ЛЕТЧИКИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ, ЧЬИ ПОДВИГИ ПРЕВОСХОДЯТ ВООБРАЖЕНИЕ.

Сабуро Сакаи.
Сабуро Сакаи.

Широко известен Виктор Талалихин, который в ночь на 7 августа 1941 года на своем истребители И-16 совершил таран бомбардировщика Не-111. За это он был удостоен звания Героя Советского Союза. После этого он сбил еще пять самолетов противника и погиб в бою 27 октября 1941 года. При этом таран Талалихина был далеко не первым. Только 22 июня 1941 года наши летчики совершили семь таранов, а всего за войну более 600.

Виктор Талалихин в 1941 году.
Виктор Талалихин в 1941 году.

Многие знают и Алексея Маресьева, который был сбит и 18 суток раненый полз к своим. В результате он потерял ноги, но сумел снова сесть за штурвал истребителя и добавил к трем сбитым до ранения еще семь самолетов противника. 24 августа 1943 года он стал Героем Советского Союза. На всю страну прославил его в своей «Повести о настоящем человеке» писатель Борис Полевой. Правда, в отличие от книги, Алексея Маресьева сбили над нашей, а не над оккупированной территорией.

Иван Кожедуб и Алексей Маресьев.
Иван Кожедуб и Алексей Маресьев.

Но есть летчик, который превзошел подвиги этих героев. Это Борис Ковзан. Он воевал с первого дня войны. 29 октября 1941 года, 22 февраля и 8 июля 1942 года он совершил три тарана и при этом во всех случаях возвращался на аэродром на своем самолете. 13 августа 1942 года его самолет был подбит, пуля попала ему в глаз. Выпрыгнуть с парашютом не хватило сил и он направил свой горящий самолет на вражеский бомбардировщик. От удара самолеты развалились на части и Ковзана выбросило из кабины. Его парашют раскрылся не полностью и с высоту 6000 метров он упал в болото. У него были сломаны рука, нога и несколько ребер. Его вытащили из болота местные жители и передали партизанам, а те смогли переправить его через линию фронта. Борис Ковзан выздоровел, но остался без правого глаза. Тем не менее он добился возвращения в истребительную авиацию, воевал до конца войны и сбил еще 6 немецких самолетов. Всего им было сбито 28 самолетов противника. 24 августа 1943 года он стал Героем Советского Союза.

Борис Ковзан.
Борис Ковзан.

Воевать в воздухе без глаза крайне сложно — летчик лишается половины необходимого ему в бою обзора. Тем не менее еще минимум три советских летчика продолжили службу после потери глаза. Иван Драченко, спасая командира полка, таранил немецкий самолет. В результате был тяжело ранен, попал в плен, потерял правый глаз. Сумел бежать из плена и перейти линию фронта. Продолжил воевать до победы на штурмовике Ил-2. Сбил 5 самолётов противника, ещё 9 уничтожил на аэродромах, разбил 4 моста, уничтожил много техники и живой силы противника. 26 октября 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза, кроме того он полный кавалер ордена «Славы».

Иван Драченко в 1944 году.
Иван Драченко в 1944 году.

Первым, кто получил золотую звезду Героя Советского Союза за боевые подвиги стал Борис Туржанский 31 декабря 1936 года. Так были отмечены его действия в воздушных боях гражданской войны в Испании, там же он потерял глаз. Тем не менее он в составе истребительной авиации защищал небо над Москвой в 1941 году.

Борис Туржанский.
Борис Туржанский.

7 ноября 1942 года Михаил Ворожбиев, воевавший на легендарном У-2 был сбит над вражеской территорией, остался без левого глаза, но сумел пробраться к своим. После этого служил в военно-транспортной авиации, участвовал в отражении немецкой атаки на аэродром.

До 25 октября 1941 года Захар Сорокин сбил пять самолетов противника. В этот день он совершил таран, уничтожив шестой истребитель противника, но его поврежденный самолет упал в заполярной тундре и пилот получил ранение. За шесть дней он прополз 70 км и добрался до своих, но отморозил и потерял ступни обоих ног. Продолжил воевать на протезах и сбил еще 12 самолетов противника. В феврале 1943 года был награжден высшей английской наградой — орденом Британской империи, а 19 августа 1944 года стал Героем Советского Союза. Без обоих ног, причем одна была ампутирована выше колена, воевал и другой Герой Советского Союза — Леонид Белоусов.

