logo Историк Александр Свистунов

История коррупции: на заре древности

В ‎IV‏ ‎веке ‎до ‎н. ‎э. ‎брахман‏ ‎по ‎имени‏ ‎Каутилья,‏ ‎также ‎известный ‎как‏ ‎Чанакья, ‎министр‏ ‎индийского ‎царя ‎Чандрагупты ‎Маурьи,‏ ‎написал‏ ‎книгу ‎о‏ ‎государственном ‎управлении‏ ‎под ‎названием ‎«Артхашастра», ‎что ‎можно‏ ‎перевести‏ ‎как ‎«Наставления‏ ‎о ‎материальном‏ ‎процветании» ‎или, ‎говоря ‎современным ‎языком,‏ ‎«Политэкономия».‏ ‎Текст‏ ‎на ‎санскрите,‏ ‎вновь ‎открытый‏ ‎только ‎в‏ ‎1905‏ ‎году, ‎естественным‏ ‎образом ‎касался ‎и ‎такого ‎всеобъемлющего‏ ‎и ‎вечного‏ ‎явления,‏ ‎как ‎коррупция.

Согласно ‎Каутилье,‏ ‎современнику ‎Аристотеля,‏ ‎те, ‎кто ‎управляет, ‎должны‏ ‎использовать‏ ‎любые ‎средства‏ ‎для ‎достижения‏ ‎своих ‎целей, ‎в ‎то ‎время‏ ‎как‏ ‎добродетели ‎и‏ ‎принцип ‎честности‏ ‎нужно ‎оставить ‎подданным. ‎Подобный ‎подход‏ ‎удивительным‏ ‎образом‏ ‎роднит ‎Каутилью‏ ‎с ‎Макиавелли,‏ ‎несмотря ‎на‏ ‎бесконечную‏ ‎дистанцию ‎​между‏ ‎историческими ‎контекстами, ‎в ‎которых ‎оба‏ ‎жили ‎и‏ ‎писали.‏ ‎В ‎частности, ‎Каутилья‏ ‎замечает, ‎что‏ ‎доказать ‎нечистоплотность ‎государственного ‎чиновника‏ ‎столь‏ ‎же ‎трудно,‏ ‎как ‎и‏ ‎выяснить, ‎«сколько ‎может ‎выпить ‎рыба,‏ ‎свободно‏ ‎плавающая ‎в‏ ‎воде». ‎«Не‏ ‎вкушай ‎мед ‎или ‎яд, ‎положенный‏ ‎на‏ ‎язык»,‏ ‎— ‎говорится‏ ‎в ‎«Артхашастре»,‏ ‎потому ‎что‏ ‎«это‏ ‎так ‎же‏ ‎трудно, ‎как ‎распоряжаться ‎царскими ‎деньгами,‏ ‎не ‎потратив‏ ‎хотя‏ ‎бы ‎малой ‎их‏ ‎части».

«Из ‎жадности‏ ‎рождается ‎грех», ‎— ‎говорится‏ ‎в‏ ‎древнеиндийском ‎эпосе‏ ‎«Махабхарата». ‎И‏ ‎нет ‎в ‎мире ‎религии, ‎от‏ ‎индуизма‏ ‎до ‎христианства,‏ ‎которая ‎бы‏ ‎не ‎провозглашала ‎этого ‎запретительного ‎принципа:‏ ‎от‏ ‎Дао‏ ‎Дэ ‎Цзин‏ ‎до ‎семи‏ ‎законов ‎Ноя,‏ ‎которыми‏ ‎регулировалась ‎повседневная‏ ‎жизнь ‎иудеев ‎до ‎появления ‎синайских‏ ‎скрижалей ‎с‏ ‎десятью‏ ‎заповедями. ‎Все ‎они‏ ‎считали ‎воровство‏ ‎величайшим ‎из ‎пороков.

Однако ‎в‏ ‎древние‏ ‎времена ‎«умасливание»‏ ‎было ‎столь‏ ‎же ‎широко ‎распространенным ‎обычаем, ‎как‏ ‎и‏ ‎сегодня, ‎и‏ ‎в ‎некоторых‏ ‎случаях ‎даже ‎считалось ‎законным. ‎В‏ ‎Ветхом‏ ‎Завете‏ ‎судьи ‎и‏ ‎правители ‎одаривают‏ ‎благосклонностью ‎самых‏ ‎полезных‏ ‎подданных: ‎хитрых‏ ‎и ‎прилежных ‎людей, ‎готовых ‎раздавать‏ ‎деньги ‎и‏ ‎приносить‏ ‎жертвы. ‎Обмен ‎услугами‏ ‎и ‎необходимая‏ ‎взаимность, ‎которую ‎он ‎поддерживает,‏ ‎не‏ ‎только ‎допускались,‏ ‎но ‎даже‏ ‎фактически ‎оправдывались ‎как ‎правильное ‎и‏ ‎общепринятое‏ ‎поведение. ‎При‏ ‎этом, ‎сохраняется‏ ‎некая ‎двойственность ‎трактовок: ‎такой ‎социальный‏ ‎механизм,‏ ‎как‏ ‎бартер, ‎широко‏ ‎представлен ‎в‏ ‎Библии, ‎особенно‏ ‎–‏ ‎в ‎книге‏ ‎Бытия, ‎и, ‎в ‎то ‎же‏ ‎время, ‎идея‏ ‎коррупции‏ ‎как ‎проступка ‎и‏ ‎греха ‎возникает,‏ ‎в ‎частности, ‎в ‎книгах‏ ‎пророков,‏ ‎а ‎затем‏ ‎в ‎философии‏ ‎Сократа ‎и ‎Платона.

Воплощение ‎хаоса ‎и‏ ‎разложения,‏ ‎Вавилон, ‎основанный‏ ‎более ‎чем‏ ‎за ‎две ‎тысячи ‎лет ‎до‏ ‎нашей‏ ‎эры‏ ‎шумерами ‎на‏ ‎левом ‎берегу‏ ‎Евфрата, ‎на‏ ‎протяжении‏ ‎тысячелетий ‎был‏ ‎одним ‎из ‎величайших ‎городов ‎древнего‏ ‎мира, ‎особенно‏ ‎при‏ ‎Хаммурапи ‎(1792-1750 ‎годы‏ ‎до ‎н.э.)‏ ‎и ‎Навуходоносоре ‎(умер ‎в‏ ‎562‏ ‎году ‎до‏ ‎н.э.). ‎Хаммурапи,‏ ‎один ‎из ‎самых ‎известных ‎законодателей‏ ‎древнего‏ ‎мира, ‎предписывал‏ ‎не ‎допускать‏ ‎к ‎профессии ‎судью, ‎изменившего ‎приговор,‏ ‎уже‏ ‎вынесенный‏ ‎судом. ‎Впрочем,‏ ‎нет ‎никаких‏ ‎доказательств, ‎что‏ ‎речь‏ ‎идет ‎именно‏ ‎о ‎случае ‎коррупции.

Отношение ‎народов ‎Месопотамии‏ ‎к ‎коррупции‏ ‎хорошо‏ ‎раскрывается ‎в ‎стихотворном‏ ‎произведении ‎«Ниппурский‏ ‎бедняк», ‎написанном ‎в ‎Вавилоне‏ ‎во‏ ‎II ‎тысячелетии‏ ‎до ‎н.э.‏ ‎Суть ‎его ‎такова. ‎Гимиль-Нинурта, ‎уроженец‏ ‎Ниппура‏ ‎в ‎Месопотамии,‏ ‎бедный, ‎но‏ ‎свободный ‎человек, ‎пытается ‎улучшить ‎свое‏ ‎положение.‏ ‎Все,‏ ‎что ‎у‏ ‎него ‎есть,‏ ‎это ‎коза.‏ ‎Он‏ ‎приводит ‎ее‏ ‎в ‎резиденцию ‎местного ‎губернатора ‎и‏ ‎отдает ‎тому‏ ‎козу‏ ‎в ‎качестве ‎взятки.‏ ‎Вскоре ‎после‏ ‎этого ‎губернатор ‎объявляет, ‎что‏ ‎устроит‏ ‎пир. ‎Но‏ ‎на ‎пиру‏ ‎Гимиль-Нинурта ‎не ‎получает ‎ничего, ‎кроме‏ ‎оставшихся‏ ‎от ‎козы‏ ‎костей ‎и‏ ‎сухожилий, ‎да ‎несвежего ‎пива. ‎Он‏ ‎хочет‏ ‎знать‏ ‎причину ‎такого‏ ‎обращения, ‎однако‏ ‎губернатор ‎велит‏ ‎высечь‏ ‎его ‎за‏ ‎дерзость. ‎Затем ‎герой ‎отправляется ‎к‏ ‎правителю ‎всей‏ ‎страны‏ ‎и ‎предлагает ‎ему‏ ‎рассказать ‎о‏ ‎местонахождении ‎золотой ‎жилы ‎в‏ ‎обмен‏ ‎на ‎пользование‏ ‎царской ‎колесницей‏ ‎в ‎течение ‎одного ‎дня. ‎Царь‏ ‎немедленно‏ ‎соглашается. ‎Гимиль-Нинурта‏ ‎возвращается ‎в‏ ‎Ниппур ‎на ‎колеснице, ‎и ‎губернатор‏ ‎приветствует‏ ‎его‏ ‎как ‎высокопоставленного‏ ‎царского ‎чиновника.‏ ‎Поселившись ‎во‏ ‎дворце,‏ ‎Гимиль-Нинурта ‎ночью‏ ‎открывает ‎принесенный ‎с ‎собой ‎сундук‏ ‎и ‎утверждает,‏ ‎что‏ ‎золото, ‎которое ‎в‏ ‎нем ‎было,‏ ‎исчезло. ‎Он ‎винит ‎в‏ ‎пропаже‏ ‎богатства ‎(которого‏ ‎не ‎было)‏ ‎самого ‎губернатора ‎и ‎трижды ‎порет‏ ‎его‏ ‎за ‎это‏ ‎преступление. ‎Чтобы‏ ‎умилостивить ‎его, ‎губернатор ‎предлагает ‎отдать‏ ‎ему‏ ‎два‏ ‎золотых ‎рудника,‏ ‎один ‎из‏ ‎которых ‎Гимиль-Нинурта‏ ‎передает‏ ‎царю ‎в‏ ‎исполнение ‎договора, ‎а ‎другой ‎–‏ ‎оставляет ‎себе.‏ ‎Мораль‏ ‎этой ‎популярной ‎легенды‏ ‎состоит ‎не‏ ‎в ‎том, ‎что ‎взяточничество‏ ‎само‏ ‎по ‎себе‏ ‎– ‎это‏ ‎нечто ‎плохое ‎(история ‎начинается ‎с‏ ‎того,‏ ‎что ‎Гимиль‏ ‎пытается ‎преподнести‏ ‎козу ‎в ‎качестве ‎взятки ‎за‏ ‎должность),‏ ‎а‏ ‎в ‎том,‏ ‎что ‎любое‏ ‎отклонение ‎от‏ ‎закона‏ ‎взаимоотдачи ‎должно‏ ‎сурово ‎караться. ‎В ‎этом ‎смысле‏ ‎прегрешение ‎совершил‏ ‎не‏ ‎Гимиль, ‎а ‎жадный‏ ‎губернатор, ‎взявший‏ ‎козу, ‎но ‎не ‎отдавший‏ ‎ничего‏ ‎в ‎ответ.‏ ‎В ‎аккадском‏ ‎обществе ‎взаимность ‎являлась ‎нормой, ‎а‏ ‎обмен‏ ‎с ‎власть‏ ‎имущими ‎ничем‏ ‎не ‎отличался ‎от ‎других ‎социальных‏ ‎или‏ ‎коммерческих‏ ‎сделок. ‎Система‏ ‎предложений ‎и‏ ‎обменов ‎являлась‏ ‎основным‏ ‎и ‎признанным‏ ‎способом ‎установления ‎мирных ‎отношений.

В ‎ветхозаветных‏ ‎книгах ‎Царств‏ ‎мы‏ ‎наблюдаем ‎пример ‎весьма‏ ‎эффектного ‎обмена:‏ ‎царица ‎Савская ‎предлагает ‎Соломону‏ ‎сто‏ ‎двадцать ‎талантов‏ ‎золота, ‎пряности‏ ‎в ‎огромном ‎количестве ‎и ‎драгоценные‏ ‎камни.‏ ‎Соломон, ‎в‏ ‎свою ‎очередь,‏ ‎предлагает ‎царице ‎все, ‎что ‎та‏ ‎пожелает,‏ ‎в‏ ‎дополнение ‎к‏ ‎тому, ‎что‏ ‎он ‎уже‏ ‎дал‏ ‎ей ‎по‏ ‎собственной ‎инициативе. ‎Вывод, ‎казалось ‎бы,‏ ‎ясен: ‎Соломон‏ ‎принял‏ ‎дары ‎царицы ‎Савской‏ ‎и ‎поэтому‏ ‎знает, ‎что ‎обязан ‎предложить‏ ‎что-то‏ ‎взамен.

Значительную ‎часть‏ ‎доходов ‎жреческой‏ ‎касты, ‎бесспорно, ‎составляли ‎приношения. ‎В‏ ‎древнем‏ ‎святилище ‎в‏ ‎городе ‎Силом‏ ‎во ‎время ‎жертвоприношений ‎жрецы ‎имели‏ ‎право‏ ‎на‏ ‎все, ‎что‏ ‎могли ‎подцепить‏ ‎трезубыми ‎вилами:‏ ‎«Когда‏ ‎кто ‎приносил‏ ‎жертву, ‎отрок ‎священнический, ‎во ‎время‏ ‎варения ‎мяса,‏ ‎приходил‏ ‎с ‎вилкой ‎в‏ ‎руке ‎своей‏ ‎и ‎опускал ‎ее ‎в‏ ‎котел,‏ ‎или ‎в‏ ‎кастрюлю, ‎или‏ ‎на ‎сковороду, ‎или ‎в ‎горшок,‏ ‎и‏ ‎что ‎вынет‏ ‎вилка» ‎(1-я‏ ‎книга ‎Царств, ‎2 ‎глава, ‎стихи‏ ‎13-15).‏ ‎Являться‏ ‎к ‎жрецам‏ ‎с ‎пустыми‏ ‎руками ‎было‏ ‎непринято,‏ ‎а ‎к‏ ‎пророку ‎– ‎тем ‎более. ‎Вот‏ ‎почему ‎Саул‏ ‎не‏ ‎решается ‎явиться ‎к‏ ‎Самуилу ‎и‏ ‎спрашивает ‎слугу, ‎который ‎предложил‏ ‎ему‏ ‎это: ‎«вот‏ ‎мы ‎пойдем,‏ ‎а ‎что ‎мы ‎принесем ‎тому‏ ‎человеку?‏ ‎ибо ‎хлеба‏ ‎не ‎стало‏ ‎в ‎сумах ‎наших, ‎и ‎подарка‏ ‎нет,‏ ‎чтобы‏ ‎поднести ‎человеку‏ ‎Божию; ‎что‏ ‎у ‎нас?»‏ ‎(1-я‏ ‎книга ‎Царств,‏ ‎9 ‎глава, ‎стих ‎7). ‎Слуга‏ ‎же ‎в‏ ‎качестве‏ ‎подношения ‎предлагает ‎дать‏ ‎ему ‎четверть‏ ‎сикля ‎(шекеля) ‎серебра, ‎которые‏ ‎у‏ ‎него ‎есть.‏ ‎В ‎книге‏ ‎Бытия ‎Иаков ‎без ‎колебаний ‎и‏ ‎довольно‏ ‎дерзко ‎предлагает‏ ‎Всевышнему ‎договор:‏ ‎«И ‎положил ‎Иаков ‎обет, ‎сказав:‏ ‎если‏ ‎(Господь)‏ ‎Бог ‎будет‏ ‎со ‎мною‏ ‎и ‎сохранит‏ ‎меня‏ ‎в ‎пути‏ ‎сем, ‎в ‎который ‎я ‎иду,‏ ‎и ‎даст‏ ‎мне‏ ‎хлеб ‎есть ‎и‏ ‎одежду ‎одеться,‏ ‎и ‎я ‎в ‎мире‏ ‎возвращусь‏ ‎в ‎дом‏ ‎отца ‎моего,‏ ‎и ‎будет ‎Господь ‎моим ‎Богом‏ ‎—‏ ‎то ‎этот‏ ‎камень, ‎который‏ ‎я ‎поставил ‎памятником, ‎будет ‎(у‏ ‎меня)‏ ‎домом‏ ‎Божиим; ‎и‏ ‎из ‎всего,‏ ‎что ‎Ты,‏ ‎Боже,‏ ‎даруешь ‎мне,‏ ‎я ‎дам ‎Тебе ‎десятую ‎часть»‏ ‎(книга ‎Бытия,‏ ‎глава‏ ‎28, ‎стихи ‎20-22).

