logo Монетизация контента и креативная экономика

Почему рынок медиабизнеса всё ещё не насыщен, и есть возможности роста

Рынок ‎медиабизнеса‏ ‎продолжает ‎развиваться, ‎не ‎смотря ‎на‏ ‎сложную ‎политическую‏ ‎обстановку.‏ ‎Кому-то ‎может ‎показаться,‏ ‎что ‎количество‏ ‎активно ‎работающих ‎авторов ‎слишком‏ ‎велико.‏ ‎А ‎конкуренция‏ ‎такая, ‎что‏ ‎выдержать ‎и ‎остаться ‎на ‎плаву‏ ‎начинающим‏ ‎проектам ‎просто‏ ‎невозможно.

На ‎самом‏ ‎деле, ‎возможности ‎роста ‎не ‎ограничены.‏ ‎В‏ ‎России‏ ‎появилось ‎множество‏ ‎способов ‎развить‏ ‎свои ‎социальные‏ ‎сети.‏ ‎Об ‎этом‏ ‎расскажут ‎двое ‎авторов ‎нашей ‎платформы,‏ ‎Владимир ‎Морозов‏ ‎из‏ ‎проекта ‎TacticMedia  и ‎Максим‏ ‎Михеев ‎из‏ ‎проекта ‎Подкаст ‎Hobby ‎Talks

Тяжелый‏ ‎период

С‏ ‎началом ‎Специальной‏ ‎военной ‎операции‏ ‎на ‎рынке ‎медиабизнеса ‎произошли ‎изменения,‏ ‎которые‏ ‎привели ‎к‏ ‎снижению ‎заработка‏ ‎авторов. ‎Так, ‎в ‎первые ‎месяцы‏ ‎приоритеты‏ ‎у‏ ‎значительной ‎части‏ ‎пользователей ‎сменились.‏ ‎Необходимость ‎в‏ ‎потреблении‏ ‎развлекательного, ‎информационного‏ ‎и ‎другого ‎контента ‎резко ‎снизилась.‏ ‎Рынок ‎просел.

Также‏ ‎в‏ ‎2022 ‎году ‎Роскомнадзор‏ ‎заблокировал ‎популярную‏ ‎площадку ‎Patreon, ‎которая ‎позволяла‏ ‎блогерам‏ ‎зарабатывать ‎на‏ ‎своем ‎контенте.‏ ‎Стало ‎понятно: ‎так, ‎как ‎раньше,‏ ‎уже‏ ‎не ‎будет.‏ ‎Авторам ‎пришлось‏ ‎искать ‎новые ‎способы ‎зарабатывать ‎на‏ ‎блоге,‏ ‎чтобы‏ ‎продолжать ‎заниматься‏ ‎любимым ‎делом.‏ ‎Естественно, ‎решения‏ ‎находились.

Новая‏ ‎реальность

Новым ‎трендом‏ ‎стала ‎диверсификация ‎источников ‎дохода. ‎Одни‏ ‎стали ‎делать‏ ‎больше‏ ‎рекламных ‎интеграций, ‎чтобы‏ ‎иметь ‎возможность‏ ‎получать ‎стабильный ‎и ‎легко‏ ‎прогнозируемый‏ ‎доход. ‎Вторые‏ ‎начали ‎проводить‏ ‎стримы ‎и ‎собирать ‎донаты. ‎Третьи‏ ‎создали‏ ‎проект ‎на‏ ‎новой ‎площадке‏ ‎Sponsr, ‎которая ‎стала ‎российским ‎аналогом‏ ‎Patreon.

Возможности‏ ‎роста

Площадка‏ ‎Sponsr ‎собрала‏ ‎талантливых ‎авторов‏ ‎и ‎предложила‏ ‎им‏ ‎готовые ‎инструменты‏ ‎для ‎монетизации. ‎Создатели ‎контента ‎начали‏ ‎создавать ‎проекты‏ ‎в‏ ‎новом ‎сервисе ‎и‏ ‎публиковать ‎эксклюзивные‏ ‎материалы, ‎предлагая ‎пользователям ‎получить‏ ‎к‏ ‎ним ‎доступ‏ ‎за ‎подписку.‏ ‎У ‎блогеров ‎появились ‎новые ‎возможности‏ ‎роста‏ ‎даже ‎в‏ ‎период ‎военных‏ ‎действий ‎и ‎пандемии ‎коронавируса.

Единственным ‎сдерживающим‏ ‎фактором‏ ‎остается‏ ‎платежеспособность ‎пользователей.‏ ‎Практически ‎любой‏ ‎контент, ‎который‏ ‎создают‏ ‎блогеры, ‎не‏ ‎считается ‎жизненно ‎необходимым. ‎Это ‎касается‏ ‎даже ‎авторов-экспертов,‏ ‎публикующих‏ ‎только ‎ценные ‎полезные‏ ‎материалы.

Мнение ‎Максима‏ ‎Михеева и ‎его ‎советы, ‎куда‏ ‎двигаться‏ ‎дальше


С ‎началом‏ ‎СВО ‎произошёл‏ ‎ряд ‎событий, ‎которые ‎привели ‎к‏ ‎снижению‏ ‎заработка ‎создателей‏ ‎контента ‎в‏ ‎первые ‎месяцы ‎СВО: ‎значительной ‎части‏ ‎потребителей‏ ‎контента‏ ‎стало ‎не‏ ‎до ‎потребления‏ ‎этого ‎контента,‏ ‎ограничения‏ ‎со ‎стороны‏ ‎Патреона, ‎затруднение ‎вывода ‎средств, ‎полученных‏ ‎из ‎западных‏ ‎стран‏ ‎и ‎т. ‎д.
Конкретно‏ ‎у ‎нас‏ ‎произошло ‎падение ‎количества ‎подписчиков‏ ‎на‏ ‎Патреоне ‎примерно‏ ‎на ‎2/3.‏ ‎Остались ‎только ‎те, ‎кто ‎слушает‏ ‎нас‏ ‎из-за ‎рубежа‏ ‎(традиционно ‎их‏ ‎было ‎порядка ‎трети ‎всех ‎подписчиков,‏ ‎эта‏ ‎цифра‏ ‎практически ‎не‏ ‎меняется ‎уже‏ ‎много ‎лет).‏ ‎В‏ ‎связи ‎с‏ ‎этим ‎создателям ‎контента ‎пришлось ‎искать‏ ‎дополнительные ‎источники‏ ‎заработка.‏ ‎Кто-то ‎пришёл ‎на‏ ‎Спонсор ‎(как‏ ‎мы), ‎кто-то ‎— ‎на‏ ‎Бусти,‏ ‎кто-то ‎стал‏ ‎активнее ‎брать‏ ‎рекламу, ‎кто-то ‎стал ‎создавать ‎больше‏ ‎контента,‏ ‎устраивать ‎стримы‏ ‎с ‎донатами‏ ‎и ‎пр. ‎Новой ‎нормальностью ‎стала‏ ‎диверсификация‏ ‎источников‏ ‎дохода.
Мы ‎получаем‏ ‎доход ‎от‏ ‎Спонсора ‎и‏ ‎Патреона,‏ ‎от ‎живых‏ ‎выступлений ‎одного ‎из ‎ведущих, ‎развиваем‏ ‎канал ‎на‏ ‎YouTube‏ ‎(на ‎этой ‎неделе‏ ‎мы ‎доросли‏ ‎до ‎монетизации ‎на ‎нём).‏ ‎К‏ ‎счастью ‎для‏ ‎нас, ‎у‏ ‎нас ‎есть ‎доступ ‎как ‎в‏ ‎российской,‏ ‎так ‎и‏ ‎к ‎западной‏ ‎финансовой ‎системе ‎(один ‎из ‎ведущих‏ ‎живёт‏ ‎в‏ ‎Москве, ‎второй‏ ‎— ‎в‏ ‎Стокгольме). ‎Что‏ ‎касается‏ ‎прогнозов… ‎После‏ ‎шоковых ‎явлений ‎начала ‎СВО, ‎когда‏ ‎значительная ‎часть‏ ‎слушателей‏ ‎была ‎занята ‎решением‏ ‎личных ‎вопросов,‏ ‎интерес ‎к ‎подкасту ‎восстановился‏ ‎до‏ ‎прежних ‎значений.
