Чипфляция, кофе и пару слов о нефти

Поговорим немного о последних заинтересовавших меня темах.

И да, все это не инвестиционные рекомендации.


Существует феномен, получивший название «чипфляция» (cheap-flation).

Это такая ситуация, когда цены на дешевые товары растут быстрее цен на их более дорогие, премиальные аналоги.

Чаще всего это случается в периоды ускорения инфляции, когда потребители начинают массово переходить на продукты и товары попроще, подешевле в целях экономии. Продавцы начинают чаще пересматривать свои цены, замечают возросший спрос на товары дешевых марок, повышают цены на них чаще и в большей степени.

Как следствие, экономия за счет покупки товаров подешевле может практически полностью нивелироваться тем, что цены на такие товары растут быстрее цен на более дорогие их аналоги.

Кроме чипфляции современник в периоды ускорения инфляции нередко сталкивается и с «шринкфляцией» (shrink-flation).

Это в свою очередь ситуация, когда продавец вместо повышения цен начинает уменьшать содержимое упаковок со своей продукцией. Если вы еще не обращали внимание на то, что крупа больше не продается по килограмму (пачки на прилавках уже давно по 900 г.), то зайдите завтра в магазин и внимательно вглядитесь в привычные вам товары на полках — вас ждет множество удивительных открытий.

Какой из всего этого можно сделать вывод? Если вы последнее время все чаще обращаете внимание на проявление шринкфляции, а проведя небольшое персональное исследование (перейдя на продукцию подешевле и не заметив уже вскоре особой разницы для своего бюджета) убеждаетесь, что и чипфляция тоже имеет место быть, то знайте — инфляция ускоряется.


Где еще «весело» от роста цен, так это на фермах какао-бобов в Уганде.

Многие угандийские фермеры в текущем году столкнулись с беспрецедентным ростом краж урожая и вынуждены патрулировать свои угодья, нанимать охранников, заводить целые выводки сторожевых собак, а некоторые даже расставляют по периметру улья (с особо злыми пчелами, надо думать).

Не последней причиной того, что грабители внаглую приходят по ночам собирать дозревающие какао-бобы прямо с деревьев, стал существенный рост цен на кофе, вызванный засухой в ключевом мировом производителе кофе — Вьетнаме.


За год цена контракта выросла на 70 (!) процентов.

В общем, если вы любите кофе так сильно, как его люблю я, — запаситесь что ли мешком-другим, пусть это и не сильно поможет.


А вот цены на нефть падают (но там все не так однозначно, как вы могли подумать).

Последние годы отрасль нефтедобычи переживала подъем в связи с высокими ценами на нефть, но за последний квартал цена барреля нефти марки Брент продемонстрировала снижение и сейчас торгуется где-то в районе 70$.


Любимым приемчиком Джона Рокфеллера (один из «отцов» современной нефтяной промышленности, Standard Oil) в конкурентной борьбе был демпинг — существенное снижение цены на товары, чтобы конкуренты были вынуждены продавать себе в убыток и разорялись.

Тогда это называлось «good sweating» — «глубокое прогревание / пропотевание (?)» на нашенском.

Бытует мнение, что сегодня к тактике «good sweating» решили прибегнуть в ОПЕК.

Акционеры крупнейших мировых нефтяных компаний (западных, естественно) за последние несколько лет привыкли к хорошим дивидендам (выплаты «выше рынка» обеспечивались в том числе и обратным выкупом акций=сокращением акций в обороте и повышением доли выплат приходящихся на оставшиеся, непогашенные), но в текущих реалиях (особенно если снизившиеся цены задержатся на-подольше на фоне возможной рецессии экономик США и Европы) им станет сложнее удерживать держателей своих акций и инвесторов, которые при продолжающейся политике «зеленого» насилия над нефтянкой предпочитают деньги сегодня обещаниям денег когда-нибудь завтра.

На осень запланировано увеличение объемов нефти, которые ОПЕК поставляет на рынок. Допустим, что ОПЕК действительно их увеличит, тогда цена в теории должна будет спуститься еще ниже, что будет (на мой взгляд) означать, что картель действительно хочет «прогреть» своих конкурентов.

70$ за баррель — это цена, при которой добыча компаний, занятых гидроразрывом пластов бассейна Permian на территории США, оправдана и приносит прибыль.

Ниже этой цены компании будут работать себе в убыток. Другие (европейские и транснациональные) компании работающие в западном полюсе понятий и смыслов («зеленеем парни, зеленеем») могут столкнуться с оттоком инвестиций и будут вынуждены сокращать свои и так тощие программы геологоразведки и бурения, что снизит их конкурентоспособность по отношению к картелю в долгосрочной перспективе.

Вроде круто, но есть нюанс. Доходы от нефти играют очень существенную роль в наполнении бюджета Российской Федерации. В текущих условиях, когда тратить есть на что (и тратить надо много), за эти доходы мы будем держаться как следует.

Падение цены на нефть в долларах практически неминуемо будет означать необходимость сделать рубль подешевле, чтобы сводить баланс.

Насколько подешевле? Ну для начала, возможно, доллар сходит к 100 рублям и там задержится, а там будет видно.

Но все это, как я уже упоминал, не однозначно.

ОПЕК может решить придержать выпуск дополнительной нефти на рынок, драма на Ближнем Востоке может пойти на новый виток и поддержать цены на нефть, рецессия в крупнейших экономиках может в следующем году и не наступить, даже Трамп может выиграть выборы!

Так что продолжим вести наблюдения и корректировать свои спекуляции о разворачивающихся в мире сценариях по мере поступления новых вводных.

На сегодня все.

Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации