№ 37 Анна Лихота (Ганна Мельничка)
Нечасто бывает, что даже после брака женщина осталась с родовым прозвищем отца, а не мужа. Но у Ганны Мельнички получилось. Именно ее дед Тихон значится владельцем дома № 37, зажатым между Невойтами и Лозко-Беланами. Что уже вызывает вопросы. Центральная часть села, заселенная давным-давно, где изначально большие участки делись постепенно между потомками. Там просто не могло быть ситуации, чтобы вклинился кто-то чужой со стороны. Но факт остается фактом — никто из соседей близкой родней Тихону не являлся. Долгое время эта история была для меня загадкой. Но потом паззл начал складываться.
Началось все с книги Автора, где в воспоминаниях его отец рассказывает про род «Бенды»: «Мой дед прослужил в армии 25 лет, пришел из армии, его никто не узнал, женился, и родилось еще 4 дочки. В армии он научился читать и писать, поэтому его поставили объездчиком, поэтому материнский род назвали объездчиками, а потом стали называть бендами». (перевод и адаптация текста — мои). Как это часто бывает, в семейный легендах, передающихся устно, часть информации — правда, а другая часть — домыслы. Пропорции могут быть разными.
Сколько служит Петр Шинкарь в армии — пока не знаю, но в 1858 году он женится первый раз в звании унтер-офицера, отпущенного по билету. И затем еще 8 лет никаких упоминаний о нем нет. А вот начиная с 1865 он в селе уже постоянно. После смерти первой супруги женится второй раз в 68 году (в статусе отставного солдата). В этом браке, который был вторым для обоих, но дети от первых браков не выжили, рождается 8 девочек. Выживут и останутся в селе 5. Старшая дочь Татьяна станет женой Андрея Дворака. И именно эта ветвь продолжит носить прозвище Бенды даже во времена моего детства, спустя более ста лет после смерти объездчика Петра Шинкаря. К слову, у меня пока нет никаких данных, подтверждающих, что он действительно трудился на этой должности. Быть может, прозвище пошло потому, что он занимался объездкой лошадей?.. Но вернемся к наследницам героя рассказа.
Младшая дочь Екатерина станет бабушкой Автора, а вот средняя сестра — Ирина — выйдет замуж за Тихона Мельника. Причем это произойдет через два месяца после смерти отца невесты, когда две старшие сестры уже замужем и живут отдельно, а две младшие еще даже не подростки. Без мужских рук в селе никак. И Тихон приходит жить к жене и теще. Впрочем, возможно, он стал жить здесь позже, после смерти тещи. Как бы то ни было, с 1912 года именно он и его потомки жили на дворе № 37.
И либо на этом месте было две вотчины — Шинкарей и Невойтов. Либо одна. Ведь жена Филимона Невойта, Феодосии, чьи потомки жили по правую сторону от Ганны Мельнички, была родной старшей сестрой Петра-объездчика. А живущие на этом месте в середине 60-х их потом Александр и Анна приходились друг другу четвероюродными братом и сестрой, о чем, конечно, вряд ли знали. С тем количеством родственников, что было в то время, даже троюродных не всегда считали близкой родней.
UPD
В 1877 в записи о рождении Ирины Петр действительно указан как объездчик и отставной рядовой. Права была легенда.