logo Однако

Свобода и справедливость: вместо предисловия к давосской речи Путина [Михаил ЛЕОНТЬЕВ]

18 июня ‎2013‏ ‎года, ‎за ‎семь ‎лет ‎до‏ ‎давосского ‎призыва‏ ‎Путина‏ ‎к ‎«мировой ‎революции‏ ‎сверху», ‎Михаил‏ ‎Леонтьевна ‎«Однако» ‎тщательно ‎раскладывал‏ ‎по‏ ‎полочкам ‎диалектику‏ ‎ключевых ‎политэкономических‏ ‎и ‎нравственных ‎сущностей ‎– ‎свободы‏ ‎и‏ ‎справедливости.

***

Резкий ‎рывок‏ ‎к ‎ненюханной‏ ‎свободе, ‎который ‎наше ‎общество ‎проделало‏ ‎более‏ ‎20‏ ‎лет ‎[30‏ ‎лет ‎теперь‏ ‎уже] ‎назад,‏ ‎привёл‏ ‎к ‎тому,‏ ‎что ‎мы ‎этой ‎«свободой» ‎чуть‏ ‎не ‎захлебнулись.‏ ‎Пришлось‏ ‎откачивать. ‎Буквально.

Следствием ‎этого‏ ‎рывка ‎оказался‏ ‎острейший ‎дефицит ‎справедливости. ‎И‏ ‎сколько‏ ‎бы ‎известные,‏ ‎даже ‎вполне‏ ‎многочисленные ‎группы ‎населения ‎ни ‎выходили‏ ‎на‏ ‎площади ‎за‏ ‎«свободы», ‎императивом‏ ‎и ‎острейшим ‎дефицитом ‎для ‎огромного‏ ‎большинства‏ ‎является‏ ‎именно ‎справедливость.

Проблема‏ ‎в ‎том,‏ ‎что ‎эти‏ ‎понятия‏ ‎не ‎ходят‏ ‎вместе, ‎и ‎не ‎дай ‎боже,‏ ‎чтобы ‎они‏ ‎столкнулись.‏ ‎Наша ‎задача ‎—‏ ‎обеспечить ‎ту‏ ‎степень ‎свободы ‎и ‎ту‏ ‎степень‏ ‎справедливости, ‎чтобы‏ ‎они ‎не‏ ‎пошли ‎друг ‎с ‎другом ‎врукопашную,‏ ‎как‏ ‎это ‎не‏ ‎раз ‎бывало‏ ‎в ‎нашей ‎истории.

***

Определение ‎понятий

Трудно ‎найти‏ ‎сегодня‏ ‎более‏ ‎популярный, ‎а‏ ‎потому ‎и‏ ‎более ‎затасканный‏ ‎лозунг,‏ ‎чем ‎«Свобода‏ ‎и ‎справедливость». ‎Мягко ‎говоря, ‎мало‏ ‎кто ‎отдаёт‏ ‎себе‏ ‎отчёт, ‎о ‎чём,‏ ‎собственно, ‎идёт‏ ‎речь. ‎Прежде ‎чем ‎ответить‏ ‎на‏ ‎вопрос, ‎как‏ ‎мы ‎совместим‏ ‎эти ‎во ‎многом ‎противоречащие ‎друг‏ ‎другу‏ ‎понятия, ‎неплохо‏ ‎было ‎бы‏ ‎понимать, ‎что ‎мы ‎имеем ‎в‏ ‎виду,‏ ‎когда‏ ‎говорим ‎о‏ ‎свободе, ‎и‏ ‎что ‎мы‏ ‎имеем‏ ‎в ‎виду,‏ ‎когда ‎говорим ‎о ‎справедливости. ‎Потому‏ ‎что ‎более‏ ‎растяжимо‏ ‎трактуемые ‎понятия, ‎наверное,‏ ‎вообще ‎найти‏ ‎трудно.

Исторически ‎лозунг ‎свободы ‎—‏ ‎лозунг‏ ‎буржуазных ‎революций.‏ ‎Пассивная ‎свобода,‏ ‎«свобода ‎от…» ‎— ‎от ‎принуждения,‏ ‎от‏ ‎лжи, ‎от‏ ‎проклятого ‎начальства‏ ‎— ‎это ‎свобода ‎подчинённых.«Свобода ‎для…»‏ ‎—‏ ‎это‏ ‎свобода ‎господина,‏ ‎право ‎на‏ ‎власть. ‎Собственно,‏ ‎именно‏ ‎так ‎и‏ ‎выглядели ‎буржуазные ‎революции, ‎когда ‎имущее‏ ‎сословие ‎привлекало‏ ‎к‏ ‎своим ‎задачам ‎—‏ ‎задачам ‎овладения‏ ‎властью ‎— ‎неимущее ‎сословие.‏ ‎Проще‏ ‎говоря, ‎«верхам»‏ ‎и ‎«низам»‏ ‎предлагались ‎(и ‎предлагаются ‎по ‎сей‏ ‎день)‏ ‎совершенно ‎разные‏ ‎«свободы». ‎Вспомните:‏ ‎«Свобода, ‎равенство, ‎братство». ‎Особенно ‎здесь‏ ‎прелестно‏ ‎—‏ ‎«братство», ‎и‏ ‎как ‎ярко‏ ‎оно ‎проявилось‏ ‎за‏ ‎300 ‎лет‏ ‎истории ‎буржуазной ‎(то ‎есть ‎либеральной)‏ ‎демократии.

