[первая итерация]
Сколько слежу за вопросом столько цирк и продолжается. Может, конечно, где-то когда-то и звучало взвешенное спокойное мнение, но я его не слышал, не видел, не знаю.
Итак, в чем суть вопроса и проблемы?
Вы нигде не найдете в трендах и на широких экранах простое научное объяснение того, как личность Сталина той, которая реализовывала себя в КОНКРЕТНОМ периоде исторического времени, и можно ли адекватно ее, личность, оценивать и результаты ее трудом, и если да, то — как?
1.
Каждый из нас рождается с ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ особенностями головного мозга. Беру только, потому, как только мозг тут и будет важен. В основном. Просто упрощаю модель и картину.
Чтобы стать человеком в привычном нам смысле, в обыденном, индивид проходит сквозь процесс социализации. И проходит его всю оставшуюся жизнь до конца.
Этот период после первичной-с рождения — социализации называют ре-социализацией.
Но как с точки зрения она возможна?
Два фактора: неокортекс и социум.
Неокортекс в данном случае выступает тем самым материальным субстратом, «на который „записывается“ информация „поставляемая“ со стороны социума на всех своих социальных уровнях и всех методологических уровней культуры общества.
А откуда берется информация в обществе, которая потом «прививается» индивидам на пути превращения в личность, в социальном смысле слова?
Отметим, что неокортекс и социум крайне и весьма важны, так именно благодаря этим двум факторам у нас не бегают дети-Маугли вокруг или человекоподобные существа, имеющие проблемы в социальном общении и в общении вообще.
У социума, точнее у культурных особенностей социума существует известные гуманитариям закономерности, которые по времени изменяются в такой размерности как «поколения» — 20/25 лет, обычно считается 25, так и мы поступим.
Так вот, к примеру, личность, в процессе первичной социализации Сталина, сформировалась у него к 17 годам, пусть будет так.
Это значит, что уже к периоду полового созревания у него ОКРУЖАЮЩИМ его обществом были сформированы определённые представления о жизни, своем месте в нем и культуре существования в обществе и мире.
Откуда взялись эти представления?
Как минимум, именно как минимум, они или взялись одно поколение назад, либо три, для той эпохи, это уточнение важно, потому как ныне имеются высокие гуманитарные технологии и сокращают ряд сроков в поколениях вдвое, точнее с 25 до 10-15 лет, но об этом позже.
Дело в том, что какое-либо явление фиксируется в Культуре и может стать нормой в рамках культуры за срок одного поколения.
Явление становиться ЧАСТЬЮ культуры в период трёх — 3 — поколений.
Таким образом, без учета явлений и статуса культуры и ее явлений-феноменов, русской и грузинской, на период времени рождения Кобы, мы имеем, что ряд явлений сформировались за 25 и 75 лет до его появления на свет, и существовали минимум еще лет 14.
Сталин родился в 1879 годы.
Считаем: факторы, оказавшие на него влияние на формирование его личности, в широком социальном смысле сформировались в период с 1804 по 1854 года как минимум, вплоть до 1893 год. И дальше.
А что вещает там Википедия, так себе, конечно источник, но что уж, на коленке пишу:
«Впоследствии сам Сталин вспоминал: „В революционное движение я вступил с 15-летнего возраста, когда я связался с подпольными группами русских марксистов, проживавших тогда в Закавказье. Эти группы имели на меня большое влияние и привили мне вкус к подпольной марксистской литературе“[27].
Теперь, что касается периода Первой Мировой, ВОСР, Гражданской войны и прочего.
В психологии это называется профессиональной социализацией и ресоциализацией.
И надо отметить об окружении Кобы в тот период. Кто его окружал?
Профессиональные революционеры.
Профессиональные.
Те самые, что выбрали революционный путь социальных преобразований.
Которые хорошо знали теорию, практику и технику учения!
Это вам не шпана какая-то. Революционеры. Профессионалы.
Сталин вместе со многими иными устраивал Эксы.