Захар Сорокин в 1953 году.
Захар Сорокин в 1953 году.

Уникального достижения добился Алексей Хлобыстов. 8 апреля 1942 года он смог совершить два тарана в одном воздушном бою и смог после этого посадить свой самолет на аэродром. Непонятно, почему об этот подвиг не получил широкого освещения в советской прессе. Возможно это связано с тем, что он воевал на американском истребителе Curtiss P-40 В и не хотели создавать рекламу американской технике. 14 мая 1942 года он совершил третий таран, направив свой горящий истребитель на вражеский бомбардировщик, а сам выпрыгнул с парашютом. 6 июня 1942 года стал Героем Советского Союза. По разным данным сбил от 31 до 39 немецких самолета. Погиб в бою 13 декабря 1943 года.

Алексей Хлобыстов в 1942 году.
Алексей Хлобыстов в 1942 году.

Чудеса человеческой выносливости продемонстрировал японский летчик Сабуро Сакаи. К августу 1942 года он был уже признанным асом морской авиации с 13 победами над самолетами противника. При этом он летал без парашюта, который мешал в кабине и без радиосвязи, что улучшало характеристики самолета. Во время очередного полета по сопровождению бомбардировщиков 8 августа 1942 года он решил попить газированной воды, но вода на большой высоте выплеснулась из бутылки и стекла пилотской кабины заледенели. Это не помешало ему сбить в последующем бою два американских истребителя.

Сабуро Сакаи в 1939 году в Китае.
Сабуро Сакаи в 1939 году в Китае.

На обратном пути увидев над собой четыре самолета и приняв их за палубные истребители F4F Wildcat, решил атаковать их снизу и сзади. Слишком поздно он понял, что это торпедоносцы TBF/TBM Avenger, которые имеют верхние и нижние пулеметные точки сзади. Попав под шквальный огонь Сабуро Сакаи все же сумел тяжело повредить два американских самолета, но пули изрешетили его пилотскую кабину и одна из них, пройдя через глаз, повредила мозг и вызвала паралич левой части тела. Осколки стекла поранили лоб и кровь оттуда залила и другой глаз. На секунды он потерял сознание, но, придя в себя, он смог вслепую инстинктивно выравнять падающий самолет. Потоки воздуха из пулевых дырок в стекле, дующие прямо в глаза вызвали слезы, которые и смыли кровь в глазе. Чтобы кровь снова не залила глаз, он попытался забинтовать лоб, но бинты срывали потоки воздуха. В конце концов он засунул свой шарф под шлемофон и остановил кровь. Управляя самолетом, одной рукой и ногой и при помощи одного глаза, он полетел на базу, которая находилась в 1040 км. Он решил, что если по пути он встретит американский корабль, то таранит его. В пути он потерял сознание, а очнувшись обнаружил, что летит головой вниз. Сабуро Сакаи сумел перевернуть самолет и снова взять правильный курс. Через 4 часа и 47 минут после своего ранения он смог посадить самолет на свой аэродром.

Тяжелораненый Сабуро Сакаи после возвращения с боевого вылета 8 августа 1942 года.
Тяжелораненый Сабуро Сакаи после возвращения с боевого вылета 8 августа 1942 года.

После длительного лечения удалось восстановить контроль над левой частью тела и одним глазом. Правый глаз был потерян. Тем не менее Сабуро Сакаи в апреле 1944 года снова начал летать. 24 июня 1944 года он натолкнулся сразу на 15 палубных истребителей F6F Hellcat, которые превосходили его и по скорости и по вооружению. Бой продолжался 20 минут и за это время ни один снаряд не попал в японский самолет. Умело маневрируя, он сумел дотянуть до острова, где японская зенитная артиллерия разогнала американцев. Сабуро Сакаи довоевал до конца войны, доведя количество своих воздушных побед до 64. Умер в 2000 году в возрасте 84 лет. О нем снят художественный фильм «Небесный самурай».

Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации