Цивилизационное государство и его окружение — начало следующего цикла!
Язык выражает мысли, образы и понятия. Разными словами, имеющими часто пересекающееся значение. И раз за разом истинная суть спорта двух людей — в принципиальном непонимании тех образов, смыслов и понятий, что находятся за их словами.
Особенно сильно это сказывается в социологии — попытки описания общества предпринимались все времена, и раз за разом используемые термины меняли свой смысл. Возникали новые — типа «нация», например — относительные новоделы последних нескольких веков.
При этом верная трактовка этих слов раз за разом является жизненно важной для всего общества как такового. А неадекватные эксперименты с социальными системами регулярно приводят к кровавым трагедиям. СВО тут лишь один пример — еще сто лет назад никакой украинской государственности в принципе не существовало, язык не был оформлен, на нем с трудом удавалось говорить даже преданным фанатам идеи создания украинской идентичности. И если бы не абсурдная национальная политика новых властей Советской России — так и осталась бы эта идентичность на полях исторических книжек.
Сейчас же нашим практически официальным — насколько это возможно для социального понятия — курсом стало «построение цивилизационного государства». Под этим словом — Цивилизация — исторически понималось противопоставление «цивилизация-варварство». Историки прошлого насчитывали десятки отдельных «цивилизаций», подразумевая под этим словом независимый зародыш культуры — как материальной, так и социальной.
Сейчас же, к 21 веку, значения всех привычных терминов стоит привести в соответствие времени. В эпоху глобального доступа к информации — нет никаких «варваров», интернет доступен всем. Базовый набор технологий также унифицирован, метры-килограммы-секунды стали научно-технической базой даже в бывших колониях Британской Империи, сколь бы не цеплялись политики за традицию мерять землю ступней короля древности.
При этом сами социумы разных стран — все же межгосударственные границы есть объективная данность, игнорировать которую невозможно — очень различаются по своей сложности.
Социум горной долины Афганистана и социум крупного мегаполиса радикально отличаются по своим взаимодействиям. Как внутри общности, так и снаружи. Горная долина прожила в полуизолированном состоянии тысячи лет, а мегаполис — та же Москва — стоит посреди огромной равнины без естественных препятствий, и видел на своем веку армии десятка разных культур. Выработав совершенно другие методы взаимодействия, получив принципиально другую степень сложности общности как таковой.
Сейчас, в технически глобализованном мире, можно разделить общности именно по своей нарастающей сложности. От базовой ячейки социума — семьи — до Глобальной Цивилизации. Я даже для понятности схемы вставлю в нее «атом Человечества» — отдельного маленького человека — и саму, по определению высшую, социальную сущность — само Человечество.
Человек — Семья — Род — Племя — Этнос — Нация — Народ — Цивилизация — Человечество
В этой схеме каждый переход на более сложный уровень организации происходит через системный кризис и выработку нового формата внутриобщественных отношений. Через способность более высокого, то есть более сложного общественного уровня интегрировать в себя нижестоящие. Как семья интегрирует в себя отдельных людей, разрешая их конфликты тем или иным методом, так же этнос интегрирует в себя отдельные племена.
И так же Цивилизация — в том смысле, о котором мы будем говорить в этом цикле, Глобальная Цивилизация 21 века, способная влиять на всю Планету — интегрирует в себя целые народы. То, на что, например, принципиально не способно национальное государство — пример Украины не нуждается в обсуждении, с кровавой войной ради подавления других этносов. Не говоря уж о родоплеменном государстве типа Израиля, принципиально не способном интегрировать кого-то и что-то.
Задача построения Цивилизационного государства — главный «социальный квест» всего нашего поколения. Его успешное решение требует подходов, что многим покажутся странными — так же, как реальные взаимодействия в семье могут показаться странными принципиальным холостякам.
Вышестоящий уровень ранжирует нижестоящие и разрешает их конфликты, в идеале — на опережение, регистрируя их на начальных стадиях. Сохраняет тот самый внутренний мир, целым арсеналом способов. Вызывающих категорическое отторжение у националистов любой из входящих в Цивилизацию наций.
Но внутренняя политика Цивилизационного государства — тема для отдельного, исключительно масштабного цикла. Возможно — даже научно-популярной книги.
В этом же цикле мы с вами будем разбирать любопытный вопрос с предельно простой постановкой.
Вот строим мы это самое «Цивилизационное государство». А соседи наши — совершенно очевидно — строят в первую очередь национальные. Кто-то даже нацистскую диктатуру организовал, направленную на подавление всего русского на отнятых у русских же землях.
Как Цивилизационному Государству взаимодействовать со своим окружением-то?
Вот об этом и будем с вами рассуждать.
По воскресеньям, вечерами, сидя в уютном кресле-качалке перед камином.
Традиционно, первый и последний — подводящий краткий итог — тексты цикла выкладываются в открытый доступ.