Ядерный ответ Путина: Россия вышла из сделки по плутонию с США
Россия вышла из договора с США по утилизации оружейного плутония и в этот же день провела тренировку стратегических ядерных сил. В воздухе повеяло знакомым ветерком Холодной войны, ведь практически все базовые соглашения о контроле над ядерным оружием эпохи Разрядки утратили свою актуальность. Впрочем, Россия умеет извлекать пользу даже из кризисных ситуаций. Разберём этот сюжет, а также расскажем про нового героя недели после краткой сводки позитивных новостей.
Время новостей
Специалисты компании «Яковлев» изготовили второй опытный образец учебно-боевого самолёта Як-130М.
В Челябинске запустили серийное производство первого в России ратрака.
Завод «Промтрактор» запустил производство ЧЕТРА Т45 — самого мощного серийного бульдозера в России.
В Свердловской области — литейное производство.
В Московской области — производство стройматериалов.
В Хабаровском крае — крупный завод по производству фанеры.
В Перми — производство пластиковых труб.
В Ростове-на-Дону — производство цинковых белил.
Российские студенты завоевали 13 золотых медалей на Международной олимпиаде по химии в Туркменистане.
Конец эпохи
В среду 22 октября Совет Федерации денонсировал межправительственное соглашение России и США об утилизации оружейного плутония и в этот же день состоялась полномасштабная тренировка стратегических ядерных сил. В её ходе осуществлены пуски межконтинентальных баллистических ракет «Ярс» и «Синева», а также и крылатых ракет воздушного базирования. Ракеты поразили назначенные цели на полигоне, подтвердив способность России нанести ядерный удар — в этом никто и не сомневался. А вот денонсация плутониевой сделки событие хоть и ожидаемое, но сравнимое по накалу страстей с остросюжетным триллером, который пока ещё отнюдь не завершён. Взгляните сами.
В 90-е годы после развала СССР отношения России и США теплели на глазах. Казалось, нам больше нечего делить и мы приступили к взаимной ликвидации ядерного наследия Холодной войны. Был подписан договор СНВ-1, ратифицирован нами Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, а также начало действовать соглашение ВОУ-НОУ согласно которому мы переработали 500 тонн оружейного (высокообогащённого) урана в ядерное топливо и отправили его в США для снабжения их АЭС. Но кроме урана и у нас и у американцев оставались значительные запасы оружейного плутония, добытого из старых боеголовок, попавших под программу сокращения. И если уран достаточно просто превратить в топливо, то с плутонием этот фокус провернуть и сложнее и дороже. В результате долгих переговоров, стороны всё же решили утилизировать по 34 тонны оружейного плутония и зафиксировали это в договоре, который был подписан в 2000 году. Однако выполнить его оказалось не так-то просто и вот почему.
Договор
Сейчас может показаться, что в 90-е и мы и американцы простодушно сокращали ядерные арсеналы, полагаясь на вечную дружбу. Но на самом деле и мы и они прагматично избавлялись от излишков, ведь накопленные запасы того же плутония позволяли уничтожить всё живое на планете несколько раз. И при этом на их содержание требовались огромные средства. Отсюда и исходили все инициативы по сокращению ядерного оружия. Однако на плутонии мы все споткнулись, ведь в момент подписания договора не существовало ни заводов по производству из него топлива, ни атомных электростанций, способных такое топливо эффективно потреблять. Поэтому мы договорились, что каждый из нас должен построить такие заводы и АЭС на своей территории. Причём Россия имела небольшое преимущество, так как лидировала в технологиях реакторов на быстрых нейтронах, которые как раз идеально подходили для использования переработанного плутониевого топлива.
Свою часть сделки мы выполнили достойно — в 2015 году запустили на мощностях Железногорского горно-химического комбината в Красноярском крае промышленное производство смешанного уран-плутониевого топлива или как его называют МОКС-топлива. А в следующем году запустили на Белоярской АЭС новейший ректор на быстрых нейтронах БН-800 — до сих пор самый мощный реактор этого типа в мире.
