ПАРТИЗАНСКИЙ ОТРЯД, КОТОРЫЙ САМ СЕБЯ УНИЧТОЖИЛ.

Командование советской армии и НКВД уделяли большое внимание организации партизанской борьбы в Одессе. Еще за четыре месяца до взятия города немецко-румынскими войсками туда была отправлена большая группа офицеров из Московского управления НКВД. Лучше всего действовала группа капитана Владимира Молодцова. Уже через шесть дней после оккупации была взорвана городская комендатура. Убито два румынских генерала, в том числе и комендант Ион Глогожану, а также 147 румынских и немецких офицеров. 17 ноября 1941 года был подорван специальный эшелон с румынской администрацией — погибло около 250 офицеров и чиновников. И это только самые успешные из десятков диверсий его отряда. 12 июля 1942 года Владимир Молодцов был расстрелян, посмертно награжден золотой звездой Героя Советского Союза.

Владимир Александрович Молодцов.
Владимир Александрович Молодцов.

В одесском порту успешно действовала группа советского немца майора Николая Гефта. Он работал инженером на судоремонтном заводе и вместе с другими членами группы подбрасывал на ремонтируемые корабли взрывчатку, замаскированную под куски угля. Были взорваны в море четыре немецких боевых корабля. Немецкие моряки считали причиной их гибели советские мины или подводные лодки и это позволило всей группе дожить до освобождения Одессы. Также ему удалось с помощью интриг добиться расстрела немцами десяти сотрудников румынской контрразведки. Потом Николай Гефт был заброшен в Польшу и там погиб.

Однако есть группа НКВД о которой практически не пишут даже в самых подробных трудах о партизанском движении в Одессе. Это группа майора Владимира Калошина. Вместе с еще пятью офицерами НКВД он прибыл в Одессу в июле 1941 года. Для усиления группы в нее было включено 26 сотрудников 3 спецотдела УНКВД по Одесской области во главе с ее начальником Всеволодом Кузнецовым. Среди одесских чекистов было две женщины. Базой отряда были выбраны катакомбы со входом на улице Фрунзе. Было решено, что московские и половина одесских чекистов спустятся в катакомбы, а вторая половина одесситов останется в городе. В связи с этим в катакомбы было загружено оружие, боеприпасы, рация и продовольствие на 19 человек на полгода.Тогда еще никто не мог представить, что оккупация Одессы продлится 2,5 года.

Майор НКВД Калошин Владимир Антонович.
Майор НКВД Калошин Владимир Антонович.

15 октября 1941 года группа спустилась в катакомбы, а на следующий день в Одессу вошли немецко-румынские войска.Было договорено, что на второй день оккупации Евгения Семерюник через колодец спустит сообщение о положении в городе. Однако она выдала разведывательную группу и все оставшиеся в городе чекисты были арестованы. Трое из них согласились сотрудничать с оккупантами, а остальные 9 были приговорены 4 июня 1942 года румынским военно-полевым судом к расстрелу. Приговор приведен в исполнение через 17 дней на Стрельбищном поле. Не имея связи с внешним миром, чекисты из катакомб решили провести разведку на поверхности, однако обнаружили, что блокированы: одни выходы были замурованы, а у других располагались румынские посты. Тогда 13 ноября 1941 года была предпринята попытка прорыва.В ходе боя было уничтожено 10 румынских солдат, но прорваться не удалось никому и погиб Григорий Осипчук. После этого через громкоговорители румыны постоянно начали призывать к сдаче, обещая амнистию.

Убедившись, что это не дает результата оккупанты попробовали другой метод. С 15 декабря 1941 года через колодец стали поступать записки от Семерюник в которых она сообщала, что раньше не могла написать, так как район был оцеплен, но сейчас все румыны ушли. Также она предлагала выйти наверх для проведения совместной акции с наружной группой. Чекисты заподозрили, что это ловушка, но решили начать «игру» с румынской контрразведкой. В результате 17 марта 1942 года удалось заманить в катакомбы Семерюник и двух других предателей: Михаила Прохорцева и Константина Авраменко. В ходе 5-дневных допросов была получена информация об обстановке наверху, гибели наружной группы и о четвертом изменнике-Молукало Николае. После этого пойманные предатели были расстреляны.

К тому времени отряд находился в критическом положении-они уже много месяцев не видели дневного света, больше ничего не знали о том что происходит наверху, а продовольственная пайка была крайне скудной и все время уменьшалась. К тому же постоянно был огромный соблазн прекратить мучения-достаточно было только выйти из катакомбы с поднятыми руками. Все это порождало взаимную подозрительность, обостренную плохой психологической совместимостью. Чтобы как-то развеяться многие члены группы вели дневники. Это сильно помогло в последующем расследовании, но не могло остановить растущую напряженность в отношениях.

В июле 1942 года по приказу Кузнецова были арестованы приезжие чекисты. Николаю Абрамову при помощи его богатого опыта разведчика-нелегала удалось каким-то чудом избежать ареста. Он был сыном белогвардейского генерала, сумел внедриться в организацию белогвардейцев РОВС в Болгарии и, добыв важные сведения и создав агентурную сеть, сумел после разоблачения вернуться в СССР. Причиной ареста явно стали все более неприязненные отношения между московскими и одесскими чекистами. Майор Калошин упрекал своего одесского коллегу майора Кузнецова в том, что его люди ненадежны, так как из 13 оставшихся наверху четверо оказались предателями. Тот в свою очередь был недоволен тем, что командиром группы был назначен Калошин, хотя его одесские подчиненные составляли в ней большинство. Имеет право на жизнь и версия о каннибализме — группа уже девять месяцев была под землей. Вскоре пять человек во главе с командиром майором Калошиным были расстреляны. 28 августа 1942 года по подозрению в краже булки и нескольких сухарей был расстрелян Иван Молочный, а через неделю от тифа умер Григорий Ткаченко.

27 сентября 1942 года численность отряда неожиданно увеличилась. Разведчица 3 спецотдела УНКВД по Одесской области Агафья Ковальчук родила ребенка от начальника отделения того же спецотдела Василия Польщикова. Правда через 3 часа ребенок, который был зачат и выношен под землей, умер. Все это вызвало гнев командира Кузнецова и несостоявшиеся родители были расстреляны «за хищение продуктов и половую распущенность».

Настоящая кровавая бойня произошла 21 октября 1942 года, когда Кузнецов и его бывший шофер Василий Литвинов расстреляли сразу пять человек. Поняв, что они следующие, Николай Абрамов застрелил Кузнецова двумя выстрелами в висок, а Александр Глущенко убил Литвинова.

Советские партизаны у выхода из катакомб.
Советские партизаны у выхода из катакомб.

Они остались вдвоем.Но даже это не остановило череду убийств. Записав в своем дневнике, что Николай Абрамов предлагает ему сдаться в плен, Глущенко убил его выстрелом в затылок 18 февраля 1943 года. Абсурдность записи очевидна: если бы Николай Абрамов хотел сдаться в плен, то он имел сотни возможностей убить Глущенко и спокойно выйти к румынам после этого. Глущенко еще 9 месяцев прожил в катакомбах. Компанию ему составляли только многочисленные трупы. 10 ноября 1943 года он выбрался из катакомб и стал скрываться на квартире жены. В день освобождения Одессы 10 апреля 1944 года Глущенко явился в органы госбезопасности и рассказал о судьбе разведывательно-диверсионной группы.12 апреля 1944 года он привел в катакомбы своих коллег, чтобы забрать оставшиеся там документы, оружие и боеприпасы.После передачи всех документов он подозрительно случайно подорвался гранатой и через 2 дня умер в больнице. Из всей группы в живых оставался только предатель Молукало, но он был обнаружен и арестован 24 мая 1944 года и вскоре расстрелян. Из отряда численностью в 32 человека до конца войны не дожил никто.

Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации