ГЛАВНАЯ НАЦИСТКА ТРЕТЬЕГО РЕЙХА.

Она 11 лет возглавляла Национал-социалистическую женскую организацию (Nationalsozialistische Frauenschaft, NSF). В этом подразделении нацистской партии в 1938 году состояло два миллиона человек или 40% всех германских нацистов. Для сравнения: у рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера никогда не было в подчинении больше миллиона человек. Казалось бы, она должна была быть одним из самых влиятельных вождей нацистского государства, но, на ее беду, Гитлер был ярым сексистом и приверженцем старого германского принципа трех К — Kinder, Küche, Kirche (Дети, Кухня, Церковь) как сферы деятельности женщин. В результате главную нацистку не приглашали на обсуждение даже второстепенных вопросов политики рейха, вся ее деятельность ограничивалась исключительно возглавляемой ею организацией, которая пыталась беспрекословно выполнять указания сверху.

Штандарт рейхсфрауенфюрерин.
Штандарт рейхсфрауенфюрерин.

Уверен, что о ее существовании большинство читателей узнает из этой статьи. При рождении 9 февраля 1902 года в городе Адельсхайм в Бадене ее звали Гертруда Тройш. Ее отец был землемером и умер, когда ей было восемь лет. Во время Первой мировой войны она добровольно временно оставила школу и пошла работать на железнодорожную станцию. Затем работала учительницей и журналисткой. В 1921 году она вышла замуж за учителя Ойгена Клинка и взяла его фамилию. У них родилось четверо детей. Старший сын Эрнст позже воевал в дивизии СС «Адольф Гитлер», был ранен вначале под Мариуполем, а затем на Курской дуге, стал инвалидом. В ФРГ он прославился как историк с пронацистскими взглядами, который в своих трудах восхвалял войска СС и отрицал их военные преступления. Умер в 1994 году. Второй сын Ганс служил унтерштурмфюрером в 102-м танковом батальоне СС.

Гертруда Шольц-Клинк.
Гертруда Шольц-Клинк.

Ойген Клинк был таким активным нацистом, что умер от сердечного приступа прямо во время выступления на митинге в Офенбурге. Его жена и раньше помогавшая ему в партийных делах, 1 марта 1930 года вступила в нацистскую партию. В этом же году она возглавляет пронацистскую организацию Немецкий женский орден (Deutschen Frauenordens (DFO) в Бадене. Когда в октябре 1931 года вместо DFO создается Национал-социалистическая женская организация как подразделение нацистской партии, Гертруда Клинк возглавляет ее структуры в Бадене, а затем создает их в Гесене.

В 1932 году она выходит замуж за сельского врача Гюнтера Шольца. После присоединения фамилии второго мужа к фамилии первого она становится Гертрудой Шольц-Клинк и под этим именем входит в мировую историю. 24 февраля 1934 года она становится главной нацисткой Третьего рейха — рейхсфюрерин NSF. Но это еще не вершина ее карьеры. В июне она возглавляет женскую лигу немецкого Красного креста, в июле — женское бюро Немецкого трудового фронта (новых нацистских профсоюзов), организует выпуск бесплатного журнала «Женщина на работе» (Frau am Werk). Гитлеру очень нравилось, что на их встречах она признавала доминирование мужчин во всех сферах и обещала пропагандировать это во всех своих организациях. Так она заявила: «Миссия женщины — быть хранительницей своего дома, а ее профессия — отвечать нуждам мужчины с первого момента его жизни и до последнего момента его существования». В итоге в ноябре он назначает ее руководителем всех имперских женщин (Reichsfrauenführerin). Формально у нее в подчинении была половина населения Третьего рейха.

До начала Второй мировой войны главной задачей NSF была максимальное повышение рождаемости. При этом Гитлер поставил абсолютно нереальную задачу: удвоение населения каждые 20 лет. Выходит закон «О поощрении брака» в соответствии с которым новобрачным давался заем 1000 марок и при рождении каждого ребенка списывалось 250 марок. Однако это не было очень большой суммой, учитывая, что средняя зарплата рабочего составляла 130 марок и к тому же для получения займа жена должна была уволиться с работы. По всей стране открылись бесплатные родильные дома. Не были забыты и моральные стимулы повышения рождаемости. 16 декабря 1938 года Гитлер учреждает государственную награду — Почетный крест немецкой матери. За 4-5 детей вручался бронзовый крест, за 6-7 детей — серебряный, а за 8 и более — золотой. Члены Гитлерюгенда и Союза немецких девушек были обязаны приветствовать обладательниц этих крестов.

Почетный крест немецкой матери.
Почетный крест немецкой матери.

Трудно осуждать Гертруду Шольц-Клинк за то, что она боролась за повышение рождаемости. Но тут надо учесть, что все эти меры касались только здоровых чистокровных немок и не распространялись на национальные меньшинства и на женщин с тяжелыми физическими и психическими недугами. Кроме того параллельно она решала другую задачу — пропаганда национал-социализма среди женского населения. Выполнять две главные задачи одновременно рейхсфюрерин помогали школы матерей (Mütterschule) и школы невест (Bräuteschule). Школы матерей были краткосрочными курсами по обучению ухода за детьми и их было около 53000, где обучались перед войной 1,14 миллиона женщин. Школ невест было 32 и обучение там продолжалось шесть недель. Кроме ухода за детьми, там учили готовить, вести домашнее хозяйство, а после начала войны еще и гладить форму мужей и чистить их оружие. Также воспитаницы изучали немецкие народные песни, танцы, сказания и легенды.

Рейхсфюрер СС Генрих Гимлер и рейхфрауенфюрерин Гертруда Шольц-Клинк в августе 1943 годе.
Рейхсфюрер СС Генрих Гимлер и рейхфрауенфюрерин Гертруда Шольц-Клинк в августе 1943 годе.

Общим в обеих школах было то, что при поступлении туда немки приносили клятву верности Адольфу Гитлеру и брали обязательство воспитать детей в национал-социалистическом духе. В школах в обязательном порядке изучали книгу Гитлера «Моя борьба», расовую теорию и документы нацистской партии, много внимания уделялась пропаганде антисемитизма. Рейхсфюрерин никогда не отклонялась от линии партии и еще в 1933 году произнесла речь, где были такие слова: «В течение четырнадцати лет вы, товарищи по партии, плечом к плечу сражались на коричневом фронте против евреев — смертельных врагов немецкого народа, вы разоблачали еврейскую ложь и избегали еврейских магазинов. Ни единого пенни для еврейского бизнеса, ни одного еврейского врача, ни одного еврейского адвоката для немецкой женщины или семьи! Женщины, не недооценивайте ужасную серьезность этой решающей борьбы. Еврей хочет привести к уничтожению немецкий народ, но мы придем к уничтожению евреев».

Митинг Гитлерюгенда 13 февраля 1939 года в берлинском Дворце спорта. На снимке слева направо: рейхсфрауенфюрерин Гертруда Шольц-Клинк, рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, заместитель Гитлера Рудольф Гесс, рейхсюгендфюрер Бальдур фон Ширах и обергебитсфюрер Артур Аксман.
Митинг Гитлерюгенда 13 февраля 1939 года в берлинском Дворце спорта. На снимке слева направо: рейхсфрауенфюрерин Гертруда Шольц-Клинк, рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, заместитель Гитлера Рудольф Гесс, рейхсюгендфюрер Бальдур фон Ширах и обергебитсфюрер Артур Аксман.

Для придания популярности школам невест Шольц-Клинк добилась решения о том, что все эсэсовцы и партийные функционеры могут жениться только на девушках, окончивших эти школы. Когда Гитлер пожаловался на то, что по-прежнему много девушек поступают в университеты, хотя работа в медицине, юриспруденции и на гражданской службе им была запрещена, рейхсфюрерин сразу предложила принять закон о том, что девушки могут сдавать экзамены в университеты только после окончания школы невест. Таким образом они теряли год и поступить становилось труднее — забывались знания, полученные в образовательной школе. Также было введено ограничение числа студенток.

В ноябре 1936 года Шольц-Клинк была награждена Золотым почетным знаком НСДАП (нацистской партии). Им награждались те, кто состоял в партии с 1925 года, но ее наградили по личному указанию Гитлера за выдающиеся заслуги перед партией. В следующем году с ней развелся муж, которому надоела еe партийная деятельность. К счастью, никаких последствий для него это не имело. Обратите внимание: Шольц-Клинк в 1934 году стала рейхсфюрерин имея четырех детей, самому старшему из которых было 11 лет. За время руководства NSF она успела написать около 50 книг и брошюр и при этом еще находила время на борьбу с Гитлерюгендом, пытаясь отобрать у него Союз немецких девушек и переподчинить его себе.

