Что делать, когда консультанту задали вопрос, на который он не знает ответ?
Многие думают, что все консультанты знают все обо всех областях своей профессиональной сферы, независимо от их образования или специализации. Еще многие верят, что у консультантов есть «большая книга правил и практик» с ответами на все вопросы; достаточно ее открыть и найти нужную страницу.
К сожалению, в реальности никто не может знать ответы на все вопросы. Это просто невозможно. Правил на все случаи жизни тоже не существует.
Поэтому каждый консультант может оказаться вот в такой некомфортной ситуации: на встрече или звонке просят прямо сейчас ответить на вопрос, на который у консультанта нет ответа.
Как действовать в такой ситуации?
В моменте можно сделать следующее:
- Убедитесь, что правильно поняли вопрос. Попросите повторить вопрос или сами задайте один-два уточняющих вопроса. Это позволит выиграть время на обдумывание, а также получить от клиента больше информации по теме.
- Будьте честными. Не притворяйтесь, что знаете, о чем говорите, когда на самом деле ничего не понимаете. Если не знаете ответ, признайте это и пообещайте оперативно направить ответ после проработки. Если знаете ответ только на часть вопроса, дайте частичный ответ, а по оставшимся аспектам вернитесь дополнительно. Пообещав найти ответ, обязательно возвращайтесь с этим ответом к клиенту, причем в разумный срок.
- Оставайтесь в круге своей компетенции. Сложные и специальные вопросы требуют соответствующих экспертных знаний. Поэтому полагайтесь на те области знаний, в которых разбираетесь, и не комментируйте те вопросы, в которых у вас недостаточно опыта и навыков. Когда необходимо, обозначайте аспекты, по которым необходимо привлекать консультанта с соответствующей квалификацией.
Еще пару моментов.
Хорошо готовьтесь ко всем совещаниям. Посмотрите состав участников, вспомните ваш опыт и темы общения с каждым. Подумайте, о чем вас могут спросить. Держите под рукой материалы с ответами на возможные вопросы.
И еще извлекайте уроки. Смотрите на пробел в знаниях как на возможность учиться и совершенствоваться. Качественно прорабатывая свои ошибки, в конечном итоге станешь лучшей версией себя!