logo Рождественские байки

Противоестественный отбор. О сценарных конкурсах (часть 1-я)

NB: ‎статья,‏ ‎изначально ‎опубликованная ‎на ‎другой ‎площадке,‏ ‎несмотря ‎на‏ ‎отсутствие‏ ‎показов, ‎в ‎итоге‏ ‎расползлась ‎по‏ ‎сообществам ‎и ‎наделала ‎немало‏ ‎шуму.‏ ‎У ‎меня‏ ‎даже ‎появились‏ ‎хейтерши ‎из ‎штатных ‎сотрудниц ‎кинокомпаний‏ ‎-‏ ‎писавшие ‎про‏ ‎меня ‎гаденькие‏ ‎постики ‎в ‎своих ‎бложиках. ‎И‏ ‎это,‏ ‎коллеги,‏ ‎только ‎доказывает‏ ‎ценность ‎статьи.‏ ‎Итак, ‎вашему‏ ‎вниманию‏ ‎- ‎дополненная‏ ‎информация ‎о ‎том, ‎что ‎нынче‏ ‎называется ‎словосочетанием‏ ‎"сценарные‏ ‎конкурсы/питчинги".

Как ‎говаривала ‎героиня‏ ‎фильма ‎"По‏ ‎семейным ‎обстоятельствам": ‎"Людям ‎нужны‏ ‎легенды".‏ ‎Я ‎бы‏ ‎сказала ‎чуть‏ ‎иначе: ‎людям ‎нужна ‎анестезия. ‎Реальность‏ ‎порой‏ ‎ранит ‎настолько‏ ‎сильно, ‎что‏ ‎выжить ‎в ‎ней ‎без ‎обезболивания‏ ‎просто‏ ‎невозможно.‏ ‎Именно ‎поэтому‏ ‎большинство ‎людей‏ ‎с ‎удовольствием‏ ‎верит‏ ‎в ‎легенды,‏ ‎сказки ‎и ‎разные ‎душеспасительные ‎байки.

Серьезно,‏ ‎ну ‎какая‏ ‎голливудская‏ ‎актриса ‎честно ‎расскажет,‏ ‎сколько ‎на‏ ‎самом ‎деле ‎"кушеток ‎для‏ ‎кастинга"‏ ‎ей ‎пришлось‏ ‎пройти, ‎прежде‏ ‎чем ‎она ‎добилась ‎таки ‎звездного‏ ‎статуса‏ ‎и ‎гонораров‏ ‎с ‎шестью‏ ‎нулями? ‎Скорее ‎всего, ‎пиар-отдел ‎студии,‏ ‎торгующей‏ ‎кино,‏ ‎в ‎котором‏ ‎эта ‎актриса‏ ‎сыграла ‎главную‏ ‎роль,‏ ‎сочинит ‎что-то‏ ‎в ‎духе ‎"однажды ‎Мордателла ‎Письяго‏ ‎случайно ‎зашла‏ ‎в‏ ‎магазин ‎нижнего ‎белья‏ ‎и ‎возле‏ ‎кассы ‎повздорила ‎с ‎солидным‏ ‎господином‏ ‎в ‎дорогом‏ ‎костюме. ‎Им‏ ‎(господином, ‎а ‎не ‎костюмом, ‎конечно)‏ ‎оказался‏ ‎известный ‎продюсер‏ ‎Встарви ‎Зашейн".

Или‏ ‎взять ‎одного ‎весьма ‎знаменитого ‎актера,‏ ‎который‏ ‎прославился‏ ‎на ‎весь‏ ‎мир ‎ролью‏ ‎мужественного ‎сотрудника‏ ‎секретной‏ ‎службы. ‎Знаете‏ ‎ли ‎вы, ‎что ‎этот ‎мачистый‏ ‎красавец-брутал ‎в‏ ‎молодости‏ ‎носил ‎длинные ‎волосы‏ ‎и ‎вообще-то‏ ‎был ‎протеже ‎весьма ‎влиятельного‏ ‎в‏ ‎Голливуде ‎драматурга-гомосексуалиста?

Или‏ ‎еще ‎одна‏ ‎актриса, ‎которая ‎активно ‎снималась ‎в‏ ‎90-х‏ ‎и ‎переиграла‏ ‎героинь ‎в‏ ‎доброй ‎половине ‎тогдашних ‎блокбастеров. ‎Тот‏ ‎факт,‏ ‎что‏ ‎она ‎дочь‏ ‎продюсера, ‎который‏ ‎и ‎запускал‏ ‎большинство‏ ‎этих ‎фильмов,‏ ‎вскрылся ‎для ‎обывателей ‎только ‎после‏ ‎прихода ‎в‏ ‎нашу‏ ‎жизнь ‎доступного ‎интернета‏ ‎и ‎сайта‏ ‎imdb.

Или ‎вот, ‎среди ‎сценарной‏ ‎братвы‏ ‎очень ‎долго‏ ‎ходила ‎легенда‏ ‎про ‎талантливую ‎начинающую ‎сценаристку ‎Дайан‏ ‎Томас,‏ ‎которая ‎работала‏ ‎официанткой, ‎и‏ ‎в ‎один ‎прекрасный ‎момент ‎продала‏ ‎свой‏ ‎гениальный‏ ‎сценарий ‎"Роман‏ ‎с ‎камнем"‏ ‎проезжавшему ‎мимо‏ ‎ее‏ ‎кафе ‎Майклу‏ ‎Дугласу. ‎Даже ‎в ‎википедии ‎до‏ ‎сих ‎пор‏ ‎(!)‏ ‎написано, ‎что ‎Дайан‏ ‎Томас ‎"разослала‏ ‎свой ‎сценарий ‎по ‎голливудским‏ ‎студиям,‏ ‎и ‎его‏ ‎быстро ‎приобрел‏ ‎продюсер ‎Майкл ‎Дуглас". ‎В ‎реальности‏ ‎Дайан‏ ‎Томас ‎на‏ ‎момент ‎запуска‏ ‎"Романа ‎с ‎камнем" ‎была ‎знакома‏ ‎с‏ ‎Майклом‏ ‎Дугласом ‎более‏ ‎десяти ‎лет,‏ ‎и ‎еще‏ ‎задолго‏ ‎до ‎съемок‏ ‎своего ‎хитового ‎сценария ‎уже ‎работала‏ ‎сценаристом ‎в‏ ‎телевизионном‏ ‎шоу ‎Майкла ‎Дугласа.‏ ‎Но ‎кого,‏ ‎к ‎черту, ‎интересует ‎такая‏ ‎правда?‏ ‎Согласитесь, ‎версия‏ ‎про ‎официантку‏ ‎и ‎случайно ‎зашедшего ‎за ‎бургером‏ ‎Майла‏ ‎Дугласа ‎звучит‏ ‎куда ‎интереснее.‏ ‎Теоретически ‎такое, ‎конечно, ‎могло ‎случиться‏ ‎-‏ ‎примерно‏ ‎с ‎одним‏ ‎человеком ‎из‏ ‎более ‎чем‏ ‎семимиллиардного‏ ‎населения ‎нашей‏ ‎грешной ‎матушки-Земли. ‎Проще ‎говоря, ‎такая‏ ‎история ‎выглядит‏ ‎как‏ ‎мечта. ‎А ‎мечту‏ ‎очень ‎удобно‏ ‎продавать, ‎манипулируя ‎собственно ‎теми,‏ ‎кто‏ ‎этой ‎мечтой‏ ‎одержим.

Не ‎гнушаются‏ ‎торговать ‎мечтой ‎и ‎наши ‎продюсеры‏ ‎-‏ ‎особенно ‎когда‏ ‎нужно ‎замести‏ ‎под ‎коврик ‎что-нибудь ‎дурно ‎пахнущее‏ ‎или‏ ‎же‏ ‎просто ‎обзавестись‏ ‎бесплатной ‎рабсилой,‏ ‎готовой ‎впахивать‏ ‎на‏ ‎продюсера ‎за‏ ‎иллюзию ‎о ‎сбыче ‎(мечты).

Собственно, ‎всевозможным‏ ‎лохотронам ‎наши‏ ‎продюсеры‏ ‎как ‎раз ‎и‏ ‎научились ‎у‏ ‎Голливуда ‎(нет, ‎чтобы ‎чему‏ ‎хорошему‏ ‎научиться). ‎И‏ ‎одной ‎из‏ ‎разновидностей ‎лохотрона ‎являются ‎конкурсы ‎сценариев‏ ‎(и/или‏ ‎сценаристов). ‎Подобных‏ ‎конкурсов ‎на‏ ‎просторах ‎сети ‎проводится ‎великое ‎множество‏ ‎(только‏ ‎за‏ ‎крайних ‎четыре‏ ‎года ‎я‏ ‎припомню ‎штук‏ ‎десять,‏ ‎если ‎не‏ ‎больше). ‎И, ‎конечно, ‎как ‎и‏ ‎во ‎всяком‏ ‎лохотроне‏ ‎декларируемые ‎цели ‎организаторов‏ ‎очень ‎далеки‏ ‎от ‎истинных.

Честно ‎говоря, ‎я‏ ‎могла‏ ‎бы ‎просто‏ ‎написать ‎здесь‏ ‎"никакие ‎таланты ‎продюсерам ‎не ‎нужны",‏ ‎но‏ ‎тогда ‎не‏ ‎было ‎бы‏ ‎этой ‎красивой ‎(ну ‎я ‎так‏ ‎"скромно"‏ ‎надеюсь,‏ ‎что ‎красивой)‏ ‎статьи. ‎Кроме‏ ‎того, ‎я‏ ‎ведь‏ ‎тоже ‎живой‏ ‎человек, ‎и ‎иногда ‎тоже ‎нет-нет,‏ ‎да ‎и‏ ‎поверю‏ ‎в ‎какую-нибудь ‎душеспасительную‏ ‎байку ‎-‏ ‎проще ‎говоря, ‎я ‎сама‏ ‎неоднократно‏ ‎участвовала ‎в‏ ‎сценарных ‎лохотронах,‏ ‎так ‎почему ‎бы ‎не ‎поделиться‏ ‎горьким‏ ‎опытом? ‎Главное,‏ ‎что ‎я‏ ‎могу ‎сказать: ‎хорошую ‎вещь ‎конкурсом‏ ‎не‏ ‎назовут.

Как‏ ‎правило, ‎сценарные‏ ‎конкурсы ‎бывают‏ ‎двух ‎типов:‏ ‎те,‏ ‎где ‎ищутся‏ ‎конкретные ‎материалы ‎(идеи, ‎заявки, ‎синопсисы,‏ ‎сценарные ‎разработки‏ ‎и‏ ‎даже ‎целые ‎сценарии)‏ ‎и ‎те,‏ ‎где ‎ищутся ‎собственно ‎авторы‏ ‎(сценаристы).‏ ‎И ‎в‏ ‎том, ‎и‏ ‎в ‎другом ‎случае ‎информационное ‎поле‏ ‎пестрит‏ ‎всевозможными ‎призывами‏ ‎("Алло, ‎мы‏ ‎ищем ‎таланты!" ‎"Только ‎для ‎талантливых!"‏ ‎"Талантам‏ ‎надо‏ ‎помогать ‎-‏ ‎бездарности ‎пробьются‏ ‎сами!" ‎и‏ ‎посулами‏ ‎("Победитель ‎получит‏ ‎контракт!" ‎"Победившему ‎автору ‎будет ‎предложен‏ ‎договор!" ‎"Лучший‏ ‎сценарий‏ ‎кинокомпания ‎возьмет ‎в‏ ‎производство!" ‎"Лучшие‏ ‎из ‎лучших ‎получат ‎место‏ ‎в‏ ‎сценарной ‎комнате!").‏ ‎При ‎всем‏ ‎при ‎этом ‎любой ‎мало-мальски ‎кумекающий‏ ‎в‏ ‎юриспруденции ‎человек,‏ ‎внимательно ‎изучив‏ ‎Положения ‎стандартного ‎конкурса, ‎заметит, ‎что‏ ‎организаторы‏ ‎предпочитают‏ ‎обтекаемые ‎формулировки‏ ‎(Какой ‎контракт?‏ ‎На ‎какую‏ ‎сумму?‏ ‎Условия ‎договора?‏ ‎Сроки? ‎График ‎выплат? ‎- ‎все‏ ‎это ‎обозначается‏ ‎коротенькой‏ ‎строчкой ‎"Условия ‎будем‏ ‎обсуждать ‎с‏ ‎победителем ‎индивидуально"). ‎Более ‎того,‏ ‎всегда‏ ‎в ‎этих‏ ‎"простынях" ‎присутствует‏ ‎что-то ‎вроде ‎"Организаторы ‎оставляют ‎за‏ ‎собой‏ ‎право ‎не‏ ‎выбирать ‎победителей‏ ‎и ‎не ‎вручать ‎призов". ‎Отлично,‏ ‎а?‏ ‎То‏ ‎есть, ‎вся‏ ‎вот ‎эта‏ ‎бодяга, ‎ради‏ ‎которой‏ ‎вы ‎ночей‏ ‎не ‎спали, ‎запросто ‎может ‎закончиться‏ ‎пшиком, ‎точнее,‏ ‎не‏ ‎закончиться ‎ничем ‎-‏ ‎причем, ‎вас‏ ‎об ‎этом ‎уже ‎заранее,‏ ‎прям‏ ‎с ‎порога‏ ‎предупреждают.