Естественно,‏ ‎Ветхий ‎Завет‏ ‎не ‎защищает ‎укоренившуюся ‎коррупцию‏ ‎как‏ ‎систему. ‎Среди‏ ‎наставлений, ‎которые‏ ‎Бог ‎дает ‎Моисею, ‎есть ‎и‏ ‎такое:‏ ‎«даров ‎не‏ ‎принимай, ‎ибо‏ ‎дары ‎слепыми ‎делают ‎зрячих ‎и‏ ‎превращают‏ ‎дело‏ ‎правых». ‎Господь‏ ‎не ‎принимает‏ ‎подношения ‎от‏ ‎тех,‏ ‎кто ‎недостоин,‏ ‎а ‎только ‎от ‎тех ‎людей,‏ ‎которых ‎он‏ ‎считает‏ ‎праведными. ‎Несмотря ‎на‏ ‎это, ‎принцип‏ ‎обмена ‎в ‎отношениях ‎между‏ ‎людьми‏ ‎и ‎их‏ ‎Богом ‎пронизывает‏ ‎значительную ‎часть ‎священных ‎текстов, ‎и‏ ‎древнее‏ ‎общество ‎Ближнего‏ ‎Востока, ‎по-видимому,‏ ‎в ‎основном ‎соответствовало ‎этому ‎логическому‏ ‎и‏ ‎моральному‏ ‎критерию.

Все ‎изменилось‏ ‎в ‎Новом‏ ‎Завете, ‎в‏ ‎котором‏ ‎подобный ‎подход‏ ‎осуждается ‎посредством ‎символического ‎эпизода ‎со‏ ‎«щедрым» ‎Симоном‏ ‎Волхвом,‏ ‎готовым ‎предложить ‎деньги,‏ ‎чтобы ‎приобрести‏ ‎силы, ‎дарованные ‎Святым ‎Духом‏ ‎(Деяния,‏ ‎глава ‎8,‏ ‎стихи ‎18-24).‏ ‎Именно ‎Симон ‎дал ‎имя ‎такому‏ ‎явлению‏ ‎как ‎«симония»‏ ‎– ‎церковный‏ ‎вариант ‎коррупции, ‎заключающийся ‎в ‎купле‏ ‎и‏ ‎продаже‏ ‎церковных ‎должностей,‏ ‎сана, ‎таинств,‏ ‎реликвий ‎и‏ ‎прочего.‏ ‎На ‎протяжении‏ ‎столетий ‎католическая ‎церковь ‎номинально ‎осуждала‏ ‎симонию, ‎однако‏ ‎в‏ ‎реальности ‎практиковала ‎ее,‏ ‎что, ‎во‏ ‎многом, ‎стало ‎причиной ‎церковного‏ ‎раскола‏ ‎и ‎образования‏ ‎лютеранства. ‎В‏ ‎остальном ‎же ‎одним ‎из ‎центральных‏ ‎эпизодов‏ ‎христианской ‎истории‏ ‎является ‎история‏ ‎Иуды ‎Искариота, ‎человека, ‎который ‎воровал‏ ‎деньги‏ ‎из‏ ‎общей ‎кассы‏ ‎апостолов ‎и‏ ‎продал ‎своего‏ ‎учителя‏ ‎Иисуса ‎римлянам‏ ‎за ‎тридцать ‎серебряных ‎монет. ‎Это‏ ‎было ‎настолько‏ ‎сильное‏ ‎предательство, ‎что ‎оно‏ ‎лишило ‎его‏ ‎возможности ‎искупить ‎свою ‎вину‏ ‎даже‏ ‎после ‎покаяния,‏ ‎и ‎это‏ ‎привело ‎к ‎тому, ‎что ‎Иуда‏ ‎повесился.

