Доведя жителей болгарского села до собачьей жизни, ЕС озаботился жизнью собак.

В юго-восточной Болгарии, на территории примыкающей к турецкой границе находится горный район Странджа. Жители его всегда славились своим свободолюбием, что ярко проявилось в их борьбе против 500-летнего турецкого ига. Правда во время демократических перемен выражение «турецкое иго» было заменено на политически корректное «османское присутствие».Но на этом демократические перемены разумеется не закончились.Потеряв прежние рынки сбыта, прежде всего СССР, сельское хозяйство Болгарии стало приходить в упадок.Это больно ударило по традиционным аграрным районам, в том числе и по Страндже.
Наглядным примером служит село Бродилово. Население здесь сократилось многократно: если в 1985 году здесь жило 813 человек, то на 15 марта 2024 года проживает 251 человек. Отток населения, прежде всего молодежи, привел к закрытию школы, культурных и медицинских учреждений.Не на что стало поддерживать дороги.Чтобы свести в местном бюджете концы с концами было решено развивать сельский туризм.
Для его развития в Бродилово есть хорошие условия. Тут находятся три старинных крепости, три некрополя и старинная церковь Святого Пантелеймона с резным иконостасом. Кроме того один раз в год туристы в первый день Великого поста, в Чистый понедельник могли наблюдать древний обычай-тричане. Это слово на староболгарском означает лечение.

Он заключается в следующем: во многих селах Странджи на реками протягивают веревку, закрепленную к двум шестам на противоположных берегах.Затем веревку закручивают и в середине веревки делают петлю, в которую просовывают собаку. Потом пса отпускают, он быстро раскручивается вместе с веревкой и падает в воду. Там где, как в Бродилово, река стремительная и глубокая, натягивают под петлей защитную сетку, чтобы собака не пострадала. Поэтому даже старожилы Странджи не помнят случая, чтобы хоть одна псина утонула.
Этот обычай идет еще от дохристианских времен. Точный его смысл никто не знает.По одной версии это отпугивает собак от села и их легче держать в окрестностях, где они охраняют стада. По другой-собаки своим визгом отпугивают злых духов. Это косвенно подтверждается тем что после тричане следуют танцы ряженых-кукеров к поясам которых для этой же цели прикреплены колокольчики.На заключительном этапе празднования поджигают соломенный стог и водят вокруг него хоровод. Считается, что если добавить пепел от этого стога в курятник, то курицы будут хорошо нестись, а тричане оберегает собаку от бешенства. Очевидно, позже этот обычай, моющий собак, совпал с христианским Чистым понедельником, когда принято все очищать.Тричане активно поддерживали Ванга и герой борьбы против турок Петко Киряков.
Фото, сделанные туристами, попались в 2005 году на глаза евродепутатки от зеленой партии Великобритании Керолайн Лукас и она вынесла вопрос о жестоком, по ее мнению, отношении к животным на обсуждение в Европарламенте.
Болгария тогда была страной-кандидатом в члены ЕС и с огромным вниманием относилась ко всему, что о ней там говорят.В связи с этим тогдашний мэр общины Царево Петко Арнаудов, в состав которой входит и Бродилово, издал распоряжение о запрете этого обычая. Но, как это часто бывает, в селах мало что изменилось. Последовали возмущенные реакции Европейской комиссии и статьи в крупных западноевропейских газетах: немецкой «Зюддойче цайтунг» и шведской «Афтенпост». Причем последняя называлась весьма просто:"Варвары!». Дело дошло до самого высокого уровня и 13 апреля 2011 года парламент Болгарии-Народное собрание объявило этот обычай преступлением, внеся соответствующие изменения в Уголовный кодекс.

Но жители Бродилово это не испугало.Тричане продолжалось и в 2012 и в 2013 году, а когда полиция задерживала исполнителей, то жители их отбивали.Во главе стоял кмет(староста) села Димитр Атанасов Димитров от Болгарской социалистической партии.
Это вынудило власти Болгарии принять решительные действия. Был понижен административный статус села и вместо кмета им стал управлять кметский наместник.Разница между ними в том, что последний не избирается населением, а назначается сверху. На этот пост был назначен Георги Лапчев, представитель правящей партии ГЕРБ-Граждане за европейское развитие Болгарии. А в маленьком селе условия жизни каждого очень сильно зависят от того, кто его возглавляет.
В помощь полиции были переброшены подразделения жандармерии и с помощью значительного численного преимущества 1 марта 2014 года была достигнута великая «победа общеевропейских демократических ценностей над варварским обычаем»-полиции и жандармерии удалось изъять шесты и веревку и предотвратить тричане.
Подобное планировалось и в следующем году, но было «омрачено» тремя обстоятельствами: во-первых, жители села провели «генеральную репетицию» прямо перед приездом борцов за собачье счастье, во-вторых, заявили им, что снова проведут тричане после их отъезда, а в-третьих, на их глазах бросили собак в реку руками. Таким образом благодаря защите европейского и болгарского правительств, право- и природозащитных организаций и свободной прессе собакам в селе Бродилово приходится лететь в воду реки Велека не один, а три раза в год.
В 2017 году в село нахлынуло около 60 так называемых природозащитников из фонда «Lucky Hunt», которые привезли плюшевые игрушки собак и предложили провести тричане с ними. Возмущенные жители села заявили, что это будет издевательство над древней традицией и повыбрасывали игрушки. Едва не дошло до драки. Так как полиция снова конфисковала шесты и веревку, то жители села на их глазах просто бросали собак в реку своими руками. Проживающий в селе три года доцент из Москвы Леонид Майоров заявил тогда в интервью телевизионному каналу БНТ: «Я в этом участия не принимаю, но уважаю эту очень древнюю традицию. Она старше чем христианство».

В последующие годы появился новый ритуал соблюдения традиции: в назначенный день село наполняется полицейскими и жандармами, но ничего не происходит, так как тричане проводят на день раньше или позже. Жители села полны решимости отстаивать сохранение традиции. Обсуждаются варианты после приезда полиции закручивать и бросать в воду не собак, а чучела европейских и болгарских политиков, а также нанести ответный удар и начать кампанию за запрет против применения химического оружия и отравляющих веществ против крыс, клопов и тараканов в столице ЕС-Брюсселе.
Как сказал активный участник в тричане Илия Илиев: «Так обезлюдяват села от Странджа, когда губим традиции, завещанные нам от дедов». А его соселянин Стоян Карамитев, который был в Испании полон недоумения:» Там после окончания охотничьего сезона старые собаки вешаются их хозяевами на дерево.Их смерть медленна и мучительна.В это время хозяева сидят под этим деревом и наслаждаются пивом и вином с друзьями.Т.к. это «местная традиция» и «старый обычай» Европейское сообщество его позволяет.Поэтому пусть будут так добры и не лезут в наши обряды. Это же относится и к корриде, где избивают сотни быков» .Надо сказать, что свободно идущие круглый год корриду и петушиные бои в Испании и Франции вспоминали все жители села, как яркий пример «объективности» ЕС и «одинакового отношения к большим и малым странам».Кстати и тричане есть не только в Болгарии, но и в Греции и Румынии, где для раскрутки собак используется специальное приспособление-жужеу.
Абсурдность ситуации заключается еще и в том, что тричане очевидно прекратится само по себе. Так, например, оно исчезло в северо-западной Болгарии-Добрудже еще до Первой мировой войны, когда еще не было не только ЕС, но даже и природозащитных организаций. Другим важним фактором его прекращения является условие, что его может исполнять только холостяк. А таких в тонущих в нищете селах Странджи почти не осталось.