Люди добывали деньги у всех. Спонсировали их многие. И староверы, и Морозов, и Шаляпин, и Горький, многие, многие, многие прочие.
Разговоры они вели о смысле жизни, любви, женщинах и революции. Вру.
О Революции. Только о Революции.
Немало важным фактором того времени был феномен Коминтерна.
Как отлично показал Багаев А. в своей «Презумпции лжи» товарищи агенты Коминтерна порой занимали высокие должности в разведке Британии, а вот с советскими агентами, а они хорошо различали одних от других, они не дружили, от слова совсем, как говорит молодежь.
Багаев замечательно указал и на то, что «1984» это про ангсоц, наступление которого отсрочил СССР, точнее сталинский советский коммунизм, как это описывал Зиновьев А.А, и наступление чего мы видим сейчас.
Так вот.
События с 20 по конец 50х годов 20 века — это условия непрекращающийся ни на миг борьбы различных группировок начиная от тех, кто остался верен Коминтерну внутри молодого советского государства до пройдох и жуликов, которые проникли внутрь государственной системы, не надо ни идеализировать, ни утрировать реальность, особенно того времени.
2.
На протяжении своего развития наука выработала систему инструментов познания: методы, методологии, системы познания, которые в своей совокупности представляют Методологию Научного Познания (МНП), которая, в свою очередь, может быть представлена графически в виде таблицы, но не только.
Высшим методологическим уровнем является — философский уровень, далее, по степени значимости в иерархии методов познания: системный уровень, методологический, методический и, наконец, информационный, он же — фактологический.
Процессы, протекающие в социуме, имеют разную природу и разное влияние на результат разворачивания тех или иных явлений в обществе, но так или иначе, мы — люди — ощущаем на себе, прямо или опосредованно, влияние всех этих процессов различного методологического уровня.
Чтобы увидеть это достаточно обратить внимание на окружающую прямо сейчас нас действительность.
Что происходит в наших жизнях, на индивидуальном уровне?
Что происходит у вас в сфере психики личности, что в семье, что на уровне взаимоотношений между поколениями, какая ситуация в гендерных отношениях, что на работе, что с образованием ваших детей, родных и близких, да, просто, соседей?
Мы словно частицы на поверхности воды, которые каждая в отдельности и все вместе разом ощущают на себе воздействие как ветерка, летящего по водной глади, так и изменение температуры остывающего Гольфстрима, даже если между нами тысячи километров или сотни лет истории.
3.
Социологам, психологам известна и понятна ситуация с преступностью в обществе, которую они-преступность- называют болезнью общества.
Потому что ясно очевидно, что, если где-то появилась преступность, значит были и те, кто оказал системное влияние на ее появление и распространение, эволюцию.
Значит где-то были продолжительное время сформированы условия: а) которые формировали асоциальное поведение и б) отсутствовали «носители» иного поведения, иных стандартов совместного общежития из-за чего явление окрепло и эволюционировало дальше.
4.
В контексте темы вынесенной в заголовок мы можем сказать логически непротиворечиво, что формирование личности Сталина, как и ВСЕХ его современников было «Духом-Того-Времени», которое сформировалось в результате деятельности предыдущих поколений, на волне которых и действовали все жители не только Российской Империи, но и всего мира.
5.
Как же нам тогда относится к Сталину, уж коль скоро такая повестка стоит постоянно перед нами?
Постараемся быть непротиворечивыми логически.
У политтехнологов есть закон и обратный, из него вытекающий:
«Если что-то происходит, значит это кому-нибудь нужно», и «если что-то не происходит, значит и это кому-то нужно».
6.
Что же значит, когда обладающие ресурсами интеллектуальными и информационными как сторонники личности Сталина, так и противники не обращаются к научному подходу в данном вопросе, и не просто не обращаются, но всячески избегают и умалчивают о такой возможности, вот уже на протяжении многих десятилетий?
Это значит, с точки зрения социального инжиниринга, что никого не интересует личность Сталина, важно отвести взгляд простого человека от иных аспектов его жизни и деятельности, да, и от окружающей действительности, отвлечение от неугодной цели, то есть осуществляется манипуляция, хотя конечно, дело не в ней одной, точнее совсем не ней, но это разговор отдельный.
7.
С точки зрения МНП основная, по степени вовлеченности личности в различные процессы, функция Сталина была — государственная.
И именно с этой позиции и необходимо подходить к вопросу его личности.
8.
Остальные же аспекты, за рассмотрение которых, если кто-либо возьмется рассматривать их, браться нужно с привлечением широкого спектра инструментов познания, с учетом исторического времени, и значительной части факторов его, время, сформировавших.
Как видим это дело либо глубоко заинтересованных лиц, разбирающихся не только в самом вопросе и в вопросах социологии, психологии, антропологии, истории, но и в вопросах, касающихся процессов высокого методологического уровня.
Полагаю, что специалистов такого рода почти нет на просторах нашей Родины.
Единственным кого автор может вспомнить — это Кургинян, который прямо говорил, на ЮТубе есть ролики, что время надо понимать, оно такое было, когда его мать шла по Красной Площади, а отец сидел.
[Вообще, Кургинян, из того что я видел в сети и на ТВ, единственный кто стремиться и пытается показать, объяснить и описать происходящее с позиций высокого методологического уровня — Философского, с позиций Метафизики, пусть и в своей интерпретации, проблема в том, что не многие ею владеют, в отличии от доступности Научного Подхода широким массам.]
9.
Оценочные суждения хороши для людей инфантильных, ни за что не отвечающих и не отвечавших прежде.
Такова модальность текущего исторического времени.
Если взяться поверхностно даже, то может очень даже вдруг, что в отношении себя самих и нашего окружения, на фоне социального бездействия-социальной импотенции, мы генерируем такие социальные волны, что результаты этого «волнения» окажутся в сто крат ужасающе, чем приписываемые Сталину и его времени — как будто он один в это время жил и работал! — самые ужасающие последствия.
Хотя бы посмотрите как МЫ допустили ТАКОЕ не просто с нашим Образованием, а нашими ДЕТЬМИ.
10.
С точки зрения НАУКИ видятся противоречивыми, нелогичными и методологически ошибочными позиции смешивания эмоционального отношения к личности Сталина на уровне отдельных личностей, к чему нас постоянно и подводят, качая лодку туда-сюда, и его социальных функций в ГРАНИЦАХ существовавших СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ КОНКРЕТНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ.
upd:
Совсем забыл, многие то совсем не знают:
Ходил он от дома к дому,
Стучась у чужих дверей,
Со старым дубовым пандури,
С нехитрою песней своей.
А в песне его, а в песне –
Как солнечный блеск чиста,
Звучала великая правда,
Возвышенная мечта.
Сердца, превращенные в камень,
Заставить биться сумел,
У многих будил он разум,
Дремавший в глубокой тьме.
Но вместо величья славы
Люди его земли
Отверженному отраву
В чаше преподнесли.
Сказали ему: «Проклятый,
Пей, осуши до дна…
И песня твоя чужда нам,
И правда твоя не нужна!»
Иверия. 1895. № 218 (на груз. языке).
Иосиф Сталин. Стихи. С. 6.
Примечание
Пандури — трехструнный щипковый музыкальный инструмент.
Известен другой перевод этого стихотворения, принадлежащий Ф. И. Чуеву (См.: Чуев Ф. Молотов: Полудержавный властелин. М., 2002. С. 314):
Он бродил от дома к дому,
словно демон отрешенный,
и в задумчивом напеве
правду вещую берег.
Многим разум осенила
эта песня золотая,
и оттаивали люди,
благодарствуя певца.
Но очнулись, пошатнулись,
переполнились испугом,
чашу, ядом налитую,
приподняли над землей
и сказали: — Пей, проклятый,
неразбавленную участь,
не хотим небесной правды,
легче нам земная ложь.