В‏ ‎Древней ‎Греции‏ ‎тоже ‎нашлось‏ ‎место ‎коррупционным ‎скандалам. ‎В ‎324‏ ‎году‏ ‎до‏ ‎н.э. ‎в‏ ‎Афинах ‎состоялась‏ ‎очередная ‎Олимпиада,‏ ‎и‏ ‎в ‎том‏ ‎же ‎году ‎разгорелся ‎скандал ‎с‏ ‎украденным ‎золотом‏ ‎Александра‏ ‎Македонского. ‎Суть ‎была‏ ‎такова: ‎друг‏ ‎детства ‎македонского ‎царя ‎и,‏ ‎по‏ ‎совместительству, ‎его‏ ‎казначей ‎Гарпал‏ ‎прихватил ‎крупную ‎сумму ‎денег ‎и‏ ‎сбежал‏ ‎с ‎ними‏ ‎в ‎Афины,‏ ‎надеясь ‎найти ‎там ‎убежище. ‎Афинский‏ ‎оратор‏ ‎Демосфен,‏ ‎известный ‎своими‏ ‎обличительными ‎речами‏ ‎против ‎Филиппа‏ ‎II‏ ‎Македонского, ‎и‏ ‎к ‎его ‎сыну ‎Александру ‎испытывал‏ ‎не ‎самые‏ ‎нежные‏ ‎чувства. ‎Однако ‎когда‏ ‎другие ‎афиняне‏ ‎предложили ‎использовать ‎украденную ‎казну,‏ ‎чтобы‏ ‎начать ‎восстание‏ ‎против ‎Македонии,‏ ‎он ‎высказался ‎против. ‎По ‎предложению‏ ‎Демосфена‏ ‎беглец ‎был‏ ‎заключен ‎в‏ ‎тюрьму, ‎а ‎деньги ‎арестовали. ‎Следить‏ ‎за‏ ‎их‏ ‎сохранностью ‎должен‏ ‎был ‎особый‏ ‎комитет ‎во‏ ‎главе‏ ‎все ‎с‏ ‎тем ‎же ‎Демосфеном. ‎Однако ‎вскоре‏ ‎выяснилось, ‎что‏ ‎денег‏ ‎в ‎украденной ‎казне‏ ‎– ‎ровно‏ ‎половина ‎от ‎изначальной ‎суммы.‏ ‎А‏ ‎затем ‎Гарпал‏ ‎вообще ‎сбежал‏ ‎из ‎Афин, ‎что ‎дало ‎повод‏ ‎недругам‏ ‎Демосфена ‎обвинить‏ ‎его ‎в‏ ‎получении ‎взятки. ‎Не ‎сумев ‎оправдаться,‏ ‎оратор‏ ‎бежал‏ ‎из ‎Афин.

Проблема‏ ‎коррупции ‎поднималась‏ ‎античными ‎авторами‏ ‎гораздо‏ ‎раньше. ‎Так,‏ ‎например, ‎Гесиод, ‎современник ‎Гомера, ‎прославлял‏ ‎в ‎своих‏ ‎«Трудах‏ ‎и ‎днях» ‎мифический‏ ‎«золотой ‎век»:‏ ‎эпоху, ‎когда ‎людьми ‎не‏ ‎двигала‏ ‎«постыдная ‎жажда‏ ‎наживы». ‎Как‏ ‎позднее ‎писал ‎поэт ‎и ‎философ‏ ‎Ксенофан:‏ ‎«То, ‎что‏ ‎у ‎людей‏ ‎олицетворяет ‎постыдность ‎и ‎позор, ‎воровство,‏ ‎прелюбодеяние‏ ‎и‏ ‎обман ‎друг‏ ‎друга, ‎Гомер‏ ‎и ‎Гесиод‏ ‎приписали‏ ‎богам». ‎Герой‏ ‎гомеровской ‎«Одиссеи» ‎на ‎самом ‎деле‏ ‎воплощает ‎образ‏ ‎гениального‏ ‎мошенника ‎и ‎удачливого‏ ‎лжеца, ‎являясь‏ ‎потомком ‎бога ‎Гермеса, ‎квинтэссенции‏ ‎хитрого‏ ‎и ‎даже‏ ‎лживого ‎бога,‏ ‎а ‎также ‎внуком ‎Автолика, ‎известного‏ ‎своей‏ ‎склонностью ‎к‏ ‎мошенничеству ‎и‏ ‎воровству.

Другим ‎примером ‎коррупции ‎в ‎древнем‏ ‎мире‏ ‎было‏ ‎так ‎называемое‏ ‎профессиональное ‎доносительство‏ ‎– ‎когда‏ ‎люди,‏ ‎прознав ‎о‏ ‎каких-то ‎нелицеприятных ‎деяниях ‎своих ‎земляков,‏ ‎угрожали, ‎что‏ ‎донесут‏ ‎на ‎них, ‎и‏ ‎требовали ‎деньги‏ ‎за ‎свое ‎молчание. ‎Демосфен‏ ‎так‏ ‎описывал ‎профессионального‏ ‎клеветника: ‎«Он‏ ‎ходит ‎по ‎агоре, ‎как ‎гадюка‏ ‎или‏ ‎скорпион, ‎с‏ ‎жалом ‎наизготовку,‏ ‎прыгая ‎туда-сюда, ‎и ‎остановится ‎вдруг‏ ‎то‏ ‎в‏ ‎одной ‎точке,‏ ‎то ‎в‏ ‎другой, ‎высматривая,‏ ‎на‏ ‎кого ‎бы‏ ‎донести, ‎и ‎вымогает ‎деньги, ‎пугая‏ ‎их ‎судом».

Ритор‏ ‎и‏ ‎софист ‎Фрасимах, ‎живший‏ ‎в ‎V‏ ‎веке ‎до ‎н. ‎э.,‏ ‎известен‏ ‎главным ‎образом‏ ‎благодаря ‎тому,‏ ‎что ‎Платон ‎сделал ‎его ‎главным‏ ‎героем‏ ‎одного ‎из‏ ‎своих ‎диалогов,‏ ‎и ‎вложил ‎в ‎его ‎уста‏ ‎фразу:‏ ‎«Я‏ ‎считаю, ‎что‏ ‎справедливость ‎есть‏ ‎не ‎что‏ ‎иное,‏ ‎как ‎интерес‏ ‎сильнейшего». ‎А ‎справедливость ‎— ‎это‏ ‎«то, ‎что‏ ‎благоприятствует‏ ‎установленной ‎власти». ‎Проще‏ ‎говоря, ‎справедливость‏ ‎не ‎достигается ‎простым ‎соблюдением‏ ‎правил,‏ ‎лежащих ‎в‏ ‎основе ‎общественного‏ ‎порядка, ‎но ‎может ‎быть ‎выстроена‏ ‎в‏ ‎соответствии ‎с‏ ‎требованиями ‎правителя.‏ ‎Поэтому ‎тот, ‎кто ‎правит, ‎может‏ ‎издавать‏ ‎законы,‏ ‎гарантирующие ‎его‏ ‎безнаказанность.

В ‎греческой‏ ‎трагедии ‎и‏ ‎комедии‏ ‎тема ‎коррупции‏ ‎и, ‎в ‎более ‎широком ‎смысле,‏ ‎отношения ‎к‏ ‎богатству,‏ ‎что ‎не ‎было‏ ‎нажито ‎упорным‏ ‎трудом, ‎является ‎достаточно ‎популярной.‏ ‎Софокл‏ ‎в ‎«Царе‏ ‎Эдипе» ‎негодовал‏ ‎от ‎имени ‎своего ‎героя:

О ‎власть,‏ ‎о‏ ‎злато, ‎о‏ ‎из ‎всех‏ ‎умений

Уменье ‎высшее ‎среди ‎людей ‎-

Какую‏ ‎зависть‏ ‎вы‏ ‎растить ‎способны!

Я‏ ‎ль ‎добивался‏ ‎этого ‎престола?

Мне‏ ‎ль‏ ‎не ‎достался‏ ‎он, ‎как ‎вольный ‎дар?

И ‎что‏ ‎ж? ‎Креонт,‏ ‎мой‏ ‎верный, ‎старый ‎друг,

Из-за‏ ‎него ‎меня‏ ‎подходом ‎тайным

Сгубить ‎задумал! ‎Хитрого‏ ‎волхва

Он‏ ‎подпускает, ‎лживого‏ ‎бродягу,

В ‎делах‏ ‎наживы ‎зрячего, ‎но ‎полной

В ‎вещаниях‏ ‎окутанного‏ ‎тьмой!

Если ‎же‏ ‎говорить ‎о‏ ‎комедии, ‎можно ‎вспомнить ‎«Всадников» ‎Аристофана,‏ ‎где‏ ‎одним‏ ‎из ‎персонажей‏ ‎был ‎коррумпированный‏ ‎государственный ‎деятель‏ ‎Клеон,‏ ‎в ‎чьи‏ ‎уста ‎автор ‎вложил ‎фразу ‎«О‏ ‎да, ‎я‏ ‎крал,‏ ‎но ‎во ‎спасенье‏ ‎городу!». ‎К‏ ‎слову, ‎примерно ‎в ‎то‏ ‎время‏ ‎в ‎Афинах‏ ‎действительно ‎жил‏ ‎политический ‎деятель ‎по ‎имени ‎Клеон,‏ ‎который‏ ‎и ‎стал‏ ‎прообразом ‎персонажа‏ ‎комедии. ‎Другой ‎античный ‎комедиограф, ‎Менандр,‏ ‎которого‏ ‎считали‏ ‎своим ‎учителем‏ ‎Теренций ‎и‏ ‎Плавт, ‎писал:

Считает‏ ‎Эпихарм‏ ‎богами ‎ветер,‏ ‎дождь,

И ‎солнце, ‎и ‎огонь, ‎и‏ ‎все ‎созвездия,

А‏ ‎вот‏ ‎по ‎мне ‎-‏ ‎единственно ‎полезные

Нам‏ ‎боги ‎- ‎это ‎серебро‏ ‎и‏ ‎золото.

Лишь ‎в‏ ‎дом ‎их‏ ‎принесешь, ‎- ‎о ‎чем ‎помолишься,

Все‏ ‎будет‏ ‎у ‎тебя,‏ ‎что ‎только‏ ‎хочется:

Земля, ‎дома, ‎служанки, ‎украшения,

Друзья, ‎свидетели‏ ‎и‏ ‎судьи‏ ‎- ‎лишь‏ ‎плати!

К ‎тебе‏ ‎пойдут ‎и‏ ‎боги‏ ‎в ‎услужение.

Подкуп‏ ‎был ‎серьезным ‎инструментом ‎для ‎достижения‏ ‎побед ‎не‏ ‎только‏ ‎на ‎политическом ‎поприще,‏ ‎но ‎и‏ ‎на ‎поле ‎боя. ‎Согласно‏ ‎рассказу‏ ‎Плутарха, ‎отец‏ ‎Александра ‎Македонского,‏ ‎царь ‎Филипп ‎II, ‎однажды ‎сказал:‏ ‎«в‏ ‎любом ‎самом‏ ‎укрепленном ‎городе‏ ‎всегда ‎найдется ‎дверь, ‎в ‎которую‏ ‎пройдет‏ ‎осел,‏ ‎нагруженный ‎золотом».‏ ‎И ‎это‏ ‎были ‎не‏ ‎просто‏ ‎слова. ‎Филиппу‏ ‎II ‎удалось ‎вырвать ‎контроль ‎над‏ ‎золотыми ‎и‏ ‎серебряными‏ ‎рудниками ‎Фракии ‎у‏ ‎Афин, ‎и‏ ‎он ‎стал ‎разрабатывать ‎их‏ ‎гораздо‏ ‎интенсивнее, ‎чем‏ ‎это ‎делалось‏ ‎прежде. ‎Однако, ‎когда ‎Александр ‎Македонский‏ ‎в‏ ‎336 ‎году‏ ‎до ‎н.э.‏ ‎взошел ‎на ‎трон, ‎он ‎обнаружил,‏ ‎что‏ ‎у‏ ‎него ‎в‏ ‎казне ‎практически‏ ‎нет ‎наличных‏ ‎средств,‏ ‎и ‎это‏ ‎стало ‎одной ‎из ‎главных ‎причин‏ ‎его ‎стремления‏ ‎расширить‏ ‎границы ‎своей ‎державы.

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048