И ‎заметьте:‏ ‎даже‏ ‎в ‎этой ‎демагогической‏ ‎триаде ‎отсутствует‏ ‎понятие ‎справедливости. ‎Но ‎без‏ ‎справедливости‏ ‎у ‎нас‏ ‎в ‎России‏ ‎ничего ‎построить ‎нельзя. ‎Если ‎не‏ ‎обеспечить‏ ‎понимаемый ‎и‏ ‎принимаемый ‎нашим‏ ‎народом ‎уровень ‎справедливости, ‎никакой ‎свободы‏ ‎не‏ ‎будет.‏ ‎Или ‎таковая‏ ‎свобода ‎станет‏ ‎— ‎как‏ ‎это‏ ‎опять ‎же‏ ‎не ‎раз ‎бывало ‎в ‎истории‏ ‎— ‎инструментом‏ ‎самоликвидации.

Понятие‏ ‎справедливости ‎очень ‎разнообразно‏ ‎трактуется ‎—‏ ‎и ‎не ‎только ‎с‏ ‎точки‏ ‎зрения ‎разных‏ ‎идеологий. ‎Оно‏ ‎связано ‎с ‎архетипами ‎народного ‎мышления,‏ ‎которые‏ ‎воспроизводятся ‎раз‏ ‎за ‎разом,‏ ‎даже ‎когда ‎эти ‎идеологии ‎сменяют‏ ‎друг‏ ‎друга,‏ ‎о ‎чём‏ ‎свидетельствует ‎вся‏ ‎наша ‎история.‏ ‎В‏ ‎современном ‎западном‏ ‎понимании, ‎собственно, ‎как ‎и ‎традиционном‏ ‎западном, ‎—‏ ‎справедливость‏ ‎есть ‎закон. ‎Что‏ ‎законно, ‎то‏ ‎и ‎справедливо. ‎Но ‎если‏ ‎вспомнить,‏ ‎например, ‎самый‏ ‎ранний ‎дошедший‏ ‎до ‎нас ‎памятник ‎русской ‎церковной‏ ‎литературы‏ ‎(конец ‎XI‏ ‎века) ‎«Слово‏ ‎о ‎законе ‎и ‎благодати» ‎митрополита‏ ‎Иллариона,‏ ‎главная‏ ‎идея ‎его‏ ‎в ‎том,‏ ‎что ‎благодать‏ ‎выше‏ ‎закона: ‎«Ведь‏ ‎закон ‎предтечей ‎был ‎и ‎служителем‏ ‎благодати ‎и‏ ‎истины,‏ ‎истина ‎же ‎и‏ ‎благодать ‎—‏ ‎служитель ‎будущего ‎века, ‎жизни‏ ‎нетленной».‏ ‎В ‎законе‏ ‎оправдание, ‎а‏ ‎в ‎благодати ‎спасение, ‎пишет ‎Илларион.‏ ‎То‏ ‎есть ‎надо‏ ‎понимать ‎так,‏ ‎что ‎здесь ‎«благодать» ‎— ‎это‏ ‎и‏ ‎есть‏ ‎высшая ‎справедливость,‏ ‎божественная. ‎И‏ ‎она ‎выше‏ ‎любого‏ ‎закона.

И ‎призывая‏ ‎к ‎«верховенству ‎закона», ‎мы ‎должны‏ ‎понимать, ‎что‏ ‎закон‏ ‎этот ‎должен ‎быть‏ ‎основан ‎на‏ ‎нашем ‎историческом ‎понимании ‎справедливости.‏ ‎Иначе‏ ‎этот ‎закон‏ ‎работать, ‎уважаться‏ ‎и ‎соблюдаться ‎не ‎будет, ‎и‏ ‎мы‏ ‎будем ‎по-прежнему‏ ‎повторять ‎банальности‏ ‎о ‎«правовом ‎нигилизме» ‎нашего ‎народа.‏ ‎Дело‏ ‎здесь‏ ‎не ‎в‏ ‎наследии ‎коммунистической‏ ‎эпохи, ‎а‏ ‎в‏ ‎более ‎глубинных‏ ‎архетипах, ‎с ‎которыми ‎невозможно ‎и‏ ‎опасно ‎не‏ ‎считаться.‏ ‎Русскому ‎человеку ‎кроме‏ ‎материальных ‎благ‏ ‎и ‎утех ‎нужна ‎благодать.‏ ‎А‏ ‎те, ‎кому‏ ‎она ‎не‏ ‎нужна, ‎— ‎они ‎по ‎определению‏ ‎не‏ ‎русские.

***

Экономическая ‎свобода‏ ‎и ‎экономическая‏ ‎справедливость

Что ‎касается ‎политики ‎и ‎даже‏ ‎в‏ ‎большей‏ ‎степени ‎экономики,‏ ‎это ‎противоречие‏ ‎между ‎справедливостью‏ ‎как‏ ‎равенством ‎перед‏ ‎законом ‎(либеральное ‎«равенство ‎возможностей») ‎и‏ ‎нашим ‎традиционным‏ ‎«по‏ ‎справедливости», ‎которое ‎иногда‏ ‎понимается ‎как‏ ‎«поровну» ‎(в ‎экстремальном ‎варианте,‏ ‎если‏ ‎вспомнить ‎замечательного‏ ‎Шарикова, ‎—‏ ‎«отнять ‎и ‎поделить»), ‎— ‎это‏ ‎сущностное‏ ‎противоречие ‎и,‏ ‎с ‎другой‏ ‎стороны, ‎сущностная ‎возможность ‎компромисса. ‎И‏ ‎что‏ ‎бы‏ ‎ни ‎пищали‏ ‎по ‎этому‏ ‎поводу ‎записные‏ ‎демократы,‏ ‎это ‎противоречие,‏ ‎как ‎и ‎возможность ‎его ‎разрешения,‏ ‎находится ‎в‏ ‎первую‏ ‎очередь ‎в ‎материальной‏ ‎плоскости ‎—‏ ‎в ‎экономике.

Экономическая ‎свобода ‎—‏ ‎это‏ ‎либеральная ‎ценность.‏ ‎Это ‎рынок.‏ ‎Без ‎экономической ‎свободы ‎рынка ‎не‏ ‎может‏ ‎быть, ‎он‏ ‎лишён ‎смысла.‏ ‎А ‎без ‎рынка ‎не ‎может‏ ‎быть‏ ‎эффективной‏ ‎экономики ‎—‏ ‎и ‎мы‏ ‎это ‎проходили.

Рынок‏ ‎—‏ ‎единственный ‎эффективный‏ ‎и ‎вообще ‎достойный ‎внимания ‎способ‏ ‎организации ‎хозяйствования‏ ‎в‏ ‎тех ‎сферах, ‎где‏ ‎возможна ‎жёсткая‏ ‎конкуренция. ‎Ещё ‎раз ‎повторим:‏ ‎государство‏ ‎не ‎должно‏ ‎хозяйствовать ‎там,‏ ‎где ‎способен ‎хозяйствовать ‎рынок. ‎При‏ ‎этом,‏ ‎во-первых, ‎теперь‏ ‎уже ‎слепому‏ ‎видно, ‎что ‎рынок ‎не ‎обеспечивает‏ ‎глобального‏ ‎саморегулирования:‏ ‎глобальное ‎саморегулирование‏ ‎— ‎это‏ ‎такой ‎же‏ ‎миф,‏ ‎как ‎глобальное‏ ‎планирование. ‎Во-вторых, ‎сам ‎по ‎себе‏ ‎рынок ‎не‏ ‎может‏ ‎эффективно ‎функционировать ‎в‏ ‎отсутствие ‎развитых‏ ‎внерыночных ‎институтов.

Но ‎даже ‎внутри‏ ‎рынка‏ ‎существует ‎понятие‏ ‎«рыночной ‎справедливости»,‏ ‎которое ‎тоже ‎связано ‎с ‎эффективностью:‏ ‎это‏ ‎равные ‎возможности‏ ‎для ‎игроков.‏ ‎Без ‎этого ‎понятия ‎рынок ‎тоже‏ ‎жить‏ ‎не‏ ‎может. ‎И‏ ‎обеспечение ‎этих‏ ‎равных ‎возможностей‏ ‎—‏ ‎рутинная ‎работа‏ ‎государства ‎(защита ‎конкуренции, ‎антимонопольное ‎законодательство,‏ ‎деловой ‎климат,‏ ‎гарантии‏ ‎отношений ‎собственности ‎и‏ ‎пр.).

Ничего ‎больше‏ ‎в ‎рынке ‎непосредственно ‎с‏ ‎точки‏ ‎зрения ‎«справедливости»‏ ‎придумать ‎нельзя.

***

Социальная‏ ‎справедливость

Важно ‎понимать, ‎что ‎понятие ‎«социальная‏ ‎справедливость»‏ ‎лежит ‎вне‏ ‎рыночных ‎отношений.‏ ‎Это ‎отражается ‎в ‎классической ‎альтернативе:‏ ‎либеральная‏ ‎экономическая‏ ‎свобода, ‎когда‏ ‎неуспешные ‎не‏ ‎должны ‎паразитировать‏ ‎за‏ ‎счёт ‎успешных,‏ ‎и ‎идея ‎перераспределения, ‎когда ‎«богатые‏ ‎должны ‎делиться».‏ ‎В‏ ‎нашем ‎архетипе ‎—‏ ‎безусловно, ‎должны.‏ ‎Вопрос ‎— ‎как ‎и‏ ‎чем.

Безусловная‏ ‎ценность ‎для‏ ‎русского ‎общества‏ ‎и ‎государства ‎— ‎неприятие ‎социального‏ ‎дарвинизма,‏ ‎когда ‎«выживает‏ ‎сильнейший». ‎В‏ ‎первую ‎очередь ‎речь ‎идёт ‎о‏ ‎равном‏ ‎доступе‏ ‎к ‎образованию‏ ‎и ‎здравоохранению,‏ ‎причём ‎не‏ ‎только‏ ‎в ‎контексте‏ ‎«равных ‎возможностей», ‎а ‎с ‎точки‏ ‎зрения ‎наших‏ ‎цивилизационных‏ ‎требований ‎и ‎целей‏ ‎государства ‎в‏ ‎отношении ‎своих ‎граждан.

То ‎есть,‏ ‎говоря‏ ‎об ‎участии‏ ‎государства ‎в‏ ‎перераспределении, ‎мы ‎имеем ‎в ‎виду‏ ‎не‏ ‎только ‎социальные,‏ ‎пенсионные ‎гарантии,‏ ‎обеспечение ‎малозащищённых ‎слоёв ‎и ‎т.д.,‏ ‎—‏ ‎идёт‏ ‎речь ‎также‏ ‎и ‎о‏ ‎решении ‎проблемы‏ ‎бедности,‏ ‎которую ‎мы‏ ‎«заработали» ‎20 ‎лет ‎назад ‎[теперь‏ ‎уже ‎30].‏ ‎Показатель‏ ‎болезни ‎— ‎так‏ ‎называемый ‎децильный‏ ‎коэффициент, ‎разрыв ‎в ‎доходах‏ ‎между‏ ‎богатыми ‎и‏ ‎бедными, ‎достигший‏ ‎у ‎нас ‎африканских ‎значений.

Сверхвысокая ‎концентрация‏ ‎капитала‏ ‎и, ‎соответственно,‏ ‎доходов ‎—‏ ‎это ‎историческая ‎российская ‎проблема, ‎известная‏ ‎ещё‏ ‎по‏ ‎работам ‎Ленина,‏ ‎которого ‎эта‏ ‎проблема ‎по‏ ‎известным‏ ‎причинам ‎очень‏ ‎радовала, ‎поскольку ‎и ‎была ‎одной‏ ‎из ‎особенностей,‏ ‎приведших‏ ‎к ‎русской ‎революции.‏ ‎На ‎сегодня‏ ‎можно ‎назвать ‎два ‎основных‏ ‎фактора,‏ ‎которые ‎эту‏ ‎проблему ‎воспроизводят‏ ‎и, ‎таким ‎образом, ‎усугубляют ‎социальное‏ ‎неравенство.‏ ‎Во-первых, ‎размывание‏ ‎«среднего ‎класса».‏ ‎Во-вторых, ‎торможение ‎развития ‎рынка ‎труда,‏ ‎обесценивание‏ ‎рабочей‏ ‎силы. ‎И‏ ‎то ‎и‏ ‎другое ‎—‏ ‎естественный‏ ‎результат ‎«дикого‏ ‎капитализма», ‎который ‎у ‎нас ‎формировался‏ ‎в ‎90-е‏ ‎и‏ ‎который, ‎что ‎совершенно‏ ‎очевидно, ‎не‏ ‎преодолён.

Что ‎здесь ‎можно ‎сделать,‏ ‎если‏ ‎оставить ‎за‏ ‎скобками ‎возврат‏ ‎к ‎«реальному» ‎социализму ‎(в ‎этом‏ ‎случае‏ ‎о ‎гармонизации‏ ‎свободы ‎и‏ ‎справедливости ‎придётся ‎забыть)?

Первое, ‎что ‎приходит‏ ‎в‏ ‎голову,‏ ‎— ‎это‏ ‎перераспределение. ‎Обычно‏ ‎начинают ‎с‏ ‎идеи‏ ‎восстановить ‎прогрессивный‏ ‎налог: ‎идея ‎вовсе ‎не ‎абсурдная,‏ ‎но ‎в‏ ‎наших‏ ‎нынешних ‎условиях ‎—‏ ‎необоснованная. ‎Неминуемо‏ ‎упадёт ‎собираемость ‎налогов. ‎А‏ ‎если‏ ‎нет ‎результата‏ ‎— ‎нет‏ ‎смысла ‎нарушать ‎устойчивость ‎налоговой ‎системы.‏ ‎Учитывая‏ ‎наши ‎реалии,‏ ‎это ‎приведёт‏ ‎только ‎к ‎уводу ‎доходов ‎от‏ ‎налога‏ ‎разными‏ ‎способами.

А ‎вот‏ ‎введение ‎«налога‏ ‎на ‎роскошь»‏ ‎гораздо‏ ‎более ‎обоснованно.‏ ‎Причём ‎по ‎причинам ‎социально-психологическим, ‎а‏ ‎отнюдь ‎не‏ ‎фискальным‏ ‎— ‎фискальное ‎значение‏ ‎его ‎как‏ ‎раз ‎невелико. ‎Здесь ‎речь‏ ‎идёт‏ ‎в ‎первую‏ ‎очередь ‎о‏ ‎демонстративном ‎сверхпотреблении, ‎которое ‎у ‎нуворишей‏ ‎не‏ ‎купируется ‎традицией‏ ‎и ‎культурой.‏ ‎Это ‎не ‎дополнительное ‎обложение ‎состоятельных‏ ‎граждан,‏ ‎а‏ ‎обременение ‎потребления‏ ‎сверхбогатых ‎—‏ ‎то ‎есть,‏ ‎по‏ ‎сути, ‎«налог‏ ‎справедливости». ‎Этот ‎налог ‎надо ‎ввести‏ ‎не ‎столько‏ ‎из‏ ‎экономических ‎соображений, ‎сколько‏ ‎потому, ‎что‏ ‎его ‎просто ‎неприлично ‎не‏ ‎ввести.

При‏ ‎этом ‎такая‏ ‎мера ‎не‏ ‎решит ‎проблему ‎разрыва ‎в ‎доходах‏ ‎и‏ ‎децильный ‎коэффициент‏ ‎может ‎продолжать‏ ‎расти. ‎Никакой ‎налог ‎не ‎решит‏ ‎проблему‏ ‎разрыва‏ ‎в ‎доходах.‏ ‎Никому ‎её‏ ‎таким ‎образом‏ ‎решать‏ ‎не ‎удавалось.‏ ‎Более ‎того, ‎всегда ‎такая ‎попытка‏ ‎приводит ‎к‏ ‎столкновению‏ ‎с ‎экономической ‎эффективностью.

Вернёмся‏ ‎к ‎нашим‏ ‎факторам: ‎высокая ‎степень ‎концентрации‏ ‎капитала,‏ ‎усугубляемая ‎коррупционным‏ ‎и ‎бюрократическим‏ ‎обременением ‎бизнеса, ‎и ‎порча ‎рынка‏ ‎труда.‏ ‎Этот ‎рынок‏ ‎у ‎нас‏ ‎уродливый: ‎это ‎рынок ‎работодателей. ‎Собственно‏ ‎продавцы‏ ‎рабочей‏ ‎силы ‎не‏ ‎выступают ‎на‏ ‎этом ‎рынке‏ ‎в‏ ‎равноправной ‎роли.

Есть‏ ‎у ‎нас ‎отдельные ‎правые ‎политики,‏ ‎которые ‎считают,‏ ‎что‏ ‎для ‎экономики ‎очень‏ ‎выгодна ‎либерализация‏ ‎трудового ‎законодательства ‎— ‎по‏ ‎сути,‏ ‎обесценивание ‎рабочей‏ ‎силы. ‎Эффективен‏ ‎рынок ‎труда, ‎на ‎котором ‎покупатель‏ ‎и‏ ‎продавец ‎находятся‏ ‎в ‎равных‏ ‎конкурентных ‎условиях. ‎Мы ‎не ‎китайцы‏ ‎—‏ ‎в‏ ‎том ‎смысле,‏ ‎что ‎не‏ ‎сможем ‎и‏ ‎не‏ ‎будем ‎делать‏ ‎дешёвую ‎рабочую ‎силу ‎своим ‎конкурентным‏ ‎преимуществом. ‎Сильные,‏ ‎работающие‏ ‎профсоюзы ‎— ‎это‏ ‎необходимый ‎элемент‏ ‎нормального ‎рынка ‎труда.

***

Справедливость ‎неравенства‏ ‎и‏ ‎проблема ‎собственности

Идея‏ ‎полного ‎равенства,‏ ‎то ‎есть ‎уравниловка, ‎не ‎только‏ ‎неэффективна,‏ ‎что ‎доказано‏ ‎практикой, ‎—‏ ‎она ‎также ‎и ‎несправедлива. ‎Для‏ ‎того‏ ‎чтобы‏ ‎признать ‎справедливость‏ ‎перераспределения ‎и‏ ‎прежде ‎чем‏ ‎это‏ ‎признать, ‎нужно‏ ‎признать ‎несправедливость ‎уравниловки.

Коммунисты ‎теоретически ‎этот‏ ‎вопрос ‎решали,‏ ‎но‏ ‎решали ‎они ‎его‏ ‎в ‎форме‏ ‎утопической, ‎то ‎есть ‎в‏ ‎равенстве‏ ‎в ‎условиях‏ ‎полного ‎будущего‏ ‎коммунистического ‎изобилия. ‎Не ‎будучи ‎ни‏ ‎утопистами,‏ ‎ни ‎футурологами,‏ ‎отложим ‎это‏ ‎светлое ‎будущее ‎в ‎область ‎гуманитарных‏ ‎мечтаний.

Но‏ ‎для‏ ‎того ‎чтобы‏ ‎отстаивать ‎справедливость‏ ‎неравенства, ‎мы‏ ‎должны‏ ‎основания ‎этого‏ ‎неравенства, ‎его ‎экономическую ‎природу ‎считать‏ ‎абсолютно ‎честной‏ ‎и‏ ‎законной. ‎Неравенство ‎не‏ ‎может ‎быть‏ ‎основано ‎на ‎воровстве ‎и‏ ‎коррупции.‏ ‎Невозможно ‎убедить‏ ‎наш ‎народ‏ ‎в ‎справедливости ‎и ‎легитимности ‎неравенства,‏ ‎основанного‏ ‎на ‎нечестной‏ ‎игре.

Как ‎бы‏ ‎ни ‎решались ‎вопросы ‎соотношения ‎экономической‏ ‎свободы‏ ‎и‏ ‎справедливости ‎в‏ ‎рамках ‎стандартной‏ ‎рыночной ‎экономики,‏ ‎у‏ ‎нас ‎есть‏ ‎нерешённая ‎базовая ‎проблема ‎— ‎это‏ ‎нелегитимность ‎сложившихся‏ ‎отношений‏ ‎собственности. ‎Речь ‎идёт‏ ‎не ‎о‏ ‎собственности ‎вообще, ‎а ‎о‏ ‎её‏ ‎крупнейших, ‎наиболее‏ ‎ликвидных ‎кусках.‏ ‎Всё, ‎что ‎создано ‎своими ‎руками‏ ‎даже‏ ‎самыми ‎спорными‏ ‎способами, ‎—‏ ‎это ‎за ‎рамками ‎проблемы: ‎мелкий‏ ‎и‏ ‎средний‏ ‎бизнес, ‎считанные,‏ ‎к ‎сожалению,‏ ‎построенные ‎с‏ ‎нуля‏ ‎предприятия.

Речь ‎идёт‏ ‎о ‎«большой ‎приватизации» ‎— ‎то‏ ‎есть ‎о‏ ‎раздаче‏ ‎лучших ‎кусков ‎государственной‏ ‎собственности ‎вне‏ ‎общих ‎стандартных ‎даже ‎для‏ ‎того‏ ‎времени ‎процедур.‏ ‎Излишне ‎напоминать,‏ ‎что ‎«большая ‎приватизация» ‎была ‎очевидно‏ ‎несправедливой.‏ ‎Трудно ‎спорить,‏ ‎что ‎колоссальные‏ ‎активы ‎достались ‎узкой ‎группе ‎лиц‏ ‎фактически‏ ‎бесплатно.

Напомним,‏ ‎что ‎некоторые‏ ‎из ‎них‏ ‎считали, ‎что‏ ‎аналогичным‏ ‎образом ‎им‏ ‎должна ‎достаться ‎и ‎власть, ‎—‏ ‎это, ‎собственно,‏ ‎и‏ ‎есть ‎олигархия. ‎На‏ ‎самом ‎деле‏ ‎она, ‎власть, ‎у ‎них‏ ‎и‏ ‎была. ‎В‏ ‎конкретных ‎условиях‏ ‎конца ‎90-х ‎— ‎начала ‎нулевых‏ ‎без‏ ‎существенного ‎ущерба‏ ‎для ‎экономики‏ ‎аннулировать ‎результаты ‎«большой ‎приватизации» ‎и‏ ‎экспроприировать‏ ‎собственность‏ ‎было ‎невозможно‏ ‎— ‎этого‏ ‎ни ‎страна,‏ ‎ни‏ ‎экономика ‎не‏ ‎выдержали ‎бы. ‎Задача ‎была ‎«поставить‏ ‎в ‎стойло».‏ ‎Во-первых,‏ ‎отделить ‎от ‎власти‏ ‎— ‎«равноудалить».‏ ‎Во-вторых, ‎заставить ‎платить ‎налоги.

