НЕМЦЫ, ПОВЕРНУВШИЕ ОРУЖИЕ ПРОТИВ ГИТЛЕРА.

Человеком, сообщившим о предстоящем нападении Третьего рейха на СССР стал ефрейтор 222-го полка 75-й пехотной дивизии германской армии Альфред Лисков. Как только в его подразделении зачитали приказ о завтрашнем наступлении, он переплыл реку Буг и сдался советским пограничникам. Но было уже около 21 часа 21 июня 1941 года. Пока его доставляли с заставы в погранотряд, пока искали переводчика, пока его сообщение передавалось по цепочке наверх уходили драгоценные минуты. Неизвестно поверили ли в Кремле именно Альфреду Лискову, но в 2-15 ночи в войска пяти военных округов была передана директива о приведении всех войск в готовность № 1 и скрытом выдвижении к границе. Флот по приказу своего наркома Николая Кузнецова уже был в полной боевой готовности. Таким образом формально наши войска встретили Гитлера в полной боевой готовности. Другое дело, что до начала войны оставалось всего 105 минут и многие офицеры в эту ночь с субботы на воскресенье были вне своих частей.

Альфред Лисков.
Альфред Лисков.

Альфред Лисков уже 26 июня 1941 года появился в газете «Правда» в статье под названием «Рассказ немецкого солдата», затем было еще множество публикаций о нем в центральных газетах, были выпущены листовки с его портретом и призывом переходить на сторону Красной Армии, которые сбрасывались в расположение немецких войск. Биография у него была превосходная — выходец из бедной семьи, рабочий, убежденный коммунист, поэт и вскоре он был принят на работу в Коминтерн. Его возглавлял болгарский коммунист Георгий Димитров — герой Лейпцигского процесса, на котором в 1933 году его и еще двух болгарских коммунистов нацисты обвинили в поджоге рейхстага. Димитров сумел доказать свою и товарищей невиновность и они были высланы в СССР.

Неудачи Красной Армии в первые месяцы войны угнетающе действовали на настроение, а возможно и на психику, Альфреда Лискова. После того, как Коминтерн был эвакуирован из Москвы в Уфу, он совсем пал духом и заявил, что причиной поражения Красной Армии является то, что в ее руководстве много евреев. Тогда для него все закончилось предупреждением, но он не успокоился и вскоре объявил, что настоящий Георгий Димитров умер в немецкой тюрьме, а Коминтерном руководит его двойник — агент гестапо. Этого Георгий Димитров ему не простил и, как явствует из его дневника, позвонил Лаврентию Берия. 15 января 1942 года Альфред Лисков был арестован НКВД. Так как во время допросов он «проявлял признаки психического расстройства», то 15 июля 1942 года следствие против него было прекращено и он был отправлен в Центральный институт судебной психиатрии, а затем в психиатрическую больницу в Новосибирске. О его дальнейшей судьбе информации нет.

В ночь на 22 июня 1941 году на нашу сторону через реку Сан переплыл еще один немецкий солдат — коммунист Вильгельм Шульц. К несчастью, нацисты открыли по нему огонь и смертельно ранили. Вытащившим его из воды советским пограничникам он успел прошептать: «Через час на вас нападут. Верьте мне. Я рабочий, коммунист».

23 июня 1941 года во время бомбардировки аэродрома Овруч был сбит бомбардировщик Юнкерс Ju-88 из 54-й эскадрильи Люфтваффе. Четверо членов экипажа попали в плен. Один из них — ефрейтор Пауль Гофбауер объявил о переходе на сторону Советской армии и 1 июля газета «Красная звезда» опубликовала его призыв к соотечественниками последовать его примеру.

Немецкие летчики, попавшие в плен 25 июня 1941 года.
Немецкие летчики, попавшие в плен 25 июня 1941 года.

25 июня 1941 года, сбросив бомбы в реку Днепр, на советской территории возле Киева приземлился бомбардировщик Юнкерс Ju-88 из состава той же 54-й воздушной эскадрильи. Его экипаж в составе Ганс Кратц, Ганс Герман, Вильгельм Шмидт и Адольф Аппель объявил о желании воевать с Гитлером. На фронт их не отправили, но они подписали призыв под названием «К немецким летчикам и солдатам».

Эти случае встревожили немецкое командование и было объявлено, что за перебежчиков ответственность понесут их родственники в Германии. Жена Лискова вместе с его сыном были высланы из его родного города Кольберг на сельскохозяйственные работы в деревню. Не спасло даже то, что он развелся с ней за три месяца до своего побега в СССР. Его мать постоянно вызывали в гестапо, пока она в 1944 году публично не отреклась от него, хотя неизвестно был ли он тогда еще жив. Тем не менее пусть очень редко, но переходы немецких солдат на нашу сторону продолжались.

15 июля 1941 года в районе Бобруйска перешел на нашу сторону рядовой 134-й пехотной дивизии Хайнц Кесслер. Он был членом подпольной коммунистической группы. В плену окончил Антифашистскую школу, выезжал на передовую, где по радио обращался к немецким солдатам. После войны сделал вначале комсомольско-партийную, а затем и военную карьеру в ГДР. В 1985 году стал министром обороны. После присоединения страны к ФРГ, 16 сентября 1993 года осужден на 7,5 лет. Освобожден досрочно по состоянию здоровья 29 октября 1998 года. Умер в Берлине 2 мая 2017 года.

Хайнц Кесслер.
Хайнц Кесслер.

3 июня 1942 года газета «Красная звезда» сообщила, что командир отделения 2-й роты 48-го полка 12-й пехотной дивизии ефрейтор Ионни Шенфельдт сумел сагитировать шесть своих подчиненных перейти на другую сторону. Их заметил офицер, который расстрелял четверых, но трое доползли до советских позиций. Немецкие солдаты бежали и к партизанам. О двоих из них по имени Курт и Федя (очевидно Теодор) никакой информации, кроме самого факта перехода, найти не удалось, зато Фриц Шменкель стал самым известным немцем, перешедшим на сторону СССР.

Фриц Шменкель (слева) с боевыми товарищами Иваном Зоновым и Александром Моисеевым.
Фриц Шменкель (слева) с боевыми товарищами Иваном Зоновым и Александром Моисеевым.

С нацистами у него были старые счеты — они в 1932 году на митинге убили его отца-коммуниста. Фриц Шменкель пошел по его стопам и вступил в немецкий комсомол. В 1938 году он попытался избежать призыва в армию, симулируя болезнь и попал за это в тюрьму Торгау. Там, узнав о нападении на СССР, он записался добровольцем на фронт. В составе 186-й пехотной дивизии он оказался в Смоленской области, на передовую его не отправили и проходил он службу в подразделении ПВО.

Ушел к партизанам в ноябре 1941 года — в самое тяжелое для нашей армии время. Бежав из части, он несколько дней скрывался в лесу, а затем зашел в дом в деревне Подмошье Смоленской области, где жила одинокая старушка. По русски он не знал ни слова, поэтому постоянно повторял три слова: «Ленин. Сталин. Тельман» и пел «Интернационал». Отдохнув у нее, он продолжил поиск партизан, но 17 февраля 1942 года был задержан немецкой полевой жандармерией в деревне Курганово. На его счастье, в этот же день в деревню вошли бойцы партизанского отряда «Смерть фашизму» и освободили его.

В первом же бою Фриц Шменкель, которого в отряде звали Иван Иванович, убил немецкого снайпера и постепенно завоевал доверие своих новых боевых товарищей. Подучив русский язык, он объяснил, во время боя с немецкими танками 6 мая 1942 года, что нужно стрелять по их бензобакам. Благодаря этому удалось поджечь пять танков. В августе 1942 года, одев немецкую форму, пришел к деревенскому старосте и потребовал собрать всех 11 полицаев с оружием. После этого повел их в лес «на учения», где их уже ждали партизаны. В ноябре 1942 года он, переодевшись немецким офицером, перенаправил к партизанской засаде немецкий обоз с боеприпасами и продовольствием. К тому же, Фриц Шменкель был пулеметчиком и, как сказано в наградных документах, «пулеметным огнем уничтожил до 100 солдат противника».

Памятная доска в доме 2 на площади Свободы в Минске.
Памятная доска в доме 2 на площади Свободы в Минске.

После того, как в марте 1943 года территория где действовал его партизанский отряд была освобождена, Фриц Шменкель был награжден орденом Красного Знамени и прошел подготовку в разведотделе Западного фронта. В декабре 1943 года был заброшен в немецкий тыл в составе диверсионно-разведывательной группы. В Минске он был выдан предателем и по приговору военно-полевого суда расстрелян 22 февраля 1944 года. 6 декабря 1964 года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. До 1992 года его имя носила улица в Восточном Берлине. После вхождения ГДР в состав ФРГ она была переименована — в нынешней Германии явно не в почете те, кто реально воевал против нацизма в Советской Армии. Там ее теперь часто называют «армией Сталина», а он по нынешней немецкой официальной идеологии приравнен к Гитлеру.



Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации