«Не хватает структурированности»; «кажется, что разговор ничем не закончился»; «остается вопрос – и к чему все это было»? Как удивительно преломляются наши слова в сознании учеников! Начиная с 8 класса (то есть с самого начала нашего общения) я занудно повторяю в комментариях к сочинениям: если цитируете стихотворение строфой, то кавычки ставить не нужно. Но дети упорно цепляются за «цитата? Значит, кавычки». И вот, наконец, результат достигнут. Одиннадцатиклассники сдали свое последнее сочинение. Все поголовно цитируют стихи в строчку. И без кавычек. В такие моменты начинает казаться, что в работе наступил затык; ты делаешь что-то не то, пробуксовываешь. И тогда можно попросить учеников написать свои впечатления – плюсы и минусы происходящего на уроках. Особенно удачно это делать в конце 11 класса. С о