logo Русская культура: литература, искусство, философия

Роль и формы гротеска в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. В. Маяковского, М. А. Булгакова

Гротеск ‎—‏ ‎это ‎художественный ‎прием, ‎в ‎основе‏ ‎которого ‎лежит‏ ‎предельное‏ ‎преувеличение, ‎использование ‎резких‏ ‎контрастов, ‎абсурда,‏ ‎алогизма, ‎придающее ‎образу ‎фантастический,‏ ‎карикатурный‏ ‎и ‎комический‏ ‎характер. ‎В‏ ‎творчестве ‎М. ‎Е. ‎Салтыкова-Щедрина, ‎В.‏ ‎В.‏ ‎Маяковского ‎и‏ ‎М. ‎А.‏ ‎Булгакова ‎гротеск ‎использовался ‎в ‎качестве‏ ‎формы‏ ‎осмеяния‏ ‎«социального ‎зла»,‏ ‎которое ‎каждый‏ ‎из ‎авторов‏ ‎понимал‏ ‎по-своему, ‎в‏ ‎зависимости ‎от ‎общественно-политической ‎и ‎литературной‏ ‎позиции.

М. ‎Е.‏ ‎Салтыков-Щедрин‏ ‎(1826-1889)

М. ‎Е. ‎Салтыков-Щедрин‏ ‎был ‎ярым‏ ‎противником ‎любого ‎примиренчества, ‎попустительства,‏ ‎всего,‏ ‎чему ‎он‏ ‎дал ‎наименование‏ ‎«гнилого ‎либерализма». ‎В ‎рассуждении ‎о‏ ‎романе‏ ‎И. ‎А.‏ ‎Гончарова ‎«Обрыв»‏ ‎(«Уличная ‎философия») ‎Салтыков-Щедрин ‎уважительно ‎отозвался‏ ‎о‏ ‎тех‏ ‎представителях ‎либерального‏ ‎лагеря ‎1840-х‏ ‎годов, ‎«которые‏ ‎всегда‏ ‎стояли ‎на‏ ‎стороне ‎хорошего ‎и ‎всегда ‎против‏ ‎дурного». ‎Для‏ ‎общественно-политического‏ ‎мышления ‎Салтыкова-Щедрина ‎было‏ ‎характерно ‎резкое,‏ ‎предельно ‎заостренное ‎противопоставление ‎социального‏ ‎«добра»‏ ‎и ‎«зла»,‏ ‎в ‎своем‏ ‎обличении ‎существующего ‎строя ‎автор ‎не‏ ‎видел‏ ‎компромиссов ‎и‏ ‎полутонов. ‎По‏ ‎утверждению ‎С. ‎И. ‎Кормилова ‎[4],‏ ‎в‏ ‎советское‏ ‎время ‎Салтыкова-Щедрина‏ ‎безоговорочно ‎причисляли‏ ‎к ‎лагерю‏ ‎революционных‏ ‎демократов, ‎но‏ ‎в ‎действительности ‎авторская ‎позиция ‎несколько‏ ‎сложнее. ‎В‏ ‎сказке‏ ‎«Богатырь» ‎перед ‎глазами‏ ‎читателями ‎предстает‏ ‎гротескная ‎аллегория ‎прогнившего ‎самодержавия:‏ ‎некогда‏ ‎могущественный ‎богатырь‏ ‎многие ‎десятилетия‏ ‎спал ‎в ‎дупле ‎дерева, ‎и‏ ‎за‏ ‎это ‎время‏ ‎его ‎туловище‏ ‎съели ‎гадюки. ‎Разрушение ‎было ‎временно‏ ‎скрыто‏ ‎от‏ ‎посторонних ‎глаз,‏ ‎но ‎в‏ ‎действительности ‎общество‏ ‎давно‏ ‎уже ‎прогнило‏ ‎изнутри ‎— ‎для ‎коренного ‎переворота‏ ‎оказалось ‎достаточно‏ ‎одного‏ ‎удара ‎кулаком. ‎Аналогичным‏ ‎образом ‎в‏ ‎«Истории ‎одного ‎города» ‎возникла‏ ‎природная‏ ‎стихия ‎невероятной‏ ‎силы ‎—‏ ‎некая ‎фантастическая ‎сущность ‎под ‎названием‏ ‎«Оно»,‏ ‎которая ‎смела‏ ‎Угрюм-Бурчеева ‎(Аракчеева),‏ ‎после ‎чего ‎«история ‎прекратила ‎течение‏ ‎свое».

В.‏ ‎В.‏ ‎Маяковский ‎(1893-1930)

В.‏ ‎В. ‎Маяковский‏ ‎был ‎пламенным‏ ‎сторонником‏ ‎революции, ‎романтиком,‏ ‎одним ‎из ‎главных ‎идеологов ‎футуризма‏ ‎— ‎поэзии‏ ‎будущего‏ ‎и ‎поэзии ‎движения.‏ ‎Маяковский ‎клеймил‏ ‎толпу, ‎«обывательщину», ‎мещанство, ‎в‏ ‎его‏ ‎лирике ‎толпа‏ ‎приняла ‎карикатурно-фантастический‏ ‎образ ‎«стоглавой ‎вши». ‎В ‎стихотворении‏ ‎«О‏ ‎дряни» ‎портрет‏ ‎Маркса ‎неожиданно‏ ‎ожил ‎и ‎потребовал ‎свернуть ‎головы‏ ‎канарейкам,‏ ‎«чтоб‏ ‎коммунизм ‎канарейками‏ ‎не ‎был‏ ‎побит». ‎Описывая‏ ‎мышление‏ ‎мещанина, ‎Маяковский‏ ‎соединил ‎предельно ‎контрастные ‎образы, ‎относящиеся‏ ‎к ‎временным‏ ‎пластам‏ ‎«прошлого» ‎и ‎«будущего»:‏ ‎«товарищ ‎Надя»,‏ ‎подобно ‎девушке ‎XIX ‎столетия,‏ ‎мечтала‏ ‎оказаться ‎на‏ ‎балу. ‎Мир‏ ‎изменился, ‎но ‎категории ‎мышления ‎лирических‏ ‎героев‏ ‎остались ‎прежними,‏ ‎неизменными, ‎что‏ ‎породило ‎фантасмагорический ‎образ ‎«бала ‎в‏ ‎Реввоенсовете».‏ ‎В‏ ‎период ‎НЭПа‏ ‎(1921–1929) ‎Маяковский‏ ‎создал ‎карикатурный‏ ‎образ‏ ‎Присыпкина ‎(феерическая‏ ‎комедии ‎«Клоп» ‎(1928–1929)). ‎Устами ‎одного‏ ‎из ‎своих‏ ‎персонажей,‏ ‎драматург ‎заявил, ‎что‏ ‎Присыпкин ‎был‏ ‎ошибочно ‎отнесен ‎к ‎виду‏ ‎homo‏ ‎sapiens, ‎классу‏ ‎рабочих ‎людей,‏ ‎и ‎должен ‎сидеть ‎в ‎клетке‏ ‎в‏ ‎зоосаде.

М. ‎А.‏ ‎Булгаков ‎(1891-1940)

В‏ ‎отличие ‎от ‎Маяковского, ‎Булгаков ‎крайне‏ ‎негативно‏ ‎воспринял‏ ‎революцию ‎и‏ ‎пытался ‎обрести‏ ‎метафизическое ‎утешение‏ ‎в‏ ‎культуре ‎и‏ ‎искусстве ‎XIX ‎века. ‎Писатель ‎воспроизводил‏ ‎в ‎своих‏ ‎текстах‏ ‎ключевые ‎образы ‎мировой‏ ‎культуры: ‎Фауста,‏ ‎Маргариты, ‎Христа, ‎Сатаны, ‎Иуды,‏ ‎Понтия‏ ‎Пилата. ‎Б.‏ ‎М. ‎Гаспаров‏ ‎[2] ‎обратил ‎внимание, ‎что ‎один‏ ‎и‏ ‎тот ‎же‏ ‎герой ‎на‏ ‎разных ‎сюжетно-мифологических ‎уровнях ‎мог ‎одновременно‏ ‎предстать‏ ‎в‏ ‎роли ‎Фауста,‏ ‎Христа ‎и‏ ‎Пилата. ‎Булгаков‏ ‎подчеркнул‏ ‎противоречивую ‎природу‏ ‎Сатаны ‎эпиграфом ‎из ‎«Фауста» ‎Гете:‏ ‎несмотря ‎на‏ ‎свою‏ ‎дьявольскую ‎природу, ‎Воланд,‏ ‎в ‎понимании‏ ‎Булгакова, ‎не ‎раз ‎совершал‏ ‎благо.‏ ‎Писатель ‎был‏ ‎глубоко ‎погружен‏ ‎в ‎пространство ‎культурного ‎мифа ‎и‏ ‎не‏ ‎мог ‎принять‏ ‎происходящих ‎в‏ ‎стране ‎изменений, ‎что ‎породило ‎карикатурные‏ ‎образы‏ ‎огромной‏ ‎силы, ‎один‏ ‎из ‎самых‏ ‎ярких ‎—‏ ‎пес‏ ‎Шариков, ‎чудесным‏ ‎образом ‎преображенный ‎в ‎человека. ‎Шариков‏ ‎— ‎представитель‏ ‎толпы,‏ ‎обезличенный, ‎расчеловеченный, ‎не‏ ‎имеющий ‎представления‏ ‎о ‎культурной ‎жизни ‎интеллигенции,‏ ‎но‏ ‎при ‎этом‏ ‎ставший ‎господином‏ ‎новой ‎реальности.

Литературный ‎контекст ‎эпохи

Литературный ‎контекст‏ ‎эпохи‏ ‎оказал ‎большое‏ ‎влияние ‎на‏ ‎творчество ‎вышеперечисленных ‎авторов. ‎Салтыков-Щедрин ‎—‏ ‎последователь‏ ‎Гоголя,‏ ‎который ‎также‏ ‎использовал ‎гротеск,‏ ‎чтобы ‎показать‏ ‎бессмысленность,‏ ‎алогичность, ‎пошлость‏ ‎и ‎мертвенность ‎русской ‎действительности. ‎Но‏ ‎в ‎гоголевском‏ ‎смехе‏ ‎много ‎сочувствия ‎к‏ ‎изображаемому, ‎это‏ ‎«смех ‎сквозь ‎слезы» ‎[5],‏ ‎тогда‏ ‎как ‎смех‏ ‎Салтыкова-Щедрина ‎—‏ ‎это ‎«смех ‎сквозь ‎презрение ‎и‏ ‎негодование»‏ ‎[1]. ‎Маяковский‏ ‎принадлежал ‎к‏ ‎эпохе ‎модернизма, ‎которая ‎началась ‎с‏ ‎появления‏ ‎символизма‏ ‎в ‎русской‏ ‎литературе. ‎По‏ ‎мнению ‎О.‏ ‎А.‏ ‎Клинга ‎[3],‏ ‎стиль ‎символизма ‎оказал ‎скрытое ‎влияние‏ ‎на ‎эстетику‏ ‎футуризма.

Маяковский,‏ ‎подобно ‎символистам, ‎противопоставил‏ ‎земному ‎и‏ ‎косному ‎миру ‎некий ‎возвышенный,‏ ‎с‏ ‎трудом ‎достижимый‏ ‎идеал, ‎что‏ ‎породило ‎карикатурные, ‎гротескные ‎образы, ‎направленные‏ ‎на‏ ‎отрицание ‎и‏ ‎преобразование ‎реальности‏ ‎силой ‎слова. ‎Как ‎и ‎символисты,‏ ‎футуристы‏ ‎стремились‏ ‎к ‎созданию‏ ‎«нового» ‎поэтического‏ ‎языка, ‎причудливого‏ ‎и‏ ‎замысловатого ‎(к‏ ‎примеру, ‎можно ‎провести ‎аналогию ‎со‏ ‎стихотворением ‎«Творчество»‏ ‎В.‏ ‎Я. ‎Брюсова).

Символист ‎А.‏ ‎А. ‎Блок‏ ‎призывал ‎отказаться ‎от ‎гуманизма‏ ‎и‏ ‎индивидуализма, ‎признать‏ ‎власть ‎народной‏ ‎стихии ‎(«Стихия ‎и ‎культура» ‎(1908),‏ ‎«Крушение‏ ‎гуманизма» ‎(1919)).‏ ‎Булгаков ‎не‏ ‎согласился ‎с ‎такой ‎позицией ‎и‏ ‎выбрал‏ ‎прямо‏ ‎противоположный ‎путь‏ ‎яростного ‎отрицания‏ ‎«новой ‎реальности»‏ ‎и‏ ‎«человека ‎массы»,‏ ‎с ‎чем ‎связано ‎частое ‎использование‏ ‎приема ‎гротеска.