Американцы же со своей задачей не справились. Возводить завод по производству МОКС-топлива на площадке «Саванна-Ривер» они начали, но вскоре стоимость проекта возросла с 2,7 млрд долларов до 7,7 млрд долларов. Для сравнения — мы свой завод построили всего за 240 млн долларов. Вскоре американцы и вовсе признали, что переоценили свои силы и свернули стройку. А вместо переработки оружейного плутония в топливо, как было предусмотрено договором, решили просто закапывать его в землю. Что не устраивало уже нас, ведь это прямое нарушение контракта и, по сути, обман, так как захороненный плутоний в будущем можно будет извлечь и снова использовать в военных целях. Поэтому в 2016 году президент Владимир Путин приостановил действие договора, в 2025 — Россия из него полностью вышла.
Но это было только начало.
Обман
Несмотря на разрыв соглашения, эта история ещё далека от завершения, ведь плутоний никуда не делся. Однако времена и приоритеты изменились. К 2024 году американцы полностью демонтировали остатки недостроенного завода в «Саванна-Ривер» и начали строить на его месте фабрику по производству зарядов из оружейного плутония. Вот так, миролюбивая инициатива эпохи 90-х превратилась в свою полную противоположность.
Но зачем США новый завод, если оружейного плутония у них и без того с запасом на пару апокалипсисов?
Дело в том, что, вероятно, плутоний не сохраняет свою расчётную критическую массу на протяжении десятилетий хранения в арсеналах. Поэтому, какого реальное состояние боеголовок, собранных во времена Холодной войны, никто с точностью сказать не может. Вот почему в целях модернизации ядерного оружия необходимо постоянно производить новые плутониевые сердечники для боезарядов.
Но что же делать со старыми запасами, которые уже списаны из арсеналов? В частности, с теми 34 тоннами, которые хотели утилизировать? Американцы до сих пор не знают. На этой неделе Минэнерго США заявило о намерении передать 19 тонн оружейного плутония частным компаниям для использования в качестве топлива, необходимого для питания дата-центров. Но как это сочетается с договором о нераспространении ядерного оружия и откуда у частных компаний технологии по переработке такого плутония — пока загадка. Поэтому вопрос подвешен в воздухе. А вот у России никаких вопросов давно не осталось.
Прорыв
Несмотря на прямой обман в ситуации с плутонием со стороны американцев, Россия развернула её себе на пользу. С самого начала мы нацелились на добросовестное выполнение договора и как я сказал выше, построили и завод топлива, и реактор БН-800, ведь увидели в этом направлении огромный потенциал. Наплевать по большому счёту на утилизацию оружейного плутония, эксперименты с созданием МОКС-топлива и быстрых реакторов сулили нам открытие новой эры атомной энергетики замкнутого цикла. А это решение энергетических проблем человечества на тысячи лет вперёд! Американцы быстро поняли, что совершили ошибку и в рамках того самого договора по плутонию наложили на работу нашего передового БН-800 ряд жёстких ограничений. Но нас было уже не остановить. В 2016 году, когда Владимир Путин приостановил действие соглашения, атомщики выдохнули и с двойным усердием продолжили эксперименты. В сентябре 2022 года реактор блока № 4 на БН-800 впервые был выведен на полную мощность, будучи полностью загружен инновационным смешанным оксидным уран-плутониевым МОКС-топливом — никто в мире этого пока не повторил. В данный момент ведётся подготовка к строительству ещё более мощного быстрого ректора БН-1200М, уже не исследовательского, а первого коммерческого. Этим летом на Горно-химическом комбинате в Железногорске запустили вторую очередь Опытно-демонстрационного центра по переработке облучённого ядерного топлива. И сделали многое другое для приближения замыкания ядерного топливного цикла, о чём мы уже рассказывали и ещё расскажем в наших выпусках.
