СЕГОДНЯ НА УКРАИНЕ ТАРАС ШЕВЧЕНКО СИДЕЛ БЫ В ТЮРЬМЕ.

Украинская пропаганда любит с гордостью сообщать, что за пределами Украины находятся 99 памятников народному поэту Тарасу Шевченко в 44 странах мира и при этом умолчивает, что большинство из них в России. Не рассказывает она и об осквернении этих памятников. В сентябре 2020 года его министерство отправило ноту протеста Испании в связи с тем, что в городе Алькала-де-Энарес был облит красной краской памятник украинскому поэту. Понять местных жителей можно, так как памятник представлял собой табличку в честь Шевченко и одновременно в честь героев так называемой Небесной сотни — украинских националистов, названных там духовными потомками поэта. На Украине 6 марта 2021 года два жителя села Подпечеры Ивано-Франковской области отрезали голову на его памятнике.
Настоящей сенсацией стала статья украинского интернет-издания Страна.ua «В Украине Порошенко-Зеленского Кобзаря засадили бы в тюрьму». Автор статьи Екатерина Терехова справедливо указывает, что сама биография поэта свидетельствует о его политической неблагонадежности с точки зрения нынешних украинских властей. Ведь из 47 лет своей жизни 27 он прожил в России, служил 10 лет в русской армии и добровольно переселился жить в столицу Российской империи Санкт-Петербург. «В быту говорил по-русски. Об этом свидетельствуют его дневники, письма друзьям и произведения в прозе». Одно это с точки зрения Службы безопасности Украины (СБУ) является пропагандой многоязычия, что является тяжелым уголовным преступлением. Кроме того он состоял в Киеве в тайной организации — Кирилло-Мефодиевском братстве, которое сформулировало свою цель в призыве «Братья великороссияне и поляки!». Она заключалась в создании Союза славянских республик — федерации со столицей в Киеве, а это уже тягчайшее преступление — государственная измена.
В соответствии с сегодняшним уголовным кодексом Украины его творчество тоже было антигосударственным. Депутат Верховной Рады Николай Скорик написал в социальных сетях: «В своих поэтических произведениях на украинском языке Тарас Шевченко призывает к совершенно крамольным, с точки зрения нынешних властей и активистов-националистов, идеям славянского единства:
«Щоб усі слав’яне стали
Добрими братами,
І синами сонця правди…»,
«Нехай житом-пшеницею,
як золотом, покрита,
не розмежованою останеться
навіки од моря і до моря
слав’янськая земля»,
«Ми одної матері діти,
що всі ми слав’яне».
Да ещё и куча отягчающих обстоятельств. Из крепостных крестьян Шевченко выкупили усилиями видных представителей русской культуры — вот вам и «русское финансирование». Со многими из них Кобзарь потом дружил — вот вам и «порочащие связи с представителями страны-агрессора». Незадолго до смерти Тарас Шевченко издал букварь для начального обучения украинцев родной грамоте — и назвал его «Букварь южнорусский» — вот вам и «неуважение к государственному языку». Ну и, наконец, широкое прославление Кобзаря в советский период — памятники по всему Советскому Союзу, подробное изучение в школьной программе, издание книг миллионными тиражами, и так далее — вот вам и «пособник советских оккупантов», требующий срочной декоммунизации».
Интересно высказался по поводу годовщины со дня рождения поэта и другой депутат Верховной Рады Максим Бужанский: «Из цитат Шевченко озвучиваемых сегодня и томиков „Кобзаря“, „случайно оказавшихся на столе“ и попавших в объектив, можно было бы выложить дорогу на Луну. И обратно, если кому-то вдруг взбредет в голову вернуться. А можно было бы, наконец, на 30-м году Независимости, снять о нем сериал.
О живом человеке, а не о каменном истукане, которого из него делают, заменяя им везде Ленина в пропорции три Шевченко/один Бандера/пол-Шухевича. Но нет, деньги на сериал выделяют на сенцовского «Носорога», а не на Шевченко. Шевченко достаётся томик «Кобзаря», который в самой не читающей стране Европы никто не покупает. Так начинайте, потихонечку, рассказывать, что икона Сенцов, а не Шевченко, иначе математика и здравый смысл немного в противоречие входят с реальностью».
Украинский парламентарий имеел ввиду выделение 25 миллионов гривен на съемку фильма режиссеру Олегу Сенцову, осужденному Северо-Кавказским окружным военным судом на 20 лет лишения свободы за террористическую деятельность. Через пять лет он был освобожден в рамках обмена удерживаемыми лицами между Россией и Украиной и поселился в Киеве. За 38 лет своей жизни до ареста он снял всего один фильм «Гамер» с бюджетом в 20 тысяч долларов, а за пять лет после освобождения уже два — «Номера» и «Носорог» и на оба фильма правительство Украины щедро выделило миллионы. После начала СВО вступил в территориальную оборону. В ноябре 2023 года опубликовал видео боя под Авдеевкой.
Максим Бужанский ошибается когда пишет, что на незалежной Украине 30 лет не снимали фильмов о Шевченко. Недавно такой фильм под названием «Бесславные крепостные» был снят. Там действие происходит в 1844 году, когда крепостной крестьянин Тарас Шевченко встречает в украинском селе японского самурая Акая (украинца по матери), который называет его Тарас-сан, а затем обучает японским боевым искусствам и вдвоем они громят врагов Украины разных национальностей. Авторы фильма даже не сочли нужным узнать, что Тарас Шевченко еще в 1838 году получил вольную и стал жить в Санкт-Петербурге. На этот «шедевр» украинское правительство выделило 19,6 миллиона гривен.
Явно после такого фильма Тарас Шевченко в гробу перевернулся. Впрочем это делать ему приходилось и раньше. Например, пять лет назад телеведущая 24 канала Татьяна Шевченко сообщила: «За свои 47 лет жизни Тарас Шевченко стал одним из выдающихся людей Украины. Был членом Кирилло-Мефодиевского братства, активно противостоял советской власти, за свою проукраинскую деятельность дважды был в ссылке». На самом деле Тарас Шевченко умер за 56 лет до появления Советской власти и никогда не был в ссылке, а был отправлен на военную службу в Оренбургский край.
В другой статье, посвященной дню рождения украинского классика, в ежедневной газете «День» под названием «Тарас Шевченко: отрицание имперскости» дописались до того, что объявили украинцем и самого великого поэта Венгрии Шандора Петефи: «Петефи (настоящее имя и фамилия — Александр Петрович) не был венгром, его жизнь была связана с Украиной, а в жилах текла и украинская кровь. Вероятно, примеры Шевченко и Петефи показывают, что украинцы, несмотря на сложные обстоятельства, способны создавать великое, поднимаясь над неблагоприятными обстоятельствами жизни».
https://day.kyiv.ua/ru/article/ukraina-incognita/taras-shevchenko-otricanie-imperskosti
В действительности Шандор Петефи был сербом по отцу и словаком по матери. Но этим автор статьи не ограничивается и сообщает еще одну «историческую подробность»: «Петербург появился на костях украинцев. Об этом Шевченко знал. И писал об этом с большой болью, словно передавая причитания умерших душ казаков, которые погибли, строя „город над Невой“. Только вот когда закладывался Санкт-Петербург казаки были заняты — они вместе с гетманом Мазепой присягали на верность шведскому королю Карлу ХII.
Впрочем есть в статье и правдивая информация: «Позже Шевченко переосмыслит свое отношение к казачеству, прежде всего к казацкой элите, гетманам, которых он прославлял в ранних произведениях. Укажет на их продажность, на готовность служить интересам чужих империй:
Раби, подножки, грязь Москви,
Варшавське сміття — ваші пани,
Ясновельможнії гетьмани.
Чого ж ви чванитеся, ви!
Сини сердешної Украйни!».
Никто не сделал для возвеличивания Тараса Шевченко больше, чем Советская власть. До ее появления он не был настолько известен даже среди тех, кто говорил на «малороссийской мове» — так он сам называл язык на котором писал поэзию, а свою прозу он писал по русски. Западная Украина тогда входила в состав Австро-Венгрии. Местная церковь, которая признала над собой власть папы римского, заключив с ним унию, тогда называлась Руськой греко-католической церковью. Тогда еще местные власти не приступили к созданию украинского народа. С 1900 года эту церковь возглавлял герой нынешней Украины Андрей Шептицкий и именно по его предложению произведения Шевченко попали в «Папский индекс», где перечислены запрещенные католической церковью книги. Однако на этом он не успокоился и добился сожжения самого известного произведения Шевченко «Кобзаря» в Ватикане. Про это в своей статье «Ultra montes» в 1902 году написал другой классик украинской литературы Иван Франко: «По доносу одного из искренних опекунов власти сначала прятали, а потом сожгли „Кобзаря“. И так и наш Тарас дождался костра-аж в Риме. По старанию своих таки доморощенных полицаев! Ибо итальянцев в том винить нечего». Запрет на книги Шевченко действовал долгие годы. Достаточно посмотреть «Индекс запрещенных книг» в № 1 журнала «Католическое действие» за 1935 год. Зато сегодня Украинская греко-католическая церковь восхваляет Тараса Шевченко вместе с властями Украины.
А на остальной территории Украины автор «Кобзаря» пришелся очень кстати со своей биографией Советской власти: крепостной крестьянин, пострадавший от царизма и воспевающий единство славянских народов. Еще в разгар гражданской войны в 1918 году памятники Шевченко были установлены в Москве и Петрограде. В следующем году 105-я годовщина рождения (9 марта) и 58-я годовщина смерти (10 марта) были отмечены с огромным размахом. Из протокола заседания Совета народных комиссаров УССР о выделении средств в память Т. Г. Шевченко от 24 февраля 1919 года: выделить 20 тысяч рублей на печать 100 тысячи экземпляров вкладки в газету «Известия», 30 тысяч рублей — на 50 тысяч брошюр с биографией Шевченко, а на издание плакатов для школ и казарм — 24375 рублей. Кроме того, Наркомат просвещения должен был найти еще 30 тысяч рублей на торжественный концерт-митинг в Харькове, а также на лекции и другие публичные мероприятия. Всего в этот тяжелейший год на торжества в честь поэта было потрачено 170 тысяч рублей.
С не меньшим размахом праздновали и в следующем году. Газета «Красная Армия» вышла с передовой статье «Слава пророку пролетарской победы — Тарасу Шевченко!». В ней было написано: «Напрасно мелко-буржуазные элементы, украинские шовинисты пытались присвоить Тараса Шевченко. Этот крестьянский поэт, певец пролетарской свободы, никогда не был с ними душой. Он наш рабоче-крестьянский трубадур, сзывавший весь трудовой народ на борьбу с классовым врагом, с помещиками и эксплуататорами». Тарас Григорьевич тогда тоже перевернулся в гробу, так как его объявили большевиком. Это сделал на многотысячном праздничном митинге в Киеве народный комиссар просвещения УССР Владимир Затонский: «В пятьдесят девятую годовщину смерти поэта бедноты Советская власть закладывает ему памятник. Мы уважаем Тараса как нашего предшественника, как настоящего украинского большевика».

Памятники ему ставили во всех республиках СССР в таких количествах, что они были на втором месте после памятников Ленина. В 1939 году в честь 125-летия со дня рождения Шевченко 6 марта 1939 года главная газета СССР «Правда» вышла со статьей на первой полосе «Великий сын украинского народа». Различные мероприятия в честь юбилея продолжались до конца июня. Город Форт-Александровский в Казахской ССР был переименован в Шевченко. Также его имя получил Киевский университет и бесчисленное количество улиц советских городов, театров, предприятий и колхозов. Состоялся специальный пленум Союза советских писателей, откуда была отправлена телеграмма Иосифу Сталину: «Все народы нашего Отечества отметили юбилей Шевченко как большой праздник социалистической культуры, как свое родное кровное дело. С огромной радостью мы говорим об этом Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, мы знаем, с каким вниманием и заботой Вы отнеслись к делу подготовки и организации этого культурного праздника народов СССР — праздника, в котором так ярко выразилась нерушимая сталинская дружба народов».
О жизненном пути Тараса Шевченко в СССР в 1926 и 1951 году были сняты два фильма. В обоих переломный момент его биографии — отправка на солдатскую службу в Казахстан показан согласно официальной версии в царской России: за участие в Кирилло-Мефодиевском братстве. Однако он не был активным членом этой организации и тем не менее он был наказан строже всех из 12 членов братства. Все исследователи его творчества сходятся в том, что настоящей причиной наказания была поэма «Сон», где он высмеял императора и его супругу. По воспоминаниям современников Николай I заявлял, что он мог бы простить Шевченко издевательство над собой, но высмеивание физических недостатков жены, которая имела проблемы со здоровьем после сильного испуга за свою жизнь и жизнь детей во время восстания декабристов, он вынести не мог. Ее Шевченко сравнил с сушенным опенком и посвятил ей в поэме такие строки:
«Цариця-небога,
Мов опеньок засушений,
Тонка, довгонога,
Та ще, на лихо, сердешне
Хита головою.
Так оце-то та богиня!».
Есть еще одно обстоятельство. Как известно, для выкупа Тараса Шевченко из крепостной зависимости от помещика Павла Энгельгардта было в 1838 году собрано 2500 рублей. Из них 400 рублей дала именно императрица Александра Федоровна. Есть еще один факт из его творчества, который не любят вспоминать на современной Украине: ни в одном из своих произведений он ни разу не упомянул слово «украинец». Очевидно тогда еще такого слова не было, как и народа, которого оно обозначает.