  • Так, ‎несколько‏ ‎лет ‎назад ‎одна ‎ОЧЕНЬ ‎уважаемая‏ ‎кинокомпания‏ ‎объявила ‎конкурс‏ ‎сценариев. ‎Сроки‏ ‎объявления ‎финалистов ‎несколько ‎раз ‎переносились,‏ ‎и‏ ‎в‏ ‎конечном ‎итоге‏ ‎продюсеры, ‎замутившие‏ ‎конкурс, ‎просто‏ ‎съехали‏ ‎с ‎темы‏ ‎- ‎типа ‎ничего ‎и ‎не‏ ‎было. ‎Забавно,‏ ‎что‏ ‎в ‎это ‎самое‏ ‎время ‎ваша‏ ‎покорная ‎слуга ‎как ‎раз‏ ‎подписала‏ ‎с ‎этими‏ ‎продюсерами ‎и‏ ‎этой ‎компанией ‎договор ‎на ‎разработку‏ ‎сериала.‏ ‎Главный ‎редактор‏ ‎компании ‎(редкостная,‏ ‎замечу, ‎с... ‎короче, ‎неприятная ‎особа)‏ ‎была‏ ‎вообще‏ ‎не ‎в‏ ‎курсе ‎ни‏ ‎о ‎каком‏ ‎конкурсе.‏ ‎Договор ‎мы‏ ‎в ‎итоге ‎расторгли, ‎а ‎сценарий‏ ‎я, ‎основательно‏ ‎его‏ ‎переписав, ‎позже ‎продала‏ ‎другой ‎относительно‏ ‎нормальной кинокомпании.

Самое ‎обидное ‎во ‎всех‏ ‎этих‏ ‎ситуациях, ‎что‏ ‎доказать-то ‎ничего‏ ‎невозможно. ‎"Ну ‎да, ‎- ‎скажут‏ ‎организаторы,‏ ‎- ‎ну,‏ ‎объявляли ‎мы‏ ‎сценарный ‎конкурс, ‎было ‎дело... ‎Но‏ ‎мы‏ ‎ж‏ ‎не ‎виноваты,‏ ‎что ‎все‏ ‎такие ‎бездарные!‏ ‎Пришлось‏ ‎опять ‎обратиться‏ ‎к ‎проверенным ‎профессионалам ‎индустрии". ‎Что,‏ ‎в ‎принципе,‏ ‎мало‏ ‎отличается ‎от ‎извечного‏ ‎продюсерского ‎"сценаристов‏ ‎нет, ‎сценарии ‎плохие, ‎вот‏ ‎потому‏ ‎и ‎снимаем‏ ‎такое ‎дерьмо!"