Таким образом, несмотря на обман американцев, Россия смогла извлечь реальную пользу из договора об утилизации плутония и стать мировым лидером в технологиях реакторов на быстрых нейтронах, а также уверенно движется к замыканию топливного цикла. Если же вспомнить сделку ВОУ-НОУ по переработке российского оружейного урана и поставках топлива в США, то и она имела для нас долгосрочные положительные последствия. Ведь своими поставками мы, фактически, на десятилетия заблокировали развитие собственной американской отрасли по переработке урана и теперь 25% атомной генерации США зависят от российского ядерного топлива. Так что смеётся тот, кто смеётся последним.
Впрочем, партия ещё не доиграна до конца, поэтому будем держать вас в курсе событий.
Далее анонс, поздравление и история героя.
«Спецпредставитель президента России и главный переговорщик с США Кирилл Дмитриев активно продвигает идею строительства подводного тоннеля между нашим берегом и Аляской. Самой идее уже больше ста лет, а мы разбирали её в проекте „Время — вперёд!“ ещё в 2019 году.
За это время технологии шагнули далеко, и построить тоннель или мост через Берингов пролив технически возможно. Но что с одной, что с другой стороны — тысячи километров безлюдной тундры вокруг, а значит, необходимо строить ещё и новые железные дороги, электростанции и другие объекты, что в разы увеличивает стоимость проекта.
Кроме того, по новому пути нужно что-то возить, а значит, предстоит возвести ещё и новые предприятия по добыче полезных ископаемых вдоль магистрали, а с ними новые города и посёлки. В итоге вырисовывается колоссальный проект, а жизнь учит — чем масштабнее замысел, тем ниже шансы на его реализацию.
Так зачем Дмитриев продвигает малореализуемую идею?
В большой политике ничего не делается просто так. Главная задача российской информационной кампании — взлом мозга американского обывателя. Каким образом и для чего — рассказываю в свежем выпуске на своём авторском канале по адресу sponsr.ru/super».
Поздравляем!
В последнее время социальные сети заполнили посты иностранцев, восхищающихся состоянием наших городов и безопасностью улиц. Это совсем не похоже на тот образ мрачной и депрессивной России, который рисует западная пропаганда. Наиболее яркие эмоции блогеров вызывает московский метрополитен, особенно на контрасте с метро их родных городов. Наши станции больше похожи на музейные галереи, а не на общественную инфраструктуру, а точность соблюдения расписания составляет 99,9% — лучший показатель в мире.
Удивляются иностранцы и уровню безопасности Московского метро и количеству новых поездов — темпы обновления подвижного состава у нас выше чем в Европе и Америке. В 2030 году доля новых поездов будет составлять около 90%.
В этом году Московскому метрополитену исполнилось 90 лет, с чем мы искренне поздравляем всех работников и ветеранов комплекса, а так же желаем новых достижений и побед!
Далее — о герое.
Время Человека
В Новосибирске прохожий вышел на лёд озера Спартак и провалился в воду. Выбраться из такой ловушки самостоятельно без специального навыка почти невозможно, а пострадавший ещё и оказался пьяным. На выручку пришёл очевидец, который бросил утопающему верёвку. Однако в одиночку вытянуть его сил не хватало. К счастью, на крики о помощи прибежал 61-летний Виктор Михайлов, который сам бросился в полынью и помог вытолкать мужчину на твёрдый лёд, после чего тот пришёл в себя и, отказавшись от помощи, продолжил свой путь домой.
Виктор Михайлов занимается моржеванием более 30 лет. После 50 лет окончил медучилище, сдал экзамены на спасателя, организовал эко-проект по очистке озера Спартак, открыл базу отдыха и дежурит на ней, оказывая помощь людям, а также проводит соревнования по зимнему плаванию в Новосибирске.
Благодарим за подвиг и желаем успехов!