущен на воду первый в мире атомный ледокол. Он получил название «Ленин» и стал, вообще, первым в мире надводным судном с ядерной энергоустановкой. Уже в те годы перед страной стояла задача освоения Северного морского пути, через который пробиться без мощной ледокольной проводки было невозможно. 17 августа 1977 года атомный ледокол «Арктика» стал первым в истории надводным кораблём, достигшим Северного полюса. С тех пор наше превосходство стало неоспоримым и сохраняется до сих пор, ведь ни у кого в мире кроме нас нет атомных ледоколов.
Однако российские инженеры не стали долго почивать на советских лаврах. 21 октября 2020 года флот пополнил совершенно новый атомоход «Арктика» проекта 22220, ставший головным в серии. Красавец длиной 173 метра благодаря двум реакторным установкам РИТМ-200 преодолевает лёд толщиной до трёх метров. Он стал первым, и это было только начало. В данный момент помимо головного ледокола этого проекта в строю ещё три гиганта: «Сибирь», «Урал» и «Якутия». Два «Чукотка» и «Ленинград» — строятся, а «Сталинград» заложен только что. Кроме того, на судоверфи «Звезда» продолжается строительство головного ледокола «Россия» нового, ещё более мощного проекта 10510 «Лидер». Всего же у нас в строю 42 ледокола, включая неатомные. И по этому числу мы тоже на первом месте, у всех остальных стран вместе взятых — 41 ледокол в эксплуатации. Что не даёт покоя странам НАТО и особенно США.
Сделано у них
Есть люди, которые до сих пор убеждены, что американцы обладают лидерством во всех технологических сферах, а если где-то и отстали, то легко могут наверстать упущенное в короткие сроки. Конечно же, это миф. Ещё в 1984 году в США был опубликован доклад о необходимости срочно начать разработку и строительство новых, пусть и неатомных ледоколов. С тех пор прошло больше сорока лет и вот итог — в строю у американской Береговой охраны сегодня остался всего один дизель-электрический Polar Star 1976 года постройки и недавно купленное у частного владельца поддержанное вспомогательное судно Storis. Про него стоит рассказать подробнее, так как это очень поучительно. Изначально Storis назывался Aiviq и являлся судном для технического обеспечения шельфовой нефтедобычи. Но спроектировали его на редкость неудачно. Даже при небольшом волнении моря, вода захлёстывала корму и попадала в топливную систему, что выводило из строя двигатели. Однажды судно буксировало нефтяную платформу и попало в шторм, трос оборвался, платформу унесло и разбило о скалы, а сам Aiviq потерял ход из-за поломки двигателей. После этого нефтяники отказались от его услуг, а владелец начал искать ему нового покупателя и в итоге нашёл в лице Береговой охраны США. К её чести нужно сказать, что она до последнего отказывалась покупать это непригодное ни к чему корыто, но бывшая компания-владелец смогла пролоббировать через Палату Представителей продажу и вынудило Береговую охрану купить злосчастный Aiviq. Теперь судно перекрасили, сменили имя, чтобы смыть старый позор, но что делать дальше — не знают, к реальной работе оно не приспособлено.
Впрочем, нельзя сказать, что американцы не пробуют решить проблему. Вот вам ещё одна поучительная история.
Не сделано у них
В свой первый президентский срок Дональд Трамп громко объявил о том, что остывание будет преодолено и запустил программу по строительству трёх новых крупных неатомных ледоколов Polar Security Cutter. По сравнению с нашими атомными гигантами, они в полтора раза меньше по габаритам и водоизмещению. Но это лишь в теории, на практике, спустя 6 лет ни один из них даже не начали строить, зато стоимость проекта выросла в несколько раз. Оказалось, что, даже взяв за основу немецкий проект Polarstern II, переработать его в нечто пригодное не получается. Процесс затянулся из-за ошибок в моделировании, а потом оказалось, что в США разучились работать со специальными прочными сплавами стали. Теперь по самым оптимистичным прогнозам головной ледокол будет готов к концу десятилетия, но в это мало кто верит.
