Короткая заметка 💡 Михаил Лермонтов о конфликте между творческим человеком и обществом
В 1839 году Михаил Юрьевич Лермонтов написал стихотворение «Не верь себе». У критиков и литературоведов нет единого мнения о его смысле и основной идее. Эта тема вызывает множество дискуссий и споров.
Вот текст самого стихотворения:
Не верь, не верь себе, мечтатель молодой,
Как язвы, бойся вдохновенья…
Оно — тяжелый бред души твоей больной
Иль пленной мысли раздраженье.
В нем признака небес напрасно не ищи –
То кровь кипит, то сил избыток!
Скорее жизнь свою в заботах истощи,
Разлей отравленный напиток!
Случится ли тебе в заветный, чудный миг
Отрыть в душе давно безмолвной
Еще неведомый и девственный родник,
Простых и сладких звуков полный, –
Не вслушивайся в них, не предавайся им,
Набрось на них покров забвенья:
Стихом размеренным и словом ледяным
Не передашь ты их значенья.
Закрадется ль печаль в тайник души твоей,
Зайдет ли страсть с грозой и вьюгой,
Не выходи тогда на шумный пир людей
С своею бешеной подругой;
Не унижай себя. Стыдися торговать
То гневом, то тоской послушной
И гной душевных ран надменно выставлять
На диво черни простодушной.
Какое дело нам, страдал ты или нет?
На что нам знать твои волненья,
Надежды глупые первоначальных лет,
Рассудка злые сожаленья?
Взгляни: перед тобой играючи идет
Толпа дорогою привычной;
На лицах праздничных чуть виден след забот,
Слезы не встретишь неприличной.
А между тем из них едва ли есть один,
Тяжелой пыткой не измятый,
До преждевременных добравшийся морщин
Без преступленья иль утраты!..
Поверь: для них смешон твой плач и твой укор,
С своим напевом заученным,
Как разрумяненный трагический актер,
Махающий мечом картонным…
Также эти стихотворение предваряет эпиграф на французском языке:
Какое нам, в конце концов, дело
До грубого крика всех этих горланящих шарлатанов,
Продавцов пафоса и мастеров напыщенности
И всех плясунов, танцующих на фразе?
О. Барбье.
Как вы считаете, о чём это произведение?

На мой взгляд, основная идея этого стихотворения прямо противоположна его названию: поэт (как и любой другой творческий человек) должен верить в себя, а не ориентироваться на мнение окружающих.
Получается своего рода игра слов. Все глаголы — «не верь», «не идеи», «истощи», «не предавайся» и т. д. — на самом деле нужно понимать наоборот. На пути творчества неизбежно встречаются безразличие, осуждение и пренебрежение, но важно сохранить себя, свою гордость и чувство собственного достоинства. Нужно продолжать творить, несмотря ни на что.
****
Читайте также:
В чем польза посредственных художников?
Как художнику «съесть лягушку»?
Кто лучший портретист: художник, писатель или нейросеть?
Современное искусство понимают не все. Что с ним не так?
****
Смотрите также:
****
Все изображения приведены в информационных целях, а права на них принадлежат правообладателям.