Однако‏ ‎это‏ ‎никак ‎не‏ ‎решило ‎проблему‏ ‎с ‎точки ‎зрения ‎справедливости ‎—‏ ‎то‏ ‎есть ‎построения‏ ‎базовых, ‎незыблемых‏ ‎основ ‎экономической ‎жизни, ‎легитимных ‎с‏ ‎точки‏ ‎зрения‏ ‎народного ‎понимания.‏ ‎Никто ‎не‏ ‎может ‎требовать‏ ‎уважения‏ ‎к ‎собственности,‏ ‎если ‎сам ‎признаёт, ‎что ‎в‏ ‎основании ‎этих‏ ‎отношений‏ ‎лежит ‎вопиющая ‎несправедливость.‏ ‎То ‎есть‏ ‎проблема ‎легитимности ‎собственности ‎в‏ ‎самой‏ ‎её ‎основной,‏ ‎самой ‎«дорогой»‏ ‎части ‎— ‎не ‎решена.

Если ‎государство‏ ‎попытается‏ ‎своей ‎волей‏ ‎легитимировать ‎несправедливо‏ ‎приобретённую ‎собственность, ‎этим ‎оно ‎делегитимирует‏ ‎себя.‏ ‎Причём,‏ ‎что ‎очень‏ ‎важно, ‎эта‏ ‎проблема ‎стоит‏ ‎не‏ ‎только ‎перед‏ ‎обществом ‎и ‎государством ‎— ‎она‏ ‎стоит ‎перед‏ ‎самими‏ ‎собственниками. ‎И ‎они‏ ‎точно ‎знают,‏ ‎насколько ‎зыбки ‎основания ‎обладания‏ ‎их‏ ‎нынешними ‎активами.‏ ‎И ‎это‏ ‎понимание ‎проявляется ‎в ‎их ‎«офшорном»‏ ‎поведении‏ ‎— ‎не‏ ‎только ‎экономическом,‏ ‎но ‎и ‎политическом. ‎(Кстати, ‎о‏ ‎существовании‏ ‎этой‏ ‎проблемы ‎говорил‏ ‎Путин ‎весной‏ ‎2012 ‎года‏ ‎во‏ ‎время ‎предвыборной‏ ‎кампании, ‎когда ‎встречался ‎с ‎предпринимателями‏ ‎в ‎РСПП.)‏ ‎Было‏ ‎бы ‎крайне ‎заманчиво‏ ‎предложить ‎им‏ ‎некий ‎конкордат ‎— ‎добровольное‏ ‎соглашение.‏ ‎Причём ‎в‏ ‎первую ‎очередь‏ ‎не ‎с ‎государством ‎только, ‎а‏ ‎с‏ ‎обществом. ‎Оценить‏ ‎по ‎текущей‏ ‎«справедливой ‎оценке» ‎доставшееся ‎бесплатно ‎или‏ ‎за‏ ‎бесценок,‏ ‎предложить ‎выкупить,‏ ‎вернуть ‎разницу‏ ‎стране. ‎Естественно,‏ ‎оформив‏ ‎это ‎в‏ ‎некие ‎долговые ‎обязательства, ‎растянутые ‎на‏ ‎10– ‎15‏ ‎лет.‏ ‎Понятно, ‎что ‎речь‏ ‎идёт ‎в‏ ‎первую ‎очередь ‎о ‎сырьевых‏ ‎активах,‏ ‎где ‎все‏ ‎первичные ‎затраты,‏ ‎если ‎таковые ‎были, ‎многократно ‎окупились‏ ‎за‏ ‎счёт ‎выручки.

За‏ ‎15 ‎лет‏ ‎собственность ‎на ‎эти ‎бесплатно ‎доставшиеся‏ ‎активы‏ ‎многократно‏ ‎полностью ‎или‏ ‎частично ‎менялась,‏ ‎обращалась ‎на‏ ‎рынке.‏ ‎Здесь ‎достаточно‏ ‎сложно ‎выстроить ‎механизм, ‎при ‎котором‏ ‎этот ‎выкуп‏ ‎был‏ ‎бы ‎адекватен ‎по‏ ‎отношению ‎ко‏ ‎всем ‎приобретателям. ‎Но ‎поскольку‏ ‎это‏ ‎очень ‎узкая‏ ‎группа ‎лиц‏ ‎и ‎активов, ‎механизм ‎при ‎наличии‏ ‎воли‏ ‎и ‎желания‏ ‎выстроить ‎и‏ ‎обосновать ‎можно ‎— ‎это ‎принципиально‏ ‎выполнимая‏ ‎задача.

