О точности психологической диагностики. Эффекты Барнума и Форера. Можно ли доверять тестам и можно ли в принципе узнать свой достоверный психологический портрет?
Дорогие друзья, здравствуйте!
Многие не доверяют результатам психологического тестирования, справедливо полагая, что это лишь некоторое приблизительное описание их индивидуальных особенностей. И они правы, так как было странным полагать, что даже самый профессионально сделанный психологический тест может раскрыть все индивидуальные особенности конкретного человека.
Было бы неправильным отвергать в принципе профессионализм психологической диагностики. Специалисты подходят к процедуре оценки человека комплексно, используя одновременно несколько профессиональных методик. Подобного рода методики, например, есть на портале Psy.lab. Но все же наиболее востребованным психологическое тестирование является в ситуациях оценки различного рода нарушений в психологическом развитии личности, в психологическом отборе на профессии, где психологическое здоровье человека должно быть гарантировано.
Причины недоверия е результатам тестирования объясняются Эффектами Барнума и Форера.
Согласно Вики, Эффе́кт Ба́рнума, также эффе́кт Фо́рера – это склонность человека высоко оцениват точность таких описаний их личности, которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле неопределённы и достаточно обобщены, чтобы их можно было с таким же успехом применить и ко многим другим людям. Эффектом Барнума можно частично объяснить феномен широкой популярности астрологических гороскопов, хиромантии, гомеопатии, Дизайна человека и прочих псевдонаук. Также отмечается его влияние в соционике. Влияниe эффекта также присутствует в некоторых психологических тестах, результаты которых не позволяют отличить людей друг от друга (https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%83%D0%BC%D0%B0).
Эффект назван в честь знаменитого американского шоумена Финеаса Барнума, который был известен своими психологическими манипуляциями и которому приписывают фразу «У нас есть что-нибудь для каждого». Предположительно, такое название эффекту дал психолог Пол Мил (англ. Paul Meehl).
Эксперимент Форера. В 1948 году он провёл психологический эксперимент, в котором показал действие этого эффекта. Он дал своим студентам специальный тест, чтобы по его результатам провести анализ их личностей. Однако вместо настоящей индивидуальной характеристики он давал всем один и тот же расплывчатый текст, взятый из гороскопа. Затем он попросил каждого студента по пятибалльной шкале оценить соответствие описания их личности действительности, — средней оценкой было 4,26. На оценку точности описания студентов повлиял в том числе и авторитет преподавателя. Впоследствии эксперимент был повторён сотни раз независимыми исследователями.
В одном из исследований, изучавшем влияние этого эффекта, студенты получали оценку своей личности по MMPI и исследователи оценили их ответы. Исследователи составили точные оценки личностей студентов, но дали студентам как точную оценку, так и оценку, использующую поддельные обобщенные описания. Затем студентов попросили выбрать, какую оценку они считают своей. Более половины студентов (59 %) выбрали поддельную оценку.
Итак, эксперименты говорят о том, что не стоит ориентироваться на результаты тестирований. Тогда какая внешняя более-менее объективная информация может быть полезной для ориентировки в себе: например, к какому типу личности можно себя отнести, какой уровень интеллекта, в том числе эмоционального и т.п.? И надо ли это делать?
У большинства людей нет такой потребности – получить о себе информацию психодиагностического характера. Потому что, во-первых, я и сам о себе все знаю, а во- вторых, нельзя доверять результатам тестов. Практика говорит о том, что некоторые родители хотели протестировать своих детей на предмет их профориентации.
Психодиагностика вообще существует по внешнему запросу - получить информацию о человеке для решения, как правило, задач профотбора и клинической диагностики для подтверждения психиатрического или психологического диагноза.
Между тем, в основе любого теста лежит определенная психологическая концепция. Например, о типах личности, структуре интеллекта, эмоциональном интеллекте и т.п. Далее, разработчики теста, опираясь на основные положения этих концепций, подбирают измерительные инструменты: задания, вопросы, варианты ответов. Далее проводят процедуры валидизации, стандартизации, нормирования, которые в конечном итоге позволяют соотнести полученный индивидуальный результат со стандартной нормой и сделать соответствующий вывод. Поэтому любой даже самый профессионально сделанный тест, во-первых, основан на концепции какого-то ученого и потому ограничен изначально, а во-вторых, сами измерительные процедуры далеки от идеальной точности.
Исходя из этого, получать информацию о себе можно не прибегая к психодиагностике, а в результате систематического изучения различного рода психологических концепций и соотнося ее со своими особенностями. То есть рефлексивным путем осознавать себя с различных точек зрения для решения возникающих проблем и ситуаций.
Если, действительно, человек ставит себе задачу понять себя, например, с точки зрения заинтересовавших его типологий личности – в какой мере я нарцисс или тревожный, ригидный или лабильный тип личности – то имеет смысл разобраться с различными концепциями и подходами к типологии личности, выделив в них системообразующие качества и рефлексивно соотнести их со своими характерологическими проявлениями.
Трудности и проблемы здесь могут возникнуть в двух планах: как собрать нужную информацию и как соотнести? Мы, как правило, не привыкли целенаправленно думать о себе, не умеем ставить задачу на осознание, поэтому просто не занимаемся этим. Нас никто этому специально не учил. Наше сознание выдает нам уже готовые мыслеформы по поводу самого себя, и лишь в некоторых случаях, когда мы получаем обратную связь о себе критического характера, задумываемся на этот счет.
Приятного вам осознания себя!
0 комментариев