В свой второй срок Трамп публично заявил, что теперь уж точно отставание от России будет преодолено и распорядился построить сразу 48 ледоколов. Но потом признал, что своими силами этого сделать не получится, поэтому подписал с Финляндией меморандум, согласно которому та построит для США четыре ледокола, а потом научит строить их на американских верфях. Заметим, что и в этом случае речь идёт про неатомные ледоколы, поэтому как Трамп собрался догонять Россию пока не совсем понятно. Ведь и Россия не останавливается на достигнутом. Помимо гражданских, мы строим и военные ледоколы. Один такой — патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин» проекта 23550 недавно был принят в состав флота и провёл первые учебные артиллерийские стрельбы в условиях Арктики.
Теперь основной вопрос — зачем нам и американцам столько ледоколов?
Первопричина
С Россией всё понятно — мы обладатели самой большой арктической территории и ледоколы необходимы для проводки караванов судов через льды Северного морского пути. Это позволяет снабжать наши арктические города, а также зарабатывать на транзите грузов из Азии в Европу. С каждым годом грузооборот Севморпути растёт, даже несмотря на санкции. Но зачем ледоколы американцам?
Конечно, они хотят иметь возможность вместе с блоком НАТО вести с нами войну в арктическом регионе. Но полагаем, что главная цель иная. Американцы буквально влетают в собственный нефтяной кризис. Добыча нефти после прохождения сланцевого пика уже в среднесрочной перспективе предсказуемо снижается. Это имеет огромный политический риск. Сейчас США удерживают лидерство в добыче, опережая и Саудовскую Аравию и Россию. Но как только она снизится, штаты будут сильнее зависеть от других крупных игроков и не смогут так свободно манипулировать ценами и санкциями. А стоимость бензина на заправках в США традиционно остаётся одним из важных факторов внутриполитической борьбы. Поэтому добычу нужно если не наращивать, то хотя бы не дать ей обрушиться. Вот тут и пригодятся ледоколы, чтобы распечатывать шельфовые месторождения. Процесс уже запущен.
Команда Трампа предложила впервые спустя несколько десятилетий выдать ряд лицензий по освоению нефтяных месторождений на шельфах в разных концах страны, в том числе по всей протяжённости побережья Аляски. Ранее администрация Байдена наложила запрет на подобное бурение из природоохранных соображений, но теперь политический вектор сменился, да и деваться, прямо говоря, некуда. Вот главная причина лихорадочного стремления президента США любыми способами заполучить флот ледоколов. Можем только посочувствовать — дело это не быстрое и не простое.
Хотя почему, мы должны ему сочувствовать? Россия в ходе памятной встречи на Аляске, судя по всему, предлагала использовать свои ледоколы в совместных проектах. Как на нашей территории, так и на территории США. Но, видимо, какие-то факторы пока такое сотрудничество блокируют. Что ж, мы продолжим свою работу, благо делать её умеем быстро и профессионально, а остальное для нас не так уж и важно.
Будем держать вас в курсе событий в следующих выпусках.
Далее анонс и история спасения.
«Всю неделю наша команда работала на крупнейшем Дубайском авиашоу, чтобы показать вам новейшие образцы российской техники, завораживающие полёты наших лётчиков и реакцию иностранцев на них. Это, действительно, самое масштабное мероприятие авиакосмической тематики в мире, и Россия традиционно стала его главным украшением.
Совсем скоро на каналах «Время — вперёд!» мы представим вам подробный репортаж с выставки, но пока материалы готовятся, вы можете уже посмотреть сюжет с самыми первыми субъективными впечатлениями и эксклюзивными кадрами на моём авторском канале «Это же Супер!» по адресу sponsr.ru/super»
Далее — о герое.
Время Человека
В Кузнецке сотрудник МЧС подполковник Руслан Салиев ехал с супругой по городу и вдруг заметил какое-то оживление на тротуаре. Группа людей трясла ребёнка, который как потом стало понятно, подавился леденцом. Руслан немедленно остановился и бросился на помощь. Девочка в тот момент уже посинела и не дышала, рядом кричала от ужаса её мать. Ещё одна прохожая девушка подоспевала по помощь. Руслан начал проводить реанимацию, пытаясь освободить дыхательные пути ребёнка. В какой-то момент казалось, что ничего не получается, но вот после очередного толчка из горла маленькой Мадины выскочил леденец и она сделала первый вдох. Опасность миновала, на всю операцию ушло меньше минуты. Но если бы не помощь Руслана, случилась бы беда.
Руслан Маратович Салиев работает в пожарной охране уже 24 года. В тот день он должен был ехать по другой дороге, но поехал по той, где без него бы не обошлись. Благодарим за подвиг и желаем успехов!