Тем‏ ‎более, ‎при ‎таком ‎раскладе ‎любой‏ ‎начинающий,‏ ‎а ‎то‏ ‎и ‎продолжающий‏ ‎автор, ‎как ‎и ‎подобает ‎хорошо‏ ‎воспитанному‏ ‎невротику,‏ ‎немедленно ‎обвинит‏ ‎во ‎всем‏ ‎себя, ‎а‏ ‎токсичная‏ ‎среда ‎эту‏ ‎уверенность ‎в ‎нем ‎старательно ‎подпитает‏ ‎и ‎укрепит‏ ‎-‏ ‎дескать, ‎ты, ‎тупая‏ ‎скотина, ‎сделал‏ ‎все ‎неправильно ‎и ‎некачественно,‏ ‎потому‏ ‎и ‎сидишь‏ ‎в ‎лузерах.

Подводя‏ ‎промежуточные ‎итоги... ‎Нет, ‎лучше ‎скажем‏ ‎по-другому:‏ ‎резюмируя ‎эту‏ ‎часть ‎статьи,‏ ‎могу ‎сказать ‎- ‎если ‎вам‏ ‎дороги‏ ‎ваше‏ ‎время ‎и‏ ‎ваши ‎нервы,‏ ‎лучше ‎ни‏ ‎в‏ ‎чем ‎таком‏ ‎не ‎участвовать.

А ‎теперь ‎рассмотрим ‎подробнее‏ ‎те ‎самые‏ ‎неочевидные‏ ‎причины, ‎побуждающие ‎наших‏ ‎продюсеров ‎снова‏ ‎и ‎снова, ‎из ‎года‏ ‎в‏ ‎год, ‎из‏ ‎сезона ‎в‏ ‎сезон ‎мутить ‎свои ‎лохотроны ‎конкурсы‏ ‎-‏ ‎причины, ‎которые‏ ‎продюсеры, ‎разумеется,‏ ‎тщательно ‎скрывают ‎(что ‎неудивительно).

Причина ‎1-я‏ ‎и‏ ‎самая‏ ‎распространенная ‎-‏ ‎имитация ‎деятельности‏ ‎перед ‎начальством.

Причина‏ ‎2-я,‏ ‎часто ‎(хоть‏ ‎и ‎не ‎всегда) ‎вытекающая ‎из‏ ‎1-й ‎-‏ ‎"пылесос"‏ ‎или ‎сбор ‎креатива.

Причина‏ ‎3-я, ‎часто‏ ‎(хоть ‎и ‎не ‎всегда)‏ ‎вытекающая‏ ‎из ‎2-й‏ ‎- ‎мониторинг‏ ‎среды.

Причина ‎4-я ‎- ‎"зеленый ‎коридор"‏ ‎для‏ ‎своих.

Причина ‎5-я‏ ‎- ‎хайп.

Причина‏ ‎6-я ‎(и, ‎на ‎мой ‎взгляд,‏ ‎самая‏ ‎мерзкая)‏ ‎- ‎поиск‏ ‎"рабов" ‎(бесплатной‏ ‎рабочей ‎силы).

Причина‏ ‎7-я‏ ‎(НОВАЯ!) ‎-‏ ‎освоение ‎государственных ‎грантов.

Причина ‎8-я ‎(НОВАЯ!)‏ ‎- ‎заманивание‏ ‎учеников‏ ‎на ‎(часто ‎дорогостоящие)‏ ‎курсы ‎платных‏ ‎киношкол.

А ‎также ‎комбинация ‎нескольких‏ ‎(а‏ ‎то ‎и‏ ‎всех ‎сразу)‏ ‎перечисленных ‎причин.

Это, ‎конечно, ‎не ‎все,‏ ‎но,‏ ‎пожалуй, ‎самое‏ ‎основное. ‎Во‏ ‎второй ‎части ‎статьи ‎я ‎подробно‏ ‎расскажу‏ ‎о‏ ‎каждом ‎пункте.

Следующий
Все посты проекта

Статистика

Контакты

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048