Мы‏ ‎не ‎ожидаем‏ ‎значительных ‎изменений ‎количества ‎слушателей ‎в‏ ‎будущем,‏ ‎как ‎показывает‏ ‎динамика ‎последних‏ ‎десяти ‎лет, ‎рост ‎интереса ‎к‏ ‎нашему‏ ‎контенту‏ ‎происходит ‎постоянно,‏ ‎но ‎с‏ ‎небольшой ‎скоростью.‏ ‎Доходы‏ ‎растут, ‎но‏ ‎медленнее, ‎чем ‎до ‎СВО ‎и‏ ‎пандемии ‎коронавируса.‏ ‎Ощущается‏ ‎общее ‎ухудшение ‎уровня‏ ‎жизни ‎слушателей‏ ‎и ‎подписчиков, ‎начавшееся ‎ещё‏ ‎во‏ ‎время ‎пандемии.‏ ‎Без ‎улучшения‏ ‎макро-экономической ‎конъюнктуры ‎мы ‎не ‎ожидаем‏ ‎существенного‏ ‎роста ‎доходов.‏ ‎Из ‎нашего‏ ‎опыта ‎зависимость ‎между ‎прилагаемыми ‎усилиями‏ ‎с‏ ‎нашей‏ ‎стороны ‎и‏ ‎доходами ‎не‏ ‎является ‎линейной.‏ ‎Всегда‏ ‎есть ‎ограничения‏ ‎со ‎стороны ‎платёжеспособности ‎слушателей.
Наш ‎контент‏ ‎является ‎развлекательным,‏ ‎а‏ ‎не ‎жизненно ‎необходимым,‏ ‎поэтому ‎у‏ ‎слушателей ‎нет ‎сильной ‎мотивации‏ ‎платить‏ ‎больше, ‎чем‏ ‎они ‎платят‏ ‎(или ‎не ‎платят) ‎в ‎любой‏ ‎конкретный‏ ‎момент ‎времени.‏ ‎Повлиять ‎на‏ ‎процесс, ‎разумеется ‎можно. ‎Для ‎себя‏ ‎мы‏ ‎выделяем‏ ‎несколько ‎способов‏ ‎это ‎сделать:‏ ‎Повышение ‎цен‏ ‎на‏ ‎подписку. ‎Самый‏ ‎простой ‎и ‎очевидный ‎способ. ‎Мы‏ ‎не ‎повышали‏ ‎цены‏ ‎с ‎начала ‎СВО,‏ ‎но, ‎скорее‏ ‎всего, ‎рано ‎или ‎поздно‏ ‎это‏ ‎придётся ‎сделать‏ ‎из-за ‎сохраняющейся‏ ‎заметной ‎инфляции. ‎Перетасовка ‎системы ‎вознаграждения‏ ‎на‏ ‎Спонсоре ‎и‏ ‎Патреоне. ‎У‏ ‎нас ‎есть ‎опыт ‎такого ‎на‏ ‎Патреоне,‏ ‎обычно‏ ‎изменения ‎приводят‏ ‎к ‎росту‏ ‎доходов ‎(поскольку‏ ‎обычно‏ ‎с ‎этой‏ ‎целью ‎и ‎затеваются).
Создание ‎дополнительных ‎источников‏ ‎заработка, ‎новых‏ ‎форм‏ ‎контента ‎(например, ‎в‏ ‎нашем ‎случае‏ ‎— ‎живые ‎выступления ‎и‏ ‎YouTube).
Реклама.‏ ‎Для ‎нас‏ ‎актуальна ‎на‏ ‎YouTube, ‎в ‎подкасте ‎нет ‎рекламы‏ ‎по‏ ‎принципиальным ‎соображениям.‏ ‎Из ‎прочих‏ ‎способов ‎повышения ‎дохода ‎(не ‎используемых‏ ‎нами)‏ ‎отметим:‏ ‎Увеличение ‎аудитории‏ ‎(в ‎том‏ ‎числе, ‎подписчиков)‏ ‎за‏ ‎счёт ‎коллаборации‏ ‎с ‎другими ‎создателями ‎контента.
У ‎нас‏ ‎есть ‎негативный‏ ‎опыт‏ ‎такого ‎сотрудничества, ‎мы‏ ‎стараемся ‎его‏ ‎избегать. ‎Использование ‎связей ‎для‏ ‎получения‏ ‎госфинансирования ‎по‏ ‎грантам/программам ‎и‏ ‎всякому ‎такому. ‎Не ‎используем ‎по‏ ‎принципиальным‏ ‎соображениям ‎и‏ ‎из-за ‎отсутствия‏ ‎соответствующих ‎связей.

Как ‎видит ‎развитие ‎рынка‏ ‎Владимир‏ ‎Морозов


Изначально‏ ‎свой ‎проект‏ ‎мы ‎начинали‏ ‎как ‎некоммерческий,‏ ‎не‏ ‎планируя ‎зарабатывать‏ ‎на ‎освещении ‎военной ‎истории ‎страны.‏ ‎Но ‎канал‏ ‎вырос,‏ ‎стал ‎требовать ‎всё‏ ‎больше ‎ресурсов‏ ‎нашей ‎команды, ‎временных, ‎финансовых,‏ ‎появилось‏ ‎сообщество. ‎Тогда‏ ‎ещё ‎работал‏ ‎ютуб, ‎монетизация, ‎и ‎не ‎было‏ ‎необходимости‏ ‎в ‎сборе‏ ‎пожертвований.
Но ‎в‏ ‎2022 ‎все ‎доступные ‎нам ‎механизмы‏ ‎монетизации‏ ‎поломались,‏ ‎проект ‎мог‏ ‎выжить ‎только‏ ‎благодаря ‎помощи‏ ‎подписчиков‏ ‎и ‎мы‏ ‎были ‎вынуждены ‎предложить ‎аудитории ‎канала‏ ‎поддерживать ‎нас‏ ‎на‏ ‎регулярной ‎основе. ‎Наши‏ ‎зрители ‎откликнулись‏ ‎и ‎подписались ‎на ‎проект‏ ‎на‏ ‎Спонсоре. ‎Мы‏ ‎продолжили ‎выпускать‏ ‎материалы ‎почти ‎в ‎том ‎же‏ ‎объеме,‏ ‎что ‎и‏ ‎раньше. ‎Но‏ ‎примерно ‎два ‎года ‎ушло, ‎чтобы‏ ‎вернуться‏ ‎по‏ ‎уровню ‎доходов‏ ‎к ‎довоенному‏ ‎периоду. ‎Конечно,‏ ‎сейчас‏ ‎есть ‎очень‏ ‎серьёзная ‎неопределённость ‎в ‎отношении ‎экономической‏ ‎стабильности, ‎политической‏ ‎ситуации‏ ‎и ‎т. ‎п.‏ ‎Из-за ‎этого‏ ‎может ‎меняться ‎структура ‎дохода‏ ‎у‏ ‎наших ‎зрителей,‏ ‎когда, ‎допустим,‏ ‎вчера ‎они ‎могли ‎тратить ‎деньги‏ ‎на‏ ‎нас, ‎а‏ ‎сегодня ‎не‏ ‎могут.
Неопределённость ‎становится ‎ещё ‎большей ‎потому,‏ ‎что‏ ‎всё‏ ‎привязывается ‎к‏ ‎годовым ‎циклам‏ ‎жизни ‎проекта‏ ‎и‏ ‎годовым ‎циклам‏ ‎оплаты ‎(существенная ‎часть ‎зрителей ‎покупает‏ ‎доступ ‎на‏ ‎год‏ ‎вперед ‎в ‎марте–апреле‏ ‎из-за ‎массовой‏ ‎миграции ‎наших ‎зрителей ‎на‏ ‎Спонсор‏ ‎как ‎раз‏ ‎в ‎марте‏ ‎2022 ‎года). ‎Мы ‎не ‎знаем‏ ‎сколько‏ ‎подписчиков ‎сможет‏ ‎и ‎захочет‏ ‎продлить ‎годовые ‎подписки ‎и ‎не‏ ‎можем‏ ‎заранее‏ ‎прогнозировать, ‎как‏ ‎наши ‎доходы‏ ‎будут ‎распределены‏ ‎по‏ ‎другим ‎месяцам.‏ ‎Но ‎даже ‎в ‎такой ‎ситуации‏ ‎есть ‎возможности‏ ‎для‏ ‎развития, ‎на ‎мой‏ ‎взгляд.
Количество ‎наших‏ ‎зрителей ‎всё ‎равно ‎растёт,‏ ‎от‏ ‎аудитории ‎часто‏ ‎поступает ‎вопрос,‏ ‎а ‎как ‎можно ‎поддержать ‎то,‏ ‎что‏ ‎вы ‎делаете‏ ‎и ‎т.‏ ‎п. ‎И ‎это ‎при ‎том,‏ ‎что‏ ‎значительная‏ ‎часть ‎наших‏ ‎подписчиков ‎—‏ ‎люди ‎старшего‏ ‎возраста,‏ ‎которые ‎не‏ ‎привыкли ‎платить ‎за ‎контент, ‎считают,‏ ‎что ‎военная‏ ‎история‏ ‎должна ‎быть ‎бесплатна‏ ‎и ‎для‏ ‎всех, ‎а ‎любые ‎попытки‏ ‎монетизации‏ ‎воспринимают ‎болезненно.
Потому‏ ‎те, ‎кто‏ ‎может ‎и ‎хочет, ‎поддерживают ‎нас‏ ‎платными‏ ‎подписками, ‎не‏ ‎для ‎того,‏ ‎чтобы ‎получить ‎эксклюзив ‎(мы ‎всё‏ ‎равно‏ ‎выкладываем‏ ‎в ‎открытый‏ ‎доступ ‎все‏ ‎материалы, ‎просто‏ ‎позже),‏ ‎а ‎потому,‏ ‎что ‎считают ‎это ‎важным. ‎Еще‏ ‎один ‎важный‏ ‎нюанс‏ ‎в ‎отношении ‎нашего‏ ‎проекта ‎заключается‏ ‎в ‎том, ‎что ‎он‏ ‎объединил‏ ‎довольно ‎большое‏ ‎число ‎единомышленников‏ ‎— ‎историков-исследователей, ‎увлеченных ‎изучением ‎истории‏ ‎нашей‏ ‎страны. ‎Это‏ ‎защищает ‎проект‏ ‎в ‎целом ‎от ‎выгорания ‎конкретных‏ ‎авторов‏ ‎и‏ ‎повышает ‎уровень‏ ‎доверия ‎к‏ ‎нему. ‎Полагаю,‏ ‎что‏ ‎рынку ‎платных‏ ‎подписок ‎ещё ‎есть ‎куда ‎расти.
Лет‏ ‎10 ‎назад‏ ‎сложно‏ ‎было ‎представить, ‎что‏ ‎люди ‎будут‏ ‎платить ‎за ‎фильмы, ‎книги,‏ ‎доступ‏ ‎к ‎роликам‏ ‎в ‎интернете,‏ ‎а ‎сегодня ‎это ‎обычная ‎реальность.‏ ‎Это‏ ‎открывает ‎двери‏ ‎многим ‎авторам,‏ ‎которые ‎хотят ‎заниматься ‎любимым ‎делом‏ ‎и‏ ‎не‏ ‎зависеть ‎от‏ ‎финансовой ‎конъюнктуры.
Имеющаяся‏ ‎у ‎нас‏ ‎динамика,‏ ‎которую ‎поддержит‏ ‎выход ‎крупного ‎проекта ‎TacticMedia ‎—‏ ‎документального ‎фильма‏ ‎о‏ ‎сражении ‎под ‎Прохоровкой,‏ ‎позволяет ‎ожидать‏ ‎роста ‎числа ‎подписок ‎на‏ ‎20-30‏ ‎процентов ‎в‏ ‎ближайший ‎год.‏ ‎А ‎как ‎будет ‎расти ‎весь‏ ‎рынок‏ ‎сказать ‎сложно,‏ ‎но ‎очевидно,‏ ‎что ‎потенциал ‎для ‎роста ‎еще‏ ‎далеко‏ ‎не‏ ‎исчерпан.
Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048