Совсем недавно вышел роман Александра Проханова «Лемнер», вокруг которого тут же разгорелось несколько скандалов. Во-первых, Московский дом книги отменил презентацию данного произведения по соображениям безопасности, а во-вторых, ряд наблюдателей, вещающих на широкую аудиторию (в частности, Борис Якеменко и Армен Гаспарян) обнаружили там несколько отрывков с карикатурно-негативным описанием президента России, и понесли это в массы в стиле «смотрите, вот что пишет ваш Проханов!».
Тема пригожинского мятежа, которая и является магистральной событийной линией романа (под Лемнером легко угадывается Пригожин, а под спецподразделением «Пушкин» — ЧВК «Вагнер»), будет будоражить наше общество ещё долгое время. Моя позиция всем известна: я считаю Евгения Пригожина предателем, потому что он укусил кормящую его руку государства, ударил в спину воюющей армии ради своих «непомерных амбиций и личного интереса». Однако самое занимательное обстоятельство состоит в том, что Александр Проханов придерживается абсолютно идентичной позиции.
Описывая приключения Лемнера и спецподразделения «Пушкин» в Африке и в зоне СВО, автор напоминает нам о героических страницах «Вагнера», но вместе с тем, анализируя мятеж, Проханов даёт понять, что он перечёркивает эти страницы. К слову, в романе на фоне мятежа многие сторонники покидают Лемнера, в том числе и его правая рука с позывным Вава, под которым в определённой степени подразумевается Дмитрий Уткин с позывным «Вагнер». В реальности же, как мы знаем, Уткин поддержал мятеж и позже погиб вместе с Пригожиным.
Ещё одной магистральной сюжетной линией являются три заговора, вожди которых всячески пытаются привлечь Лемнера на свою сторону. Это чиновники, враждующие между собой, но вместе с тем мечтающие занять кресло главы государства. Анатолий Ефремович Чулаки, гуру либерализма. Антон Ростиславович Светлов, выходец из силовых структур и эдакий квасной псевдопатриот. Иван Артакович Сюрлёнис, идеолог и творец смыслов, мечтающий начать историю России с чистого листа. И если у первого прототип очевиден (спойлер — это Чубайс), то вот насчёт двоих других могут быть разные версии, но я всё же склоняюсь к тому, что эти образы собирательные и отражают не столько личностей, сколько идеологические и концептуальные доктрины.
В итоге Лемнер сперва помогает Светлову разделаться с Чулаки и его сторонниками, но благодаря своей спутнице Лане Веретеновой понимает, что помыслы Антона Ростиславовича тоже далеко не чисты. Особенно это проявляется в моменте, когда Светлов всячески пытается сорвать встречу Лемнера и президента, спрашивая: «Вам мало того, что я говорю от имени президента?». Это, конечно же, не так: Светлов представляет лишь собственные интересы. Как следствие, Лемнер помогает уже Сюрлёнису покончить со Светловым, а позже избавляется и от самого идеолога и творца смыслов.
Аккурат после этого наступает переломный момент, когда Лемнер и начинает поход на Москву, делая на основании трёх враждующих между собой чиновников вывод о том, что всё государство прогнило, и только он может его спасти — дескать, в этом и есть то самое Величие, о котором говорила Лана. Однако он ошибается: Чулаки, Светлов и Сюрлёнис — это не всё государство, а сам Лемнер, в сущности, повторяет их ошибку. И вот здесь нужно сделать небольшое пояснение. Изначально может показаться, что главным героем романа является Лемнер, ведь именно его жизнь находится в центре повествования, он выступает своего рода «гирей» на весах в противостоянии враждующих лагерей, а его фамилия вынесена в заглавие книги.
Однако это совсем не так. Главной героиней романа «Лемнер» является Русская История — та, что, по словам Ланы, «никогда не ошибается». А это значит, что если человек избран ею для великих свершений, то должен действовать сообразно её воле, а если будет ей перечить, то она отвернётся от него. Чулаки, Светлова и Сюрлёниса, при всех их фундаментальных разногласиях, кое-что объединяет: они все готовы бросить Россию в топку своим амбициям и желаниям, хотят свергнуть всенародно избранного президента и не останавливаются ни перед чем, чтобы достичь своих целей. Они все пошли против Русской Истории, за что и были наказаны.
Трагедия Лемнера (и Пригожина как его прообраза тоже) заключается в том, что он также бросил вызов Русской Истории вместо того, чтобы принять скромную роль инструмента в её руках. Да, не такого важного, как президент России, министр иностранных дел или министр обороны, но всё же достаточно полезного и получающего за свою пользу причитающуюся ему награду. Однако вместо этого, в гордыне своей Лемнер захотел большего, из-за чего, победив даже не одного, а троих драконов, сам стал драконом. Такая вот отсылка к Евгению Шварцу.