Слева направо: Ольга Бьонер, глава норвежской женской организации национал-социалистов, рейхсфрауенфюрерин Шольц-Клинк, жена японского посла Осимы Хироси, лидер испанских женщин Пилар Примо де Ривера и маркиза Ольга Медичи дель Васчелло (лидер фашистской женской организации Италии), 1941 год.
Слева направо: Ольга Бьонер, глава норвежской женской организации национал-социалистов, рейхсфрауенфюрерин Шольц-Клинк, жена японского посла Осимы Хироси, лидер испанских женщин Пилар Примо де Ривера и маркиза Ольга Медичи дель Васчелло (лидер фашистской женской организации Италии), 1941 год.

В 1938 году после присоединения Австрии к рейху она едет туда, выступает перед руководителями местных женских организаций, рассказывая им как хорошо живется женщинам в Германии, особенно если они состоят в нацисткой партии, и организует их поглощение. В следующем году она посещает Великобританию, где вся местная пресса принимает ее за влиятельную особу и называет ее «идеальной нацистской женщиной». Также она посещала с официальными визитами Данию и Швецию, несколько раз встречалась в Италии с Муссолини. С началом войны появляются и новые задачи NSF — подготовка медсестер для ухода за ранеными, а после и так называемая «зимняя помощь» — сбор теплых вещей для солдат на фронте, служба в местной ПВО.

Гертруда Шольц-Клинк на встрече с женщинами Люксембурга 21 октября 1941 года.
Гертруда Шольц-Клинк на встрече с женщинами Люксембурга 21 октября 1941 года.

Несмотря на все это Шольц-Клинк сумела обустроить и свою личную жизнь и 6 декабря 1940 года ее третьим мужем становится обергруппенфюрер СС Август Хайсмайер. За год до этого он похоронил свою жену и остался с шестью детьми. Он вступил в нацистскую партию еще в 1925 году и тоже имел Золотой почетный знак НСДАП, а в рядах СС был с 1930 года. Одно время ему подчинялись все структуры СС в Берлине. В феврале 1936 года он стал генеральным инспектором школ NAPOLA, а в 1937 году и школ Адольфа Гитлера. Целью этих школ было создание элиты соответственно СС и НСДАП. В школы NAPOLA принимали с 10 лет, а в школы Адольфа Гитлера с 12. Главным в них было выработка у учеников национал-социалистического мировозрения. Также много времени уделялось занятиям спортом. Соответственно общеобразовательные предметы ученики этих школ изучали очень поверхностно. Поэтому после окончания школы выпускники получали не аттестат с оценками, как в обычных школах, а диплом, который давал право поступления в университет без экзаменов. Также Хайсмайер с 1936 года возглавлял Имперский союз многодетных семей.

Другой сферой деятельности Августа Хайсмайера были концентрационные лагеря. 9 ноября 1939 года он был назначен заместителем главного инспектора концентрационных лагерей Теодора Эйке. Так как последний в то время занимался в основном командованием только что созданной дивизией СС «Мертвая голова», то фактически концлагерями управлял до 31 июля 1940 года Хайсмайер. Именно в этот период в оккупированной Польше и был создан крупнейший лагерь смерти Аушвиц и целый ряд других.

Гертруда Шольц-Клинк и Август Хайсмайер со своими детьми в 1940 году.
Гертруда Шольц-Клинк и Август Хайсмайер со своими детьми в 1940 году.

Познакомились будущие супруги 23 августа 1940 года, когда вместе посетили женский концентрационный лагерь Равенсбрюк. Тогда у СС возникла проблема: эсэсовцы массово вступали в сексуальные контакты с женщинами-заключенными среди которых подавляющее большинство составляли славянки и еврейки, а это было преступлением по законам Третьего рейха, подрывало дисциплину и мешало несению службы. Рейхсфюрерин сумела в кратчайшие сроки открыть здесь школу женщин-надзирательниц, которую до конца войны окончили около 3500 немок. Таким образом Шольц-Клинк не только была хорошо осведомлена о наличии концлагерей, но и способствовала совершающимся там преступлениям.

Между тем все больше немцев отправлялось в окопы и не всегда удавалось их заменить военнопленными и жителями оккупированных территорий и если раньше NSF и другие структуры рейхсфюрерин агитировали женщин сосредоточить все свои усилия только на семье, то теперь призывали точно к противоположному — идти работать, заменив ушедших на фронт мужчин. При этом Шольц-Клинк не забывала и о демографии и в июне 1944 года в берлинской клинике «Шарите» родила сына, который стал одиннадцатым ребенком в их нацистской семье. Конец войны супруги встретили в Берлине, предварительно отправив детей на запад Германии.