Оговоримся:‏ ‎речь ‎идёт‏ ‎о ‎собственности,‏ ‎которая ‎не‏ ‎была‏ ‎украдена, ‎а‏ ‎была ‎приобретена, ‎пользуясь ‎крайне ‎несовершенными‏ ‎и ‎несправедливыми‏ ‎тогдашними‏ ‎законами ‎и ‎параличом‏ ‎государства. ‎То‏ ‎есть ‎это ‎не ‎преступники,‏ ‎а‏ ‎просто ‎люди,‏ ‎ловко ‎воспользовавшиеся‏ ‎обстоятельствами. ‎Естественно, ‎речь ‎не ‎идёт‏ ‎о‏ ‎преступно ‎приобретённой‏ ‎собственности ‎различных‏ ‎оргпреступных ‎группировок.

Речь, ‎по ‎сути, ‎идёт‏ ‎о‏ ‎проекте‏ ‎нового ‎общественного‏ ‎договора, ‎который,‏ ‎если ‎он‏ ‎будет‏ ‎соответствующим ‎легитимным‏ ‎образом ‎одобрен ‎народом, ‎легитимирует ‎всю‏ ‎действующую ‎систему‏ ‎собственности.‏ ‎То ‎есть ‎это‏ ‎значит, ‎что‏ ‎наши ‎граждане ‎считают ‎эту‏ ‎модель‏ ‎приемлемой ‎и‏ ‎справедливой.

Только ‎на‏ ‎этой ‎основе ‎мы ‎можем ‎выстроить‏ ‎систему,‏ ‎при ‎которой‏ ‎собственность ‎действительно‏ ‎священна ‎и ‎неприкосновенна, ‎поскольку ‎не‏ ‎может‏ ‎быть‏ ‎священна ‎и‏ ‎неприкосновенна ‎ворованная‏ ‎или ‎нечестно‏ ‎приобретённая‏ ‎собственность. ‎Когда‏ ‎действуют ‎такие ‎отношения, ‎собственность ‎оказывается‏ ‎прикосновенна ‎и‏ ‎отчуждаема‏ ‎самыми ‎разными ‎способами‏ ‎— ‎снизу,‏ ‎сверху, ‎сбоку ‎и ‎т.д.

* * *

Легитимное‏ ‎устройство‏ ‎государства, ‎легитимная‏ ‎власть ‎опирается‏ ‎на ‎право. ‎Но ‎не ‎на‏ ‎формальное‏ ‎право, ‎а‏ ‎на ‎признанное‏ ‎народом ‎право ‎им ‎управлять.

Говорят, ‎что‏ ‎демократия‏ ‎—‏ ‎это ‎процедура.‏ ‎Это ‎даже‏ ‎не ‎ложь‏ ‎—‏ ‎это ‎просто‏ ‎не ‎демократия. ‎Потому ‎что ‎не‏ ‎бывает ‎демократии,‏ ‎не‏ ‎опирающейся ‎на ‎справедливость.‏ ‎Собственно, ‎от‏ ‎этого ‎все ‎попытки ‎демократии‏ ‎в‏ ‎России ‎гибнут.

Мы‏ ‎должны ‎построить‏ ‎справедливое ‎общество, ‎в ‎том ‎числе‏ ‎для‏ ‎тех, ‎кто‏ ‎жить ‎не‏ ‎может ‎без ‎«демократий» ‎и ‎«свобод».‏ ‎Потому‏ ‎что‏ ‎в ‎несправедливом‏ ‎обществе ‎их‏ ‎истребят.

***

Прикладной ‎разбор‏ ‎понятий,‏ ‎на ‎которые‏ ‎опирался ‎Путин ‎в ‎давосской ‎речи,‏ ‎– ‎для‏ ‎постоянных‏ ‎подписчиков ‎«Однако»:

Строить ‎–‏ ‎не ‎делить:‏ ‎о ‎давосской ‎«левизне» ‎в‏ ‎путинской‏ ‎повестке

Словарное ‎значение:‏ ‎о ‎реальной‏ ‎и ‎виртуальной ‎экономике

Детская ‎болезнь ‎левизны‏ ‎в‏ ‎капитализме: ‎о‏ ‎происхождении ‎и‏ ‎удовлетворении ‎растущих ‎социальных ‎капризов

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048