
Скоморохи
Царские комедии, перестрелки из-за балерин, Майкл Джексон в Таманской дивизии и другие замечательные события на подмостках российского государства.
Когда в России появились первые шоу, нельзя сказать точно. Зато доподлинно известно, что они были довольно жесткими. У бродячих артистов — скоморохов — не было табуированных тем: насмешки, глум и издевательство над всем, что дорого обывателю. За это скоморохов и любили. По городам и селам кочевали труппы бродячих клоунов, музыкантов, кукольников, дрессировщиков, они разыгрывали сатирические сценки в потешных масках под дикий аккомпанемент дудок, волынок и бубнов. Дудки и волынки, кстати, считались почти психологическим оружием: в Москве XVI века даже проводили обыски с изъятием «бесовских гудебных сосудов».
Сцены у скоморохов не было, границ тоже — они обожали выдернуть зрителя из толпы и заставить плясать. Отказываться себе дороже. Эти артисты обычно не спрашивали, хочешь ты смотреть их представление или нет. Судебные документы сообщали, что они «совокупясь ватагами многими по деревням у крестьян едят и пьют сильно и из клетей животы грабят и по дорогам людей разбивают». То есть ты представление смотрел? Смотрел. А теперь отдавай артистам кошелек. Вот такой иммерсивный театр.
Коронным номером было шоу с медведем — его таскали за собой на цепи и учили разным трюкам, например, плясать или изображать пьяного. В конце концов скоморохов запретили — а то стало как-то слишком уж весело. Что это было, ученые гадают до сих пор: то ли занесенный в Россию неизвестно как и изменившийся до неузнаваемости итальянский уличный театр, то ли какой-то отголосок мрачных языческих обрядов.
Забавы Петра Великого
Но то была народная культура. А в XVII веке к производству русского шоу подключилось государство — в лице Петра I. Во всем, что делал император, угадывался почерк человека, который балансирует между потрясающими идеями и откровенно безумными. «Давайте строить новую столицу прямо на болоте». «Давайте будем воевать с самой сильной армией континента». Но у него все получалось — на то он и Великий. Получилось и его личное придворное шоу. Оно называлось «Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор» и пародировало его же собственное государство (а заодно католическую церковь, чтобы обидно было сразу всем).

Скоморохи
Царские комедии, перестрелки из-за балерин, Майкл Джексон в Таманской дивизии и другие замечательные события на подмостках российского государства.
Когда в России появились первые шоу, нельзя сказать точно. Зато доподлинно известно, что они были довольно жесткими. У бродячих артистов — скоморохов — не было табуированных тем: насмешки, глум и издевательство над всем, что дорого обывателю. За это скоморохов и любили. По городам и селам кочевали труппы бродячих клоунов, музыкантов, кукольников, дрессировщиков, они разыгрывали сатирические сценки в потешных масках под дикий аккомпанемент дудок, волынок и бубнов. Дудки и волынки, кстати, считались почти психологическим оружием: в Москве XVI века даже проводили обыски с изъятием «бесовских гудебных сосудов».
Сцены у скоморохов не было, границ тоже — они обожали выдернуть зрителя из толпы и заставить плясать. Отказываться себе дороже. Эти артисты обычно не спрашивали, хочешь ты смотреть их представление или нет. Судебные документы сообщали, что они «совокупясь ватагами многими по деревням у крестьян едят и пьют сильно и из клетей животы грабят и по дорогам людей разбивают». То есть ты представление смотрел? Смотрел. А теперь отдавай артистам кошелек. Вот такой иммерсивный театр.
Коронным номером было шоу с медведем — его таскали за собой на цепи и учили разным трюкам, например, плясать или изображать пьяного. В конце концов скоморохов запретили — а то стало как-то слишком уж весело. Что это было, ученые гадают до сих пор: то ли занесенный в Россию неизвестно как и изменившийся до неузнаваемости итальянский уличный театр, то ли какой-то отголосок мрачных языческих обрядов.
Забавы Петра Великого
Но то была народная культура. А в XVII веке к производству русского шоу подключилось государство — в лице Петра I. Во всем, что делал император, угадывался почерк человека, который балансирует между потрясающими идеями и откровенно безумными. «Давайте строить новую столицу прямо на болоте». «Давайте будем воевать с самой сильной армией континента». Но у него все получалось — на то он и Великий. Получилось и его личное придворное шоу. Оно называлось «Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор» и пародировало его же собственное государство (а заодно католическую церковь, чтобы обидно было сразу всем).



