Гротеск‏ ‎на‏ ‎различных ‎уровнях ‎текста

Гротескные‏ ‎формы ‎проникли‏ ‎на ‎самые ‎разные ‎уровни‏ ‎текста.‏ ‎На ‎уровне‏ ‎хронотопа ‎в‏ ‎комедиях ‎Маяковского ‎«Клоп» ‎и ‎«Баня»‏ ‎фантастическим‏ ‎образом ‎столкнулись‏ ‎настоящее ‎и‏ ‎будущее. ‎Кроме ‎того, ‎авторы ‎использовали‏ ‎гротеск‏ ‎для‏ ‎«расчеловечивания» ‎своих‏ ‎персонажей. ‎Образы‏ ‎Шарикова ‎и‏ ‎Присыпкина‏ ‎оказались ‎во‏ ‎многом ‎сходны: ‎один ‎был ‎вновь‏ ‎превращен ‎в‏ ‎собаку,‏ ‎другой ‎— ‎посажен‏ ‎в ‎клетку‏ ‎в ‎зоосаде. ‎Салтыков-Щедрин ‎расчеловечил‏ ‎своих‏ ‎градоначальников: ‎Прыщ‏ ‎имел ‎фаршированную‏ ‎голову, ‎а ‎Брудастый-Органчик ‎носил ‎на‏ ‎плечах‏ ‎говорящий ‎заводной‏ ‎механизм. ‎Авторы‏ ‎настолько ‎преувеличивали ‎несовершенства ‎своих ‎персонажей,‏ ‎что‏ ‎отказывали‏ ‎им ‎в‏ ‎статусе ‎человека.‏ ‎Карикатура ‎в‏ ‎произведениях‏ ‎Маяковского, ‎Булгакова‏ ‎и ‎Салтыкова-Щедрина ‎достигала ‎большого ‎напряжения‏ ‎и ‎эмоциональной‏ ‎остроты.‏ ‎Что ‎касается ‎композиции,‏ ‎длинная ‎опись‏ ‎градоначальников ‎должна ‎была ‎передать‏ ‎идею‏ ‎о ‎дурной‏ ‎бесконечности ‎истории,‏ ‎а ‎«Дьяволиада», ‎раскрывшая ‎перед ‎читателем‏ ‎абсурдность‏ ‎и ‎хаотичность‏ ‎пореволюционной ‎действительности,‏ ‎намеренно ‎составлена ‎из ‎множества ‎нанизанных‏ ‎друг‏ ‎на‏ ‎друга ‎алогичных‏ ‎происшествий, ‎которые‏ ‎связаны ‎между‏ ‎собой‏ ‎фигурой ‎обезумевшего‏ ‎Короткова. ‎Авторы ‎уделили ‎большое ‎внимание‏ ‎форме ‎своих‏ ‎произведений.‏ ‎Салтыков-Щедрин ‎создал ‎причудливый‏ ‎«эзопов ‎язык»,‏ ‎который ‎помогал ‎ему ‎обойти‏ ‎цензуру,‏ ‎Маяковский ‎был‏ ‎признан ‎одним‏ ‎из ‎главных ‎«словоделов» ‎«Серебряного ‎века».‏ ‎Булгаков‏ ‎старательно ‎передал‏ ‎несуразности ‎языка‏ ‎послеоктябрьской ‎эпохи. ‎Знаменитые ‎фразы ‎«Кто‏ ‎на‏ ‎ком‏ ‎стоял?» ‎и‏ ‎«Абырвалг» ‎должны‏ ‎были ‎подчеркнуть‏ ‎алогичность‏ ‎речи ‎и‏ ‎мышления ‎«человека ‎массы», ‎его ‎ущербность‏ ‎и ‎бескультурие.

Общий‏ ‎эмоциональный‏ ‎фон ‎эпохи

Поэты ‎и‏ ‎писатели, ‎люди‏ ‎тонкой ‎душевной ‎организации, ‎чутко‏ ‎фиксировали‏ ‎общий ‎эмоциональный‏ ‎фон ‎своей‏ ‎эпохи. ‎После ‎революции ‎1917 ‎г.‏ ‎существование‏ ‎культуры ‎XIX‏ ‎века, ‎с‏ ‎ее ‎гуманистическими ‎и ‎христианскими ‎идеалами,‏ ‎оказалось‏ ‎под‏ ‎вопросом, ‎что‏ ‎особенно ‎тревожило‏ ‎Булгакова. ‎Примечательно,‏ ‎что‏ ‎смертоносный ‎вихрь‏ ‎революции ‎и ‎гражданской ‎войны ‎витал‏ ‎в ‎воздухе‏ ‎еще‏ ‎в ‎конце ‎XIX‏ ‎столетия, ‎когда‏ ‎мощная ‎струя ‎обличительной ‎стихии,‏ ‎заданная‏ ‎«гоголевским» ‎направлением,‏ ‎постепенно ‎выходила‏ ‎из ‎берегов. ‎Если ‎Гоголь, ‎православный‏ ‎христианин,‏ ‎пытался ‎найти‏ ‎баланс ‎между‏ ‎обличением ‎и ‎сочувствием, ‎отрицанием ‎и‏ ‎принятием,‏ ‎то‏ ‎смех ‎Салтыкова-Щедрина‏ ‎был ‎уже‏ ‎намного ‎злее‏ ‎и‏ ‎презрительнее. ‎Подобное‏ ‎настроение ‎сохранилось ‎в ‎культурной ‎среде‏ ‎и ‎после‏ ‎1917‏ ‎г., ‎его ‎подхватил‏ ‎Маяковский. ‎Но‏ ‎цензура ‎постепенно ‎ужесточалась. ‎Можно‏ ‎предположить,‏ ‎что ‎ключевым‏ ‎поворотным ‎моментом‏ ‎стал ‎1933, ‎когда ‎к ‎власти‏ ‎в‏ ‎Германии ‎пришли‏ ‎нацисты ‎во‏ ‎главе ‎с ‎Гитлером. ‎Безопасность ‎СССР‏ ‎оказалась‏ ‎под‏ ‎угрозой ‎—‏ ‎возникла ‎необходимость‏ ‎мобилизовать ‎общество.‏ ‎В‏ ‎1934 ‎г.‏ ‎на ‎Первом ‎съезде ‎советских ‎писателей‏ ‎основным ‎методом‏ ‎советской‏ ‎литературы ‎был ‎признан‏ ‎соцреализм, ‎с‏ ‎его ‎пропагандой ‎социального ‎оптимизма‏ ‎и‏ ‎изображением ‎нормативных‏ ‎героев ‎в‏ ‎нормативных ‎обстоятельствах. ‎Создание ‎произведений, ‎наполненных‏ ‎описанием‏ ‎абсурдного, ‎алогичного,‏ ‎намеренно ‎окарикатуренного‏ ‎мира, ‎населенного ‎«мертвыми ‎душами» ‎и‏ ‎«живыми‏ ‎трупами»,‏ ‎оказалось ‎под‏ ‎запретом. ‎В‏ ‎1936 ‎году‏ ‎дискуссия‏ ‎о ‎формализме‏ ‎завершилась ‎введением ‎табу ‎на ‎любое‏ ‎«формалистическое ‎кривляние»,‏ ‎в‏ ‎том ‎числе ‎на‏ ‎гротескные, ‎причудливые‏ ‎словосочетания ‎и ‎выражения, ‎в‏ ‎результате‏ ‎чего ‎окончательно‏ ‎утвердились ‎основные‏ ‎черты ‎эстетики ‎соцреализма: ‎жизнеподобная ‎поэтика‏ ‎и‏ ‎нейтральный ‎стиль.


Литература:

  1. Бушмин,‏ ‎А. ‎С.‏ ‎Салтыков-Щедрин. ‎Искусство ‎сатиры. ‎М., ‎1976.‏ ‎253‏ ‎с.
  2. Гаспаров,‏ ‎Б. ‎М.‏ ‎Новый ‎завет‏ ‎в ‎произведениях‏ ‎Булгакова‏ ‎/ ‎Гаспаров‏ ‎Б. ‎М. ‎Литературные ‎лейтмотивы. ‎М.,‏ ‎1994. ‎303‏ ‎с.
  3. Клинг,‏ ‎О. ‎А. ‎Эволюция‏ ‎и ‎«латентное»‏ ‎существование ‎символизма ‎после ‎Октября‏ ‎//‏ ‎Вопросы ‎литературы.‏ ‎1999. ‎№‏ ‎4, ‎с. ‎37–64.
  4. Кормилов, ‎С. ‎И.‏ ‎«Засунула‏ ‎свинья ‎рыло‏ ‎в ‎кисель‏ ‎по ‎самые ‎уши…» ‎Социологизм ‎«Сказок»‏ ‎М.‏ ‎Е.‏ ‎Салтыкова ‎(Н.‏ ‎Щедрина) ‎//‏ ‎Русский ‎язык‏ ‎и‏ ‎литература ‎в‏ ‎средней ‎и ‎высшей ‎школе. ‎2017.‏ ‎№ ‎1–2,‏ ‎с.‏ ‎20–42.
  5. Манн, ‎Ю. ‎В.‏ ‎Поэтика ‎Гоголя.‏ ‎М., ‎1988. ‎412 ‎с.


Читайте‏ ‎нас‏ ‎в ‎Телеграм:‏ ‎https://t.me/rus_culture_koltsova

Предыдущий Следующий
Все посты проекта

Статистика

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048