Обергруппенфюрер СС Август Хайсмайер. 
Обергруппенфюрер СС Август Хайсмайер. 

Хайсмайеру было приказано оборонять берлинский район Шпандау при помощи фольксштурма и учеников местной школы NAPOLA. Произнеся пламенную речь перед ними о необходимости сражатся до последней капли крови, он бежал на запад после легкого ранения в лицо. Однако далеко уйти не смог и попал в советский лагерь для военнопленных. На его счастье, он успел переодеться в гражданскую одежду, а ранение помогло 48-летнему обергруппенфюреру выдать себя за пенсионера из восточной Германии, якобы раненому в результате бомбежки и нуждающегося в медицинской помощи. В результате его отпустили, а, учитывая, что он был только на одно звание ниже рейхсфюрера СС Гиммлера, это был самый высокопоставленный эсэсовец, попавший в руки советских войск.

Его супруга тоже попыталась бежать на запад из окруженного Берлина, но наткнулась на советский патруль и была отправлена в лагерь для перемещенных лиц под Магдебургом. Там она показала свои фотографии с детьми, сообщила, что нацисты их насильно увезли на запад и она шла к ним. В результате многодетную мать тоже отпустили. Как и было обговорено предварительно, супруги встретились в замке Лейтцкау. Здесь они прожили около двух месяцев после чего перебрались в замок Броннен, где их ждали дети. Отсюда Шольц-Клинк связалась с принцессой Паулиной Вюртембергской, ее знакомой по работе в Красном Кресте. Принцесса была двоюродной сестрой королевы Нидерландов Вильгельмины и членом НСДАП с 1933 года. Она нашла нацистскому семейству жилье возле университетского города Тюбинген и снабдила их документами на имя Марии и Генриха Штукенброков, беженцев из Кенигсберга.

Бывший обергруппенфюрер работал лесорубом до 28 февраля 1948 года, когда был арестован вместе с женой французскими оккупационными властями. За подделку документов 16 апреля 1948 года они получили по 18 месяцев тюрьмы. 13 августа 1949 года он вышел на свободу и прошел денацификацию. По ее итогам он был квалифицирован как один из главных нацистских преступников, но приговорен только к трем годам лишения свободы. Однако ему снова повезло: он подал прошение о помиловании и тюремное заключение отменили. Пожалуй, ни один из эсэсовских генералов не отделался так легко. Правда конфисковали его имущество, которое сумели найти. Зато теперь он мог жить под своим именем и связаться с сослуживцами, которые уже начали занимать должности в только что появившейся ФРГ. В результате из лесоруба он превратился в руководителя на заводе по производству стиральных машин, а затем возглавил представительство Coca-Cola в Ройтлингене. Умер в 82-летнем возрасте в больнице в Швебиш-Халле.

Его жене после выхода из тюрьмы так легко денацификацию пройти не удалось. Вначале ее приговорили к 18 месяцам лишения свободы, но почему-то засчитали уже отбытый срок за подделку документов и освободили. Однако такой приговор вызвал всеобщее возмущение — она была широко известна в Третьем рейхе. В результате нового приговора она провела еще 30 месяцев в тюрьме. Кроме того ей запретили в течение 10 лет занимать определенные должности и участвовать в политической деятельности. После освобождения Гертруда Шольц-Клинк избегала любых контактов с прессой, старалась жить незаметно. Только в 1974 году она дала интервью в котором сообщила, что ей не в чем раскаиваться, так как она работала только на благо женщин Германии. О концлагерях и о том сколько миллионов женщин благодаря ей было отравлено идеологией нацизма она конечно не упомянула. Те же самые мысли она изложила и в своей книге «Женщина в Третьем рейхе», вышедшей в 1978 году. Там, например, есть такие слова: «Однажды имя фюрера вошло в наше сознание, имя солдата с фронта, который вывел наш народ из летаргии, показал нам свет там, где мы видели только тьму, которая никогда нас не покидала!». После этого она развернула кипучую деятельность, участвуя во множестве мероприятий как уцелевших нацистов, так и неонацистов. Все это продолжалось до 24 марта 1999 года, когда она умерла в Тюбингене. Ей было